При проведении единых государственных экзаменов (ЕГЭ) нужно активнее использовать современные информационные технологии, в частности, экзамен по информатике школьники должны сдавать, используя компьютеры, считает ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик РАН Виктор Садовничий: «Со следующего года мы должны обязательно это сделать, чтобы люди готовились к тому, что экзамен по информатике они будут сдавать при помощи компьютера. И все ЕГЭ должны быть более электронизированы: и проверка, и подача, и информация, и участники».

В течение предыдущих восьми лет, отмечено в докладе Комиссии, ЕГЭ проходил апробацию, к 2009 году в этот процесс были вовлечены все субъекты Федерации, и в 2009 году ЕГЭ впервые был проведен на всей территории Российской Федерации. Государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ прошли 930 тысяч выпускников 2009 года и около 200 тысяч выпускников прошлых лет. Выпускники школ, их родители и педагоги, по мнению членов Комиссии, были достаточно подготовлены к повсеместному введению ЕГЭ как способу оценки результата обучения в школе.

Члены Комиссии посчитали, что есть значительные позитивные стороны перехода на оценку результата обучения в школе в форме ЕГЭ и его учета при поступлении в учреждения профессионального образования, так как  ЕГЭ существенно снизил нагрузку на выпускников (ранее нужно было сдавать два экзамены - при окончании школы и при поступлении в учреждение профессионального образования); дал возможность каждому выпускнику, независимо от его места жительства, участвовать в конкурсе в любые вузы (о чем свидетельствует как рост числа сельских школьников, поступивших в вузы, так и увеличение числа студентов из других регионов в вузах Санкт-Петербурга и Москвы). Кроме того, решила Комиссия,  анализ итогов ЕГЭ можно использовать для выявления сильных и слабых мест в преподавании отдельных предметов, в учебных программах и учебниках, в работе учителей, образовательных систем в отдельных регионах России и стране в целом. В результате проведения ЕГЭ, сделали выводы члены Комиссии, начало складываться сообщество высококвалифицированных экспертов по проверке и оценке работ выпускников.

Вывод Комиссии: ЕГЭ послужил катализатором формирования системы общественного контроля за качеством образования, в том числе института общественного наблюдения за соблюдением процедур проведения ЕГЭ; стал первым шагом к нормативному осуществлению и фиксации оценки результатов обучения в электронном виде.

Члены Комиссии посчитали, что система ЕГЭ вносит вклад в движение России и отдельных ее регионов к информационному обществу, что цели, технологии и инфраструктура ЕГЭ дают каждому выпускнику и обществу в целом новую модель аттестационных процедур (квалификационных экзаменов), в рамках которых профессионал, претендующий на занятие определенной должности, демонстрирует свои знания и компетентность, что в обществе сформировалось значительное число сторонников ЕГЭ.

Как всегда, то, что противников ЕГЭ явно больше, чем сторонников, во внимание не было принято, и это плохо. Но зато Комиссия совершенно правильно посчитала ключевой публичной проблемой неверное восприятие ЕГЭ как единственной формы, отражающей все результаты школьного образования и его качество в целом. Результаты ЕГЭ, в том числе средний балл, число отличников и двоечников, ошибочно считаются основным показателем работы учителя, школы, региона. ЕГЭ начинают воспринимать не как один из инструментов оценки ученика, учителя и школы, не как ориентир для вуза, а как цель обучения. Комиссия отметила также некоторые технологические недостатки ЕГЭ, которые приводили к ненужному напряжению и трудностям для выпускников, в том числе к длительному ожиданию результатов, а также информации о том, какие именно экзамены нужно сдать в конкретный вуз.

По мнению членов Комиссии, ЕГЭ на самом деле лишь первый опыт независимой общегосударственной аттестации результатов школьного образования по ряду предметов, инструмент оценки всего одного из результатов образования, то есть академических знаний. Для оценивания других результатов, считает Комиссия, необходимы другие формы оценки (олимпиады, конкурсы, испытания творческой направленности, внеучебные достижения). Кроме того, она признала, что при проведении ЕГЭ в 2009 году не удалось избежать нарушений и нечестного поведения, в том числе в пунктах сдачи экзамена, что может привести к значительной деформации контингента учащихся при приеме в вуз.

Члены Комиссии обсудили предложения по характеру предлагаемых заданий, по критериям их оценивания, по возможности учета всего объема содержания изучаемых предметов в контрольно-измерительных материалах, значительная часть которых была связана с необходимостью обеспечения максимальной открытости заданий, из которых формируются контрольно-измерительные материалы, с возможностью их обсуждения.

Комиссия не приняла такие предложения некоторых членов, как:

-  введение добровольности сдачи ЕГЭ; 

- установление минимального балла, который позволяет считать ЕГЭ сданным, до аттестации; а также права сдачи экзаменов в традиционной форме для выпускников вечерних школ, не желающих поступать в вузы;

- возможность выдачи аттестатов выпускникам, получившим неудовлетворительные отметки;

- отмена обязательного ЕГЭ при поступлении в учреждения среднего профессионального образования;

- отказ от использования тестовых заданий;

- замена ЕГЭ по литературе сочинением, по истории - устным экзаменом.

Комиссия подготовила рекомендации по совершенствованию ЕГЭ и развитию системы независимой оценки качества образования. При подготовке рекомендаций были рассмотрены все предложения, поступившие в Комиссию, а в ее доклад были включены самые существенные выводы и рекомендации, по которым удалось выработать консолидированную позицию членов Комиссии, а также определены конкретные задачи на ближайшее время и перспективу.

По мнению Комиссии, в ближайшее время необходимо решить следующие задачи, связанные с совершенствованием ЕГЭ:

закрепить положение о том, что нормативная база по ЕГЭ в том или ином конкретном году не может меняться после определенной для всей территории страны даты;

усовершенствовать технологию проведения ЕГЭ для повышения объективности результатов (в том числе с использованием ИКТ);

закрепить требования к уровню квалификации экспертов на федеральном уровне;

своевременно и подробно разъяснять педагогам, учащимся и их родителям, как именно проводится ЕГЭ (от составления списков экзаменующихся до процедуры зачисления в вузы);

сделать содержание ЕГЭ соответствующим требованиям и результатам, зафиксированным в Федеральном государственном образовательном стандарте, обеспечив формирование задания таким образом, чтобы проверялись и знания, и умение их применять;

активизировать работу по созданию единой независимой системы оценки качества образования, включающей учебные и внеучебные достижения школьников, одним из элементов которой будет ЕГЭ.

Перечень предложений по совершенствованию проведения ЕГЭ, которые отнесены к краткосрочным мерам:

1. Внесение изменений в нормативную базу, регламентирующую процедуры и содержание единого государственного экзамена.

1.1. Предусмотрение предельной даты внесения изменений в нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение ЕГЭ (в 2010 г. - не позднее марта).

1.2. Создание условий для работы общественных наблюдателей в каждом пункте приема экзамена и определение статуса системы общественного наблюдения за соблюдением объективности и прозрачности процедуры проведения ЕГЭ.

1.3. Определение правовых последствий нарушений порядка проведения ЕГЭ.

1.4. Установление технологических, материальных, кадровых и иных требований, обеспечивающих качество организации и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников; осуществлять независимый контроль за их применением в каждом субъекте Российской Федерации.

1.5. Предоставление права поступать на очные отделения вузов на основании вступительных испытаний (без сдачи ЕГЭ) выпускникам прошлых лет, окончившим среднюю школу до 2009 года).

1.6. Установление запрета на наличие в помещениях, где проводится экзамен, мобильных телефонов и иных средств связи, при создании условий для их хранения в пунктах проведения экзамена.

1.7. Привлечение профессионального сообщества (Российский союз ректоров, Союз директоров средних специальных учебных заведений, профессиональные ассоциации учителей, экспертные структуры РАН и РАО, другие институты, осуществляющие анализ учебников и разработку стандартов) к обсуждению и разработке экзаменационных материалов.

2.Совершенствование процедур ЕГЭ.

2.1. Обеспечение регламентации сроков технологической обработки материалов, относящихся к сданным ЕГЭ, и предоставления информации учащемуся, исключение возможности задержек и некорректной работы с данными.

2.2. Применение информационных и коммуникационных технологий в ЕГЭ и приведение использования этих технологий в образовательном процессе в соответствие требованиям, определенным новыми федеральными государственными стандартами общего образования (включая его начальную ступень); формирование планов по поэтапному переходу ЕГЭ по всем сдаваемым предметам в электронный формат.

2.3. Рассмотрение возможности использования в процедуре ЕГЭ иных экзаменационных форм (в том числе устной при сдаче экзамена по иностранным языкам, электронной - при сдаче экзамена по информатике).

2.4. Обеспечение проверки результатов ЕГЭ экспертами независимо от региона проживания эксперта и обучающегося.

2.5. Рассмотрение возможности более широкого выбора экзаменов по иностранному языку с учетом востребованности знания этого языка на рынке труда.

2.6. Обеспечение соблюдения безопасности проведения ЕГЭ, в том числе в части защиты персональных данных его участников.

2.7. Обеспечение нахождения перечня заданий ЕГЭ в открытом доступе через сеть «Интернет».

2.8. Предусмотрение расширения возможностей сдачи ЕГЭ за пределами Российской Федерации.

3. Совершенствование содержания и форм ЕГЭ, правил приема в учреждения профессионального образования.

3.1. Совершенствование практики отбора талантливой молодежи по результатам олимпиад; развитие олимпиад школьников в части расширения их географии, усиления роли ведущих вузов в их проведении, объединения нескольких близких по профилю вузов для проведения одной масштабной олимпиады по тому или иному профилю.

3.2. Восстановление и развитие сети специализированных учебно-научных центров и академических гимназий при ведущих вузах для обучения в старших классах школьников, проявивших особые способности к наукам.

3.3. Обеспечение поступления выпускников школ и ссузов в вузы по единому перечню вступительных испытаний.

3.4. Проработка вопросов упорядочения целевого и льготного приема в вузы, включая необходимость учета минимального для поступления в данный вуз результата по профильным предметам, а также обеспечение открытости, прозрачности его результатов.

3.5. Установление единых правовых норм для граждан, поступающих в вузы и ссузы, имеющие аккредитацию или только лицензию.

3.6. Рассмотрение возможности сдачи по выбору ЕГЭ по математике с заданиями на более высоком уровне, в том числе в целях учета результатов при поступлении в профильные вузы.

4. Информационная поддержка ЕГЭ.

4.1. Подготовка учебного модуля «Процедурные и правовые вопросы ЕГЭ», ориентированного на практические потребности выпускников, для возможного изучения в рамках предмета «Обществознание» или в другой форме.

4.2. На уровне каждого муниципалитета, региона и Российской Федерации в целом предусмотрение мер по сопровождению выпускников среднего полного общего образования, не прошедших государственную итоговую аттестацию.

Есть в докладе Комиссии и долгосрочные меры по развитию системы оценки качества образования. Это:

Построение системы управления качеством в образовании, необходимыми элементами которой являются системы оценивания, мониторинга (сбора и хранения данных), анализа результатов:

-  оценка качества работы учителя по динамике индивидуального прогресса учащихся и в сопоставлении с работой других учителей; при аттестации учителя учет умения выполнять задания ЕГЭ и оценивать работы выпускников, выполненные в ЕГЭ;

- завершение разработки различных форм оценивания учащегося, учителя, школы, системы образования муниципалитета, региона; определение роли и места ЕГЭ в комплексных оценках.

Создание института федерального уровня по оценке качества образования.

Реализация программы научных исследований и подготовки кадров в области управления качеством образования.

Введение практики объективных испытаний, формируемой в рамках ЕГЭ, в вузовские экзамены, в системы аттестации работников в различных сферах.