Досье «УГ»

Законодательством Тульской области для молодых учителей установлены единовременные пособия. По итогам 2009 года планируется выплатить пособие 175 молодым специалистам (в том числе 36, проживающим в сельской местности). Средний размер пособия для учителей городских школ составил 21032 рубля, на селе - 46374 рубля. На эти цели из областного бюджета выделено около шести миллионов рублей.

Статфакт

В Тульской области работают 1345 образовательных учреждений, в 1152 из них есть профсоюзные организации. Тульская областная организация объединяет более пятидесяти тысяч учителей, преподавателей высшей школы и других работников отрасли. Кроме того, в четырех вузах области действуют студенческие профсоюзные организации.

Если в целом по Российской Федерации в 2008 году в 95% образовательных учреждениях были заключены коллективные договоры, в Тульской области - в 98% (в 2005 году - 93%).

Особое внимание в минувшие пять лет областная организация уделяла защите социальных гарантий и прав педагогов, в том числе на получение досрочной трудовой пенсии. Экономическая эффективность правозащитной деятельности правовых инспекторов и внештатных инспекторов труда в 2008 году увеличилась почти в десять раз по сравнению с 2005 годом (2005 год - 2,6 миллиона рублей, 2008 год - 23 миллиона).

33 внештатных технических инспектора районных и вузовских профорганизаций защищают права членов профсоюза на охрану труда. За 5 лет в образовательных учреждениях проведено 14241 обследование, выявлено 14159 нарушений. Эффективность проверок, проведенных главным и внештатными техническими инспекторами, составляет по области примерно 98%, то есть большинство выявленных нарушений правил и норм охраны труда устранены. В первичных профсоюзных организациях избран 1131 уполномоченный по охране труда.

Награды областной организации профсоюза

2005 год - Диплом Тульской Федерации профсоюзов за 1-е место в номинации «Лучшая областная профсоюзная организация», 2007 год, октябрь - Почетная грамота ЦК профсоюза за участие во Всероссийском конкурсе «На лучшую организацию правозащитной работы» и выход в его финал в номинации «За внедрение правовых инноваций».

2007 год, декабрь - Почетная грамота ЦК профсоюза «За активное участие в развитии региональной системы образования и защиту социально-трудовых прав, экономических и профессиональных интересов учителей и других работников образования».

2008 год, сентябрь - Почетная грамота Молодежного совета ТФП «За активное участие в работе VI Молодежного форума Тульской Федерации профсоюзов «Молодежь за достойный труд!».

2008, 2009 год, май - Гран-при и благодарственное письмо Тульской Федерации профсоюзов «за постоянное сотрудничество, актуальность публикаций, гражданскую позицию и самую массовую подписку на газету «Позиция».

2008 год - председателю Тульской областной организации профсоюза Тамаре Бессоновой комиссией Центрального комитета присуждена премия имени В.М. Яковлева.

- Вся моя жизнь связана со школой и с общественной работой, - начала разговор Ольга Владимировна. - В профсоюз я вступила уже на первом курсе педагогического института. Но все-таки в студенческие годы главной была учеба. Первым местом работы стала средняя школа №13 города Щекина, где я преподавала математику и информатику. Причем последний из этих предметов - с помощью доски, мела и старой печатной машинки. Никаких компьютеров тогда еще не было. Меня называли «нестандартным математиком» - со своими классами я проводила «Поле чудес» с головоломками, мы с ребятами сочиняли арифметические стихи и сказки. Даже фокусы им показывала - обычно в последний день перед началом каникул, когда все оценки уже выставлены и трудно бывает удержать внимание класса. Я старалась и увлечь ребят, и дать им глубокие знания, в 1993-м стала победителем муниципального конкурса «Молодой учитель», вошла в комиссию по проверке медальных работ.

- Ольга Владимировна, а с чего началась ваша активная общественная деятельность?

- Я пришла в школу в 1990 году, когда страну начало лихорадить. Цены были отпущены, товары исчезли, расцвел бартер. Помню, мы все распределяли - то сапоги, то мебель, то посуду. Кому-то надо было этим заниматься... А в конце девяностых начался страшный период невыплаты зарплат. Тогда я активно включилась в настоящую борьбу и вскоре возглавила школьный профком. Спустя несколько лет меня избрали председателем Щекинской районной организации профсоюза. Долго продолжала преподавать, и сейчас иногда, встречая своих бывших учеников, я скучаю по работе школьного учителя.

- Времена изменились, задержки зарплат остались в прошлом, но появились новые проблемы. Одна из самых сложных - старение педагогических кадров. Не может успешно развиваться сфера, где средний возраст работников приближается к пенсионному, нет притока молодых сил, преемственности поколений. Есть ли какие-то возможности для привлечения молодых кадров в школу?

- Понятно, что проблема напрямую связана с оплатой труда учителя. Но я уверена: нельзя опускать руки и отказываться от всяких усилий. Существуют разные рычаги, заинтересовать молодого человека можно не только деньгами. Оплата труда не всегда занимает первое место в списке приоритетов молодого специалиста. Важными моментами могут оказаться перспективы профессионального роста, условия труда, льготы, возможность приобретения жилья.

В нашем регионе ведется работа над повышением статуса педагога. Областной закон «Об образовании» предусматривает ряд льгот, среди них - выплата лечебного пособия, оплата проезда тем, кто живет в городах, а работает на селе... Отдельно предусмотрено единовременное пособие молодым специалистам, которое они получают после окончания своего первого учебного года. Благодаря совместным усилиям исполнительной, законодательной власти и профсоюза льготы постоянно совершенствуются.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» наш обком учредил собственные премии для педагогов, возглавляющих первичные профсоюзные организации, совмещающих профессиональную и общественную деятельность. Уже одиннадцать человек получили материальное и моральное поощрение.

- Большие надежды возлагались на новую систему оплаты труда, которая была введена в регионе с 1 сентября 2008 года. Сейчас в разных источниках указываются разные цифры роста зарплаты - от двадцати до двадцати пяти процентов при средней зарплате более десяти тысяч рублей. Но некоторые учителя называют совсем другие прибавки - двести, триста, шестьсот рублей... Почему так получается?

- На двадцать с лишним процентов вырос общий фонд оплаты труда педагогов. Понятно, что у разных людей все получается по-разному. Есть фиксированная часть зарплаты, вычисляемая с помощью различных коэффициентов, которые зависят от уровня образования, квалификации, стажа, достижений и, разумеется, нагрузки. И есть так называемый надтарифный фонд - двадцать пять процентов от фонда заработной платы для данного учреждения. Эти деньги предназначены для поощрения лучших, стимулирования профессионального роста. Вопрос их распределения - компетенция общего собрания коллектива, которое принимает положение о доплатах и надбавках. А непосредственно распределением средств занимается комиссия, куда входят руководитель учреждения, его заместители, представители профсоюза, опытные работники. На деле, к сожалению, не всегда и не везде распределение происходит справедливо и прозрачно, бывает, что директор принимает все решения самостоятельно. Мы стараемся доносить до педагогов мысль о том, что им необходимо принимать участие в этой работе.

- В денежных вопросах не всегда удается найти взаимопонимание, а одна из функций профсоюза - налаживание отношений между работниками и руководством. Были ли случаи, когда приходилось вмешиваться в вопросы распределения надтарифного фонда?

- Обращений, связанных с распределением надтарифного фонда, поступает достаточно много. Часть проблем выявляется в ходе проверок, которые мы проводим совместно с государственной инспекцией труда.

У нас в обкоме создан правовой совет, которому приходилось много раз отстаивать нарушенные права членов профсоюза. В любой конфликтной ситуации наши юристы бесплатно составят исковое заявление, помогут подобрать необходимые документы, выйдут в суд. Кроме того, нам часто приходится участвовать в оформлении пенсий. Особенно непростые ситуации складываются у педагогов, работавших в ближнем зарубежье. Нам удалось сохранить связи с профсоюзами бывших советских республик, которые оказывают нам помощь. Были случаи, когда люди возвращали себе очень приличные суммы по недоплаченным пенсиям. Иногда приходится исправлять ошибки муниципалитетов. В ряде территорий руководители органов образования не подали документы на единовременные выплаты для молодых специалистов. Прошло два года, понадобились дополнительные усилия наших юристов, но в результате люди получили все причитающиеся им деньги.

- Традиционно профсоюзы занимались распределением путевок и организацией отдыха. Могут ли сегодня педагоги рассчитывать на свой профессиональный союз в этом отношении?

- Наша областная организация разработала программу санаторно-курортного лечения работников образования. Два санатория - «Краинка» и «Егнышевка» - пошли нам навстречу и установили льготы для членов профсоюза. А областной комитет доплатит каждому педагогу, решившему туда поехать, еще 3200 рублей из своих средств. В итоге за восемнадцать дней лечения и отдыха учитель заплатит чуть более одиннадцати тысяч рублей.

Особая забота нашей организации - молодые профсоюзные лидеры, которые ведут работу в школах. Для них проводятся выездные школы, семинары, слеты, конкурсы. Наши ребята выезжали в Краснодарский край на форум молодых педагогов, который в поселке Витязево проводит Московская городская организация отраслевого профсоюза. Сначала по одному, а минувшим летом мы отправили на форум собственную команду, которая работала над проектом программы для молодых педагогов.

Есть учителя, которые уверенно смотрят в будущее, думают о том, что нужно сделать, чтобы работать в школе стало престижно, чтобы талантливые юноши и девушки стремились связать свою жизнь с педагогическим трудом. В Год учителя, думаю, нам удастся что-то изменить к лучшему.