Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни, переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников - все это способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Александр РУМЯНЦЕВ, главный педиатр Москвы:

- Есть пять показателей, по которым судят о здоровье детей: младенческая смертность, детская смертность, количество острых заболеваний, количество хронических заболеваний и число детей-инвалидов. По всем показателям Москва находится в первой пятерке из 85 регионов России.

Младенческая смертность среди москвичей - менее 5 случаев на 1000 родившихся. Таких цифр в столице никогда не было. Дети более всего страдают болезнями органов дыхания, костно-мышечной системы (плоскостопие, нарушения осанки), органов зрения, органов пищеварения.

Николай ЕВТИХИЕВ, префект Восточного округа:

- Мы хотим видеть активное и здоровое молодое поколение. А здоровье детей часто начинается в детском саду. Для этого нужно дать возможность детям посещать детские сады, ликвидировать очередь желающих получить дошкольное образование, строя новые современные здания. Нам нужно, чтобы там детям жилось хорошо, чтобы родители были спокойны, оставляя их на попечение воспитателей. Мы строим детские сады - в 2009 году было построено (с учетом заделов прошлых лет) 14 детских садов мощностью свыше 1700 мест, и это показатель того, что все экономические проблемы преодолимы, когда есть благородная и важная цель. В 2010 году в Восточном округе будут построены 6 детских садов на 1130 мест. Это будут такие же красивые современные здания, как здание детского сада №2565 - ресурсного центра «Здоровый ребенок».

Ольга ЖИЛЬЦОВА, руководитель Восточного окружного научно-методического центра:

- Одним из основных ресурсов успешной реализации задач программы «Столичное образование-5» стала экспериментально-инновационная деятельность дошкольных образовательных учреждений.

Деятельность лаборатории дошкольного образования направлена на развитие инновационной сети ДОУ и сетевого взаимодействия участников экспериментальной деятельности. Особенность этой работы - в преемственности использования результатов, продуктов такой деятельности, позволяющей осуществлять индивидуальную адресную методическую помощь, что чрезвычайно важно в условиях инновационного режима развития округа.

«Современные образовательные технологии - детскому саду» - под таким девизом осуществляется совместная работа ОМЦ и ресурсного центра «Здоровый ребенок» в Восточном округе. Реализация совместного пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» в Восточном округе проходит на базе государственного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №2565 - ресурсного центра «Здоровый ребенок». Дошкольное учреждение работает в режиме экспериментальной площадки «Укрепление здоровья и совершенствование физического развития детей». Деятельность ресурсного центра «Здоровый ребенок», аккумулирующего современный опыт формирования здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях, направлена на создание технологий личностно ориентированной двигательной активности и оздоровительно-развивающей физической культуры.

Свою деятельность детский сад №2565 в качестве ресурсного центра «Здоровый ребенок» осуществляет с января 2008 года. Сегодня объединяет 9 экспериментальных площадок - дошкольных учреждений разного вида трех округов Москвы. Кроме того, сетевым взаимодействием по данному направлению охвачены 25 детских садов города Москвы и 70 Восточного округа.

Уже с первых месяцев работы ресурсный центр и лаборатория дошкольного образования ОМЦ осуществляют тесное взаимодействие друг с другом, что позволяет дошкольным учреждениям Восточного округа получать качественную методическую поддержку в области здоровьесбережения, коррекционной работы, социализации детей с проблемами в развитии. Для педагогов-практиков интересен опыт работы ресурсного центра по развитию новых форм дошкольного образования: лекотека, консультативный пункт, которые реализуются на основе личностно ориентированного подхода к детям, нуждающимся в особом внимании. Трансляция деятельности экспериментальной площадки через такие формы, как совещания, семинары, мастер-классы, консультации, позволяет осуществлять методическое сопровождение экспериментальной деятельности на дифференцированной основе. Размещение материалов в информационном пространстве лаборатории дошкольного образования ОМЦ ВОУО в системе learning (ЦИТУО) обеспечивает возможность педагогам дошкольных учреждений Восточного округа оперативно знакомиться с современными научно-практическими разработками.

Сегодня педагогическим коллективом под руководством научных руководителей Марины Руновой и Петра Храмцова созданы: методическое пособие «Шаги к здоровью», методика «Комплексная оценка двигательной активности детей 3 - 7 лет», методика «Мониторинг физического развития и здоровья дошкольников», методические рекомендации «Гигиенические требования к условиям воспитания и обучения дошкольников компенсирующих ортопедических групп». Деятельность ресурсного центра, направленная на перспективу, задает вектор развития дошкольного образования в области сохранения и укрепления здоровья детей, а это главное. Ведь для нас важно не догонять и даже не идти в ногу, а опережать, работать на перспективу. Именно это позволит выполнить задачи программы «Столичное образование-5».

Сергей ГОРБУН, начальник Восточного окружного управления образования:

- В дошкольных образовательных учреждениях физическое воспитание и оздоровление детей - приоритетная задача. Это объясняется тем, что только здоровый дошкольник может достигнуть успехов в процессе подготовки к обучению в школе. Ведь здоровый ребенок жизнерадостен, активен, любознателен и счастлив.

Особое внимание в дошкольных учреждениях нашего округа уделяется вопросам сохранения здоровья, повышению качества образования в области физической культуры детей раннего и дошкольного возраста. Не случайно именно в Восточном округе находится ресурсный центр «Здоровый ребенок», работающий в рамках совместного пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» Департамента образования Москвы и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), - детский сад комбинированного вида №2565. Ресурсный центр работает много и плодотворно. Он накапливает и систематизирует передовой опыт, организует сетевое взаимодействие и проводит экспериментальную работу. Для повышения качества оздоровительной работы в дошкольных учреждениях Москвы ресурсный центр разрабатывает и транслирует новые инновационные технологии.

Это дошкольное учреждение отличается современной и разнообразной предметно-развивающей средой, все базисные компоненты которой включают оптимальные условия для полноценного физического развития детей, коррекционной и реабилитационной работы. Я очень рад, что в 2008 году коллектив нашего дошкольного учреждения стал победителем конкурса «Детский сад года-2008» в номинации «Детский сад комбинированного вида».

Наш детский сад работает и с теми малышами, кто по состоянию здоровья не может посещать дошкольные образовательные учреждения. Ресурсный центр как экспериментальная площадка города одним из первых включил в свою работу новую форму дошкольного образования. Здесь открыта группа для детей с детским церебральным параличом и успешно разрабатывается модель специализированной лекотеки на основе интеграции детей с выраженными двигательными нарушениями в специализированные группы детского сада.

Меняются времена, программы и методики, но формирование привычки здорового образа жизни остается лучшей традицией и главным условием воспитания подрастающего поколения. По этой причине многие дошкольные учреждения Восточного округа включились в сетевое взаимодействие с ресурсным центром «Здоровый ребенок».

Я считаю, что реализация проекта «Московское образование: от младенчества до школы» приведет к повышению качества образования в столице.

Вопрос преемственности дошкольного и начального школьного образования - один из самых сложных в педагогической практике. Именно в практике! О преемственности написаны тома монографий, теория этого вопроса прописана, а на практике, к сожалению, до сих пор больше вопросов, чем ответов.

Вместе с тем нам удалось решить на практике вопрос преемственности семейного воспитания и дошкольного образования. Если следовать педагогической науке, то ребенок при поступлении в детский сад проходит период адаптации, который длится от одного до шести месяцев и, как правило, сопровождается стрессовым состоянием ребенка.

Департамент образования разработал нормативную базу, в соответствии с которой дети посещают центры игровой поддержки и группы кратковременного пребывания, а затем только поступают в детский сад. Эта образовательная технология позволила на практике совсем по-другому решить вопрос преемственности семейного воспитания и дошкольного образования. Период адаптации в детском саду детей, ранее посещавших центры игровой поддержки и группы кратковременного пребывания, сократился до минимума. В некоторых детских садах он составляет теперь от 2 дней до 2 недель и проходит в благоприятной для детей форме.

Серьезной проблемой, прежде всего для детей, посещающих детские сады, стала в последние годы их подготовка к обучению в школе. Часть детей, посещая детский сад, одновременно вынуждена заниматься на подготовительных курсах в школе. Часто родители вынуждены забирать детей из детского сада во время дневного сна или во второй половине дня во время, отведенное для игр, на подготовительные курсы в школе. При этом совершенно не учитывается, что у детей и так уже достаточно серьезная образовательная нагрузка в детском саду. Естественно, что здоровье таких детей в последний год перед переходом их в школу ухудшается. Эта проблема назрела, и ее надо решать.

Одна из главных задач этого учебного года - организация работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования.