Во многих инстанциях сегодня раздаются возмущенные родительские звонки: «Раньше просили скинуться на ремонт класса - теперь требуют на обустройство школы. Причем объяснений не принимают - мол, так решил попечительский совет. Что еще за хомут на родительскую шею придумали?»

Возмущение белорусских пап и мам можно понять - за последние год-два содержание ребенка-школьника стало обходиться им на порядок дороже. Значительно возросла плата за пользование учебниками (причем не первой свежести), школьные обеды и завтраки, появилась новая статья расходов в виде платных образовательных услуг, куда незаметно «перетекает» все больше факультативов, кружков и даже целые школьные предметы. Правда, сторонники создания попечительских советов убеждены, что никаких лишних материальных расходов родители не понесут: ведь сбрасываться на ремонты-мероприятия папам и мамам не привыкать. Попечительский же совет со своим статусом добровольной общественной организации, расчетным счетом и налоговой лицензией просто позволяет строить эти отношения на законных основаниях - прозрачно и без обид.

- Я благодарна попечительскому совету уже хотя бы потому, что по школе не ходят наличка и слухи, - говорит Лариса Адашкевич, директор 171-й минской гимназии. - Мы собираемся вместе, прикидываем, что необходимо приобрести и провести в гимназии (ведь деньги нужны не только на ремонт, но и на экскурсии, вечера, прочие массовые мероприятия), а дальше уж дело попечительского совета думать, где добыть средства, как убедить родителей или спонсоров... Кстати, по новому положению руководитель учебного заведения имеет право войти в попечительский совет, но я этого принципиально избегаю.

Стоит сказать, что 171-я минская гимназия - первопроходец в деле законного оформления попечительства. Свой Устав и Примерное положение здесь «выписывали» с российских документов и регистрировались как общественная организация «Опора». Опередив местное время почти на год (до появления постановления Совета министров Республики Беларусь), попечительский совет не только сумел сделать в гимназии евроремонт, оснастить методкабинет, поменять всю сантехнику, провести ряд общешкольных мероприятий, но и выработать ряд полезных критических замечаний. Так, здесь считают, что финансировать создание попечительских советов - затея опасная. Экономическая ситуация в Беларуси такова, что попечителями и спонсорами становятся сами же создатели. Богатых предприятий и меценатов - раз, два и обчелся, на всех не хватит, а потому без агитационной работы среди родителей, прозрачности бухгалтерии и принципов добровольности здесь просто не обойтись. На взгляд той же 171-й гимназии отечественное положение о попечительском совете, в отличие от российского, получилось несколько сыроватым в самой главной - экономической части. Если со вступительными и благотворительными взносами все понятно, то другие виды зарабатывания денег не оговорены. А это при нынешнем белорусском законодательстве чревато большими налогами и вообще разнообразными неприятностями. Наконец, создание попечительских советов требует несколько иных взаимоотношений родительской общественности с государственными органами. В Положении четко записано, что совет оказывает лишь материальное содействие школе и ни в коем случае не вмешивается в педагогический, воспитательный и управленческий процессы. Но это не совсем корректно. Ведь, как известно, кто платит за музыку, тот под нее и танцует.

Минск