Существует несколько факторов, определяющих эту роль. Во-первых, мы живем в конкретное историческое время. Оно влияет на ритм нашей жизни, определяет систему ценностных ориентиров, заставляет применять новейшие технологии и быть компетентными в своей профессии. Во-вторых, учителя - «люди государевы», поэтому выполняют определенный социальный заказ: на выпуске мы должны иметь личность успешную, со сформировавшимися навыками и умениями для дальнейшей социализации в обществе. В-третьих, есть набор личностных характеристик учителя, лежащих в основе человеческого фактора. Учитывая все эти составляющие, возникает вопрос: каким должен быть образовательный процесс в «Нашей новой школе»?

Учитель перестает быть транслятором знаний. Главная задача учителя на уроке - погружение в совместный с учениками процесс познания. Важно установить такие формы взаимоотношения с учеником, которые основаны на взаимоуважении, взаимопонимании, творческом сотрудничестве.

В чем современный учитель состоятелен? Что он может предложить современному ученику?

Наверное, прежде всего свою компетенцию в области новейших компьютерных технологий. В нашей гимназии каждый учитель стал пользователем персонального компьютера, во всех основных кабинетах имеются мультимедийные проекторы, примерно 80% всех уроков проходит с использованием компьютерных технологий. Но здесь существует опасность - можно «перегрузить» урок компьютером. Поэтому разумное сочетание классического урока с техническими средствами обучения наиболее оптимальное.

Учитель должен предлагать ученикам и новые формы освоения учебного материала. Современный учитель использует учебное проектирование, критическое мышление, дебаты. Он может любой научный сухой текст реально изменить и сделать более привлекательным, применяя разнообразные приемы работы с информацией: клайстер, ЗХУ, кольца Вена, чтение «в кружок», предвосхищение, кодировки. Современный учитель постоянно учитывает желание учеников быть успешными в классе, достойно выглядеть в глазах учителя, не огорчать родителей - словом, все то, что мы относим к внешней мотивации. На уроке важно формирование и внутренней мотивации.

Можно утверждать, что образовательный процесс в рамках «Нашей новой школы» - это совместное сотрудничество и поиск учителя и ученика как на уроке, так и во внеурочной деятельности.