- Каким вы видите идеального ученика?

- Это прежде всего добрый человек, у которого щедрое сердце, это человек с думающей головой, заполненной заботами о завтрашнем дне. А главное - это уже личность. Пусть он еще ученик, но уже личность. Это любознательный, пытливый ребенок, который с уверенностью смотрит в будущее и думает о том, как ему правильно определиться в современной жизни. Я сравниваю наших детей с детьми других школ и считаю, что в нашей школе учатся самые лучшие дети Москвы, потому что здесь работают самые лучшие учителя.

- Какой предмет вы бы вели в школе, если бы у вас была такая возможность?

- Я вела русский язык и литературу, историю и очень любила свои предметы, и дети любили, с удовольствием ходили на занятия. Но, согласитесь, руководить такой большой школой, в которой учатся 860 детей, все-таки сложно. Сейчас директор школы - такой же менеджер, как и директор завода, фирмы, который должен решать широкий спектр самых различных вопросов, требующих постоянного сотрудничества с различными организациями. Сидя в школе, большинство вопросов не решишь, подчас и дня не хватает, чтобы все успеть. Поэтому мне пришлось сделать выбор. Хотя я в глубине души завидую нашим учителям, которые ведут уроки и занимаются любимым делом, любимой профессией. Быть хорошим учителем - это замечательно!

- Говорят, люди любой профессии делятся на мастеров и ремесленников. Как вы думаете, кого среди наших учителей больше - мастеров или ремесленников?

- Конечно же, больше мастеров своего труда, потому что на самом деле коллектив очень серьезный, работоспособный. Я горжусь своими коллегами. Нам стоило большого труда организовать единый коллектив, в котором каждый готов в любую минуту подставить плечо коллеге. По большому счету, все учителя - мои большие друзья, испытанные временем. Мы с ними не один пуд соли съели, вместе готовили большие мероприятия, не раз принимали в школе высоких гостей. И у нас всегда все получалось. Поэтому тот, кто не смог нас поддержать, кто не понял, что надо шагать не просто в ногу, а на шаг впереди, тот давно покинул стены школы, и я об этом не жалею. Уходили по разным причинам, но большинство остались. Я считаю, что у нас сейчас не просто коллектив, а коллектив единомышленников. Я рада, что пришло много грамотной молодежи. Сегодня интересно работать с молодыми педагогами, потому что они приходят с новыми, современными взглядами на обучение и воспитание, могут даже показать пример. Получается такая слаженность в коллективе, где мудрость, зрелость и юность идут рядом. Это помогает понять сегодняшнюю сущность наших задач, ведь у нас одна общая цель - развитие каждого ребенка через воспитание и обучение. Думаю, что у нас получается хорошо решать поставленные задачи. Не случайно школа дважды была победителем приоритетного нацпроекта «Образование». Мы гордимся этим, потому что в нашем Центральном круге более 120 школ и только две школы стали победителями этого проекта.

- Есть ли в Москве школы лучше нашей?

- Ну, конечно, многие скажут, что есть школы лучше. Но я думаю, что лучше нашей школы нет. Почему? Потому что все здесь родное, свое, близкое и такое дорогое!

- Есть ли у вас директорская и человеческая мечта?

- Я сама по себе непоседа и очень много придумываю разных головных болей для себя и для своего коллектива. Понимаю, что рядом с мной, наверное, очень сложно работать моим заместителям - я покоя не даю ни себе, ни им. Но этим мы и богаты. Как директор, хотела бы для нашей школы построить наконец бассейн, проект которого давно готов и только финансовый кризис помешал, но через год-два мы все равно вернемся к этому вопросу. Это моя мечта №1. Вторая мечта - телестудия. У нас уже есть договоренность об этом с Останкинским институтом телевидения и радиовещания. Мне хотелось бы также открыть в нашей школе еще несколько микроцентров, например центр профессиональной подготовки учеников. А человеческая мечта - чтобы здоровье меня как можно дольше не покидало.

- Какой день для вас самый тяжелый?

- Ну, как у всех - понедельник.

- Когда-нибудь вы смогли полностью отгулять свой отпуск?

- Никогда в жизни не получалось отгулять полностью отпуск. Наверное, привычка такая. Просто без работы я болею. И даже если у меня летом есть официальный отпуск, я все равно приезжаю в школу, помогаю решать вопросы по ремонту, в любую минуту я, конечно же, иду сюда, в школу. Не удается отгулять отпуск еще и потому, что такова специфика нашей работы, должности, что сразу не дают отгуливать, ну и, наверное, устаешь отгуливать, потому что у нас отпуск очень большой - 56 календарных дней, как правило, мы, директора, его и не используем.

- Что для вас лучший отдых?

- Я очень люблю природу, лес. Общение со своими близкими - для меня самый лучший отдых. Даже если я отдыхаю за границей, если нет рядом моих близких, моих любимых внучек, то я чувствую себя одиноко.

- О чем вы больше всего волнуетесь?

- Конечно же, я всегда с волнением переступаю порог школы - что день грядущий нам готовит? Но больше всего молюсь и прошу Бога только о том, чтобы все дети, которые ходят в школу, были живы и здоровы. Всех детей - и моих, и тех, которые обучаются в нашей школе, я очень люблю, и, конечно, для меня все - мои, моя семья!

- Как вы думаете, когда система образования была лучше - в Советском Союзе или в России?

- Я в своей жизни пережила уже несколько реформ образования. Советская школа - замечательная, потрясающая школа, эффективность которой в 60-е годы прошлого века признали даже американцы. То, что мы сегодня имеем, - та же школа, но в развитии, хотя основы нам удалось сохранить. Спасибо, наверное, прежде всего Правительству Москвы. В московском образовании сохранилось все лучшее, что было наработано в образовании за долгие годы, даже в тяжелые 90-е годы перестройки, когда уничтожалось все хорошее. Тогда руководителем Департамента образования была Любовь Петровна Кезина. Я думаю, что благодаря ее огромным усилиям сохранилась система образования, которая не просто жила, но еще и развивалась. И сегодня мы имеем в Москве лучшее образование не только в России, но и далеко за рубежом. Конечно же, нужны вливания, инвестиции в образование. Но и сейчас иностранцы отмечают успехи российской школы, которые подтверждают и первые места наших ребят в международных олимпиадах.

Поэтому в нашей педагогической системе изменения нужно делать очень осторожно, потому что многие ученые с мировым именем, изобретатели и разные выдающиеся люди прошли эту школу, подтвердив жизнью своей ее эффективность. И ведь не случайно существует сегодня отток интеллектуалов из России в страны Европы, в Америку и другие страны. У нас есть чему учиться!