В России программы переподготовки и повышения квалификации военнослужащих начали реализовывать с 1991 г. Тогда они охватили около 250 офицеров. К концу

1992 г. их число возросло почти в 10 раз, превысив 2 тысячи. К работе были привлечены учебные заведения Владивостока, Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга.

Во Владивостоке после переподготовки в Морском инженерном училище офицеры ВМФ получали назначение в торговый флот. В Екатеринбургском политехническом институте центр дистанционного обучения давал подготовку в области технологии, администрирования, экономики, бизнеса. В Москве одним из самых активных участников работы стал Московский государственный технический университет им. Н.Е. Баумана, где помимо традиционных, стали реализовывать программы переобучения офицеров по педагогическим специальностям. Лидером стал и Санкт-Петербургский государственный технический университет, который наладил сотрудничество с таким же университетом в Хельсинки. В Инженерно-экономическом институте реализовывались программы обучения рыночной экономике.

Но все это - единичные примеры успешной работы.

По мнению зарубежных экспертов, потенциальными источниками офицерской «конверсии» могли бы стать скоординированные государственные отчисления Минобразования, Минобороны и Минтруда; полное или частичное самофинансирование за счет платы за обучение; расширенный принцип финансирования (включение образовательной деятельности в практическую коммерческую, производственную, спонсорство и другие); косвенные финансовые ресурсы.

Группа экспертов, побывавших в России в 1993 г., считала: необходимо, чтобы каждый офицер с выслугой 20 лет и более после увольнения в запас был обеспечен в течение года гарантированной заработной платой и получил персональный ваучер на переподготовку в образовательном учреждении. Ваучер, по их мнению, давал бы возможность выбора карьеры и профессиональной деятельности, заставлял образовательные учреждения заниматься маркетингом преимуществ своих программ, поддерживать высокий стандарт обучения и обновления. Но, с другой стороны, ваучер требовал бы значительной инициативы офицеров, потоков информации, которые в начале 90-х гг. отсутствовали, делал бюджеты образовательных учреждений более нестабильными, мог способствовать нездоровым структурным корректировкам в секторе образования. Крупные и сильные в финансовом отношении учреждения могли бы относить свои фонды к программам, ориентированным на офицеров, чтобы заработать инвалюту. Необходимо было более точно обрисовать возможности переподготовки и ее финансирования.

Первым шагом стал проект переподготовки офицеров, рассмотренный Правительством РФ по указу президента от 27 октября 1991 г. 30 января 1992 г. правительство приняло постановление, предполагающее создание координационного совета по проблемам переподготовки офицеров, оставляющих службу.

В начале 90-х гг. в России было организовано 24 центра для конверсии военного персонала и 14 центров для дистанционного обучения. По мере их развития обострялась необходимость разработки государственной программы. Сегодня она есть. Это программа социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей на 2001-2005 гг. В ее реализации активно участвует Министерство образования.

В докладе Минобразования, представленном на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей заместителем министра Юрием Коврижных, говорится, что профессиональную подготовку в системе учебных заведений образовательного ведомства прошли тысячи бывших военнослужащих и членов их семей, накоплен огромный опыт работы, в том числе организации взаимодействия министерств и ведомств, участников подобного рода программ.

Научные исследования в рамках международных и отечественных программ (ТАСИС, Российско-германская программа интеграции бывших военнослужащих в гражданское общество и другие) показали: большинство увольняемых военнослужащих имеют высокий образовательный уровень, готовы реализовать свой потенциал в гражданских условиях и тем самым стать важной опорой экономических реформ. Но они зачастую оказываются неподготовленными к работе в новых условиях. Это связано с ограниченным спросом на профессионально неподготовленную к условиям рыночной экономики рабочую силу. Многие утратили навыки деятельности по гражданским специальностям.

Переподготовка и повышение квалификации ведутся по направлениям, наиболее востребованным на местных рынках труда. Это многофункциональный и информационный менеджмент, маркетинг, организация малого и среднего бизнеса, управление качеством и сертификацией, производственная логистика, таможенное дело, налоговая работа и аудиторский контроль, информационные системы, прикладная информатика и другим. В учебном процессе используются новейшие технологии и методики.

На начало 2003 г. в системе дополнительного профессионального образования обучалось 4355 человек. Из них переподготовку прошли 3728 военнослужащих. Кроме того, более 3 тысяч из них переподготовлены в рамках международных проектов.

В соответствии с договором между НАТО и Минобороны РФ на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) создан Информационно-консультационный и учебный Центр социальной адаптации военнослужащих, увольняемых в запас. В 2003 г. открыты филиалы Центра в Ярославле, Перми, Санкт-Петербурге, Калининграде, Чите, Ростове-на-Дону.

Анализ состояния региональных учебных центров показывает, что большинство из них сохранили свою инфраструктуру и учебно-педагогический потенциал, готовы к переподготовке военнослужащих в значительно больших, чем ныне, масштабах - более 30 тысяч в год.

К сожалению, из-за недостаточного финансирования мероприятий программы проблемы социально-профессиональной адаптации уволенных с военной службы и членов их семей, решаются в неполном объеме. В связи с этим целесообразно использовать наработки Минтруда и Минобразования, связанные с организацией системы переподготовки увольняемых военнослужащих на основе использования государственных именных образовательных сертификатов (ГИОС), уточнить механизм их реализации.

Минобразования разработало и целый ряд мер, способствующих тесному взаимодействию всех исполнителей государственной программы и ее успешному выполнению.