Статфакт

На реализацию мероприятий национального проекта «Образование» в Псковской области в 2006-2009 годы направлено свыше 2 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета - 595 миллионов (28,7%), из областного и муниципальных бюджетов - 1 миллиард 478 миллионов рублей (71,3%). В 2009 году из областного и муниципальных бюджетов выделено свыше 375 миллионов рублей на:

- стимулирование инновационных общеобразовательных учреждений;

- поощрение лучших учителей;

- поддержку талантливой молодежи;

- денежное вознаграждение классных руководителей;

- информатизацию образования;

- оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием;

- приобретение школьных автобусов;

- совершенствование организации питания обучающихся;

- реализацию комплексного проекта модернизации образования.

В Псковской области подготовлен проект закона «О статусе учителя», основным приложением к которому является социальный пакет, разработанный администрацией региона. Базовая его часть исчисляется суммой в 104 миллиона рублей. Сейчас идет доработка и обсуждение социального пакета, в который планируется внести также расходы на санаторно-курортное лечение, оплату проезда учителей к месту работы и диспансеризацию педагогов общеобразовательных учреждений.

- В конце 90-х годов, когда я только начинала работу на посту начальника управления образования, ситуация с долгами по зарплате была такой тяжелой, что учителя даже устраивали массовые и персональные голодовки, - вспоминает Вера Васильевна Емельянова. - В одной гимназии двадцать учителей голодали целую неделю. А мы с Юрием Николаевичем ездили и разбирали такие ситуации. Эти годы не прошли бесследно. Мы все извлекли какие-то уроки, которые помогали нам в последующей работе.

Псковская область - дотационный регион, но, несмотря на экономические трудности, он все-таки развивается. Сложная демографическая ситуация, безусловно, играет свою отрицательную роль, сказываясь на развитии системы образования. Численность школьников за последнее десятилетие уменьшилась почти вдвое. Если в 2000 году в области их было девяносто семь тысяч человек, то сегодня - пятьдесят восемь тысяч. Конечно, мы не могли избежать оптимизации и реструктуризации сети образовательных учреждений. Какие-то школы меняли свой статус, где-то они вообще закрывались, и учебный процесс приходилось налаживать в другом месте. И здесь нужны были солидарные действия с профсоюзом. Потому что не всегда, как вы знаете, педагогические коллективы относятся к этому адекватно и не всегда понимают, что если в школе когда-то было триста учеников, а осталось тридцать, то коллектив в его полном составе просто не может быть сохранен.

Когда-то в области было пятьсот школ, сегодня осталось триста пятнадцать. Этот процесс сокращения, безусловно, должен быть управляемым, иначе система образования не сможет работать эффективно. Пожалуй, только в одном случае у нас был публичный конфликт по вопросу, связанному с реорганизацией образовательного учреждения. А в целом эти процессы именно благодаря солидарным действиям профсоюзов и органов власти были под контролем. Он не позволил разбалансировать систему, создать трудности политического свойства. Все-таки мы всегда руководствовались глобальными задачами профессионального уровня - задачами поддержки качественного образования, того педагогического корпуса, который это качество должен обеспечивать. Все потери были объективными и неизбежными, в этих условиях мы старались находить разные способы решения проблем. Даже в самые сложные периоды прежде всего мы беспокоились о том, чтобы сохранить лучший кадровый потенциал и создать комфортные, современные условия для обучения школьников. Там, где это было необходимо, принимались меры по повышению квалификации педагогов, переподготовке, предоставлению возможности для получения дополнительного образования. Поэтому на общем фоне значительного изменения сети образовательных учреждений мы не допустили большой потери кадрового потенциала. Там, где проходила реорганизация, квалифицированным кадрам мы старались предоставить возможность трудоустройства. И на бирже труда у нас стояли единицы. Поэтому в школах появились специалисты дополнительного образования, психологи, социальные педагоги. Улучшались условия труда, условия обучения.

В 2002 году был принят региональный закон об образовании, в разработке которого профсоюз принимал активное участие. В нем есть статьи, посвященные социальным гарантиям, со временем появлялись поправки, содержащие дополнительные меры по поддержке педагогов. А в таком дотационном регионе, как наш, где 60 процентов бюджета - это поддержка федерального уровня, любую льготу отвоевывать достаточно сложно.

Сейчас готовятся масштабные мероприятия, посвященные Году учителя. Кстати, наш губернатор Андрей Турчак был одним из немногих региональных руководителей, присутствовавших на первом заседании Оргкомитета, которое проводил Владимир Путин 16 ноября прошлого года.

В области предусмотрены конкретные меры по оздоровлению, улучшению социального положения учителя, жилищных условий педагогических работников. Но все-таки думаю, что в Год учителя нужно не только осыпать педагогов подарками, да и не всегда мы можем отметить всех. Это и год, когда необходимо поднять авторитет учителя, в том числе усилиями самих педагогов. Поэтому у нас предусмотрен целый ряд мероприятий по поддержке имиджа учителя. К сожалению, до сих пор эта профессия далеко не самая привлекательная, не самая популярная и не самая уважаемая. Мы запланировали циклы теле- и радиопередач на уровне области, издание книг об учителях, педагогических династиях, которые должны сохраниться в нашей истории. Потому что среди учителей много ярких личностей, которые важно продемонстрировать, а самое главное - необходимо привлечь внимание к этой профессии.

Вообще, приоритет образования по сравнению с другими бюджетными отраслями в последние годы был ясно обозначен. И даже 2009 год, кризисный почти для всех отраслей, к счастью, для нас не оказался таковым. Мы смогли еще на 20 процентов увеличить фонд оплаты труда учителей. Также по итогам года принят пакет документов, который потребовал дополнительных финансовых вливаний, и речь идет не только о тех мерах, что уже были запланированы. Важно, что в этом году наш губернатор решил продолжить инициативы по поддержке молодых учителей. Например, проект по молодым учителям, предусматривающий выплату в течение трех лет по пятьдесят тысяч рублей, появился незадолго до 1 сентября 2009 года. Благодаря этой мере в этом учебном году в три раза больше (!) молодых специалистов пришло в школу.

Когда несколько лет назад условия работы учителя улучшились, мы попытались использовать накопленный ресурс для достижения более эффективных результатов. И приняли участие в реализации Комплексного проекта модернизации образования в первой группе регионов, закончив его в 2009 году. Нашим главным общественным наблюдателем и партнером стала, безусловно, профсоюзная организация, которая участвовала в обсуждении и решении всех вопросов, связанных с модернизацией системы образования. Это и введение новых систем оплаты труда, и переход на нормативное финансирование, и обеспечение новой оценки качества образования, и развитие сети образовательных учреждений.

Особенно сложно было изменить психологию людей, когда учителя, привыкшие к более-менее равномерному изменению своей зарплаты, должны были перейти на дифференцированную систему оплаты труда, зависящую от качества работы. Когда мы начинали проект, средняя зарплата по области составляла 5800 рублей, а заканчивали его в 2009 году со средней заработной платой 14500 рублей. Для нашего региона это значительный прорыв. Но нужно было и методику разрабатывать, и согласовывать ее с людьми, и доводить до каждого педагога, чтобы нас поняли. Потому что не все выиграли при новой системе оплаты труда. Поэтому я считаю колоссальным достижением нашего сотрудничества с профсоюзом именно то, что самый щепетильный вопрос, который касается личного вклада и в итоге благосостояния учителя, был решен с минимальными потерями. Большинство руководителей и педагогов школ сегодня эту систему приветствуют, мы ее модернизируем, корректируем.

Вот один из шагов в совершенствовании системы оплаты труда. Серьезный момент для нашей области - зависимость зарплаты учителя от наполняемости классов в сельской школе. Понятно, что нагрузка учителя в классе с меньшим числом учеников меньше, учитель в этом чаще всего не виноват, но и мы регулируем коэффициент. На определенном этапе мы по согласованию с профсоюзом вышли на предельно минимальную наполняемость класса для расчета норматива финансирования сельской школы - семь человек. Даже если в классе меньше ребят, учителю платят, как за семь учеников, ниже базовая единица не опускается.

Кроме того, мы предъявляем новые требования и к самим учителям. В Псковской области своя система аттестации, и она имеет серьезные особенности. Если говорить упрощенно, мы отслеживаем результаты обучения детей. У нас аттестация проходит практически ежегодно, то есть учителя могут ежегодно претендовать на более высокую категорию. Но для этого педагог должен поучаствовать в независимой системе тестирования. У преподавателей старших классов эту задачу выполняют результаты ЕГЭ. Для остальных мы проводим мониторинг учебных достижений учеников, начиная со второго класса. Аналогом мониторингов в прошлом были областные или республиканские контрольные работы, которые писали отдельные классы. Но мы даем задания, построенные по принципу ЕГЭ. Все это побуждает учителя развиваться, совершенствовать свои методы и способы преподавания. Результаты тестирования в рамках международных исследований PISA или ТIMSS мы тоже учитываем.

Несколько лет назад в Псковской области была введена система контроля по физкультуре. Функцию независимой оценки учителей физкультуры выполняют Губернские состязания - некий аналог ГТО или БГТО, где был норматив по каждому виду соревнований. И если у ученика нет каких-то физических ограничений, то учитель должен обеспечить ему хотя бы минимальную планку, принятую за стандарт.

Можно, конечно, оценивать портфолио, личный творческий потенциал педагога, но в нашей системе аттестации мы пытаемся реанимировать у педагога чувство глубокой ответственности за результаты своей работы. Безусловно, мы учитываем и потенциал учителя как педагога, и его умение выстраивать отношения и воспитывать ребенка. Это целая система показателей, благодаря которой учитель выходит на ту или иную категорию. И мы ввели не четыре, как это принято в Российской Федерации, а пять квалификационных категорий, таким образом, обозначив наиболее квалифицированных учителей.

Если ребенок пришел в обычный класс, он должен усвоить программу хотя бы удовлетворительно. Поэтому сегодня, отслеживая успехи ребят, мы ставим учителя в несколько иную ситуацию, когда он отвечает за результат, который получает ученик.