- Низами Мустафаевич, прошло пять лет с начала Декады, объявленной ООН в области образования для устойчивого развития. В этой связи в сентябре в Ханты-Мансийске состоялась Международная конференция кафедр ЮНЕСКО, а в ноябре в Париже cпециальное заседание экспертов ЮНЕСКО было посвящено этой проблеме. Вы принимали активное участие в этих мероприятиях. О чем шел разговор на этих форумах?

- Конференция в Ханты-Мансийске была ориентирована на рассмотрение реального состояния образования в мире с позиций установок устойчивого развития. Ее участники проанализировали социальные, экономические, правовые, культурологические аспекты этой многогранной проблемы, их специфику в отдельных регионах мира. В Париже была сделана попытка определить узловые проблемы в области образования для устойчивого развития на вторую половину Декады.

Напомню, что на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) была принята Концепция устойчивого развития. В ее материалах отмечалось: человечество, преследуя одностороннюю прагматическую цель в своих действиях, стремительно приближается к глобальному экологическому кризису; благополучие развитых стран базируется на эксплуатации природных ресурсов, завышенном производстве и потреблении; адаптационные возможности природы Земли, биосферы достигли своего предела. В связи с этим было показано, что главную роль в разрешении наметившихся социоприродных противоречий может сыграть переход к устойчивому развитию, то есть, согласованное социально-экономическое и экологическое развитие. Однако по мере осмысления проблем и перспектив перехода современного общества к устойчивому развитию стало очевидным, что такой переход возможен при гармоничных социальных отношениях, нравственном совершенствовании людей, изменении человеческих качеств на основе гуманистических ценностей и идеалов. В целом устойчивое развитие должно одновременно характеризоваться социальной справедливостью, экономической эффективностью и биосферосовместимостью. Концепция устойчивого развития стала объединять в единую систему социокультурные, экономические, технологические и экологические характеристики. Таким образом, произошло обобщение концепции устойчивого развития, она, по существу, превратилась в теорию исторического процесса, отображающую социальную и природную (социоприродную) действительность в единстве и в развитии.

- В чем же особенность Концепции устойчивого развития как теории исторического процесса?

- Особенность Концепции устойчивого развития (и в этом ее ценность!) заключается в том, что она рассматривает историю как целостный социоприродный процесс, а исторический процесс - как последовательность сменяющих друг друга социоприродных явлений и событий. Речь идет о принципиально новом рассмотрении исторического процесса, когда формирование социальных систем и структур, многообразных видов техники и иных составляющих материальной культуры рассматривается с обязательным учетом меры биосферных процессов, экологических границ преобразования природной среды. Переход к устойчивому развитию и дальнейшее движение по этому пути представляется как управляемая эволюция социоприродного типа.

- Меняется ли отношение к Концепции устойчивого развития в условиях мирового экономического кризиса?

- Несомненно, экономический кризис обостряет экологическую проблематику и ухудшает практически все показатели уровня и качества жизни людей. Общество сокращает прежде всего инвестиции, нацеленные на сохранение природной среды, на решение проблем образования и здравоохранения. Однако тотального экономического кризиса можно было бы избежать, если бы мировое развитие базировалось на принципах устойчивого развития. Только при поверхностном рассмотрении нынешний кризис можно представить как случайное явление, имеющее роковую финансовую подоплеку. На самом деле это проявление атрибутивных особенностей традиционной экономической культуры человечества, сложившихся после эпохи Возрождения и определяющих основу капиталистической формации. Кризисы такого типа обусловлены принципиально нелинейным (неустойчивым!) характером социально-экономических связей и отношений в капиталистическом обществе, и они периодически возникали всегда, только нынешний кризис отличается беспрецедентными масштабами. И «виной» этому становятся процессы глобализации, интегрировавшие экономические, финансовые и иные структуры практически всех стран мира после исчезновения государств социалистического лагеря.

- При устойчивом развитии можно избежать подобных кризисов?

- В целом причину подобных кризисов не без основания видят в несправедливом, асимметричном развитии мировой экономики, когда развивающиеся страны - поставщики природного сырья и трудовых ресурсов, а развитые - продуктов интеллектуального труда и высоких технологий. Существенное значение при этом имеет и социально-экономическое расслоение внутри отдельных стран, когда большинство населения находится на грани выживания, а небольшая часть - ведет гедонический образ жизни, безответственно транжирует огромные состояния. Современный кризис рельефно высвечивает также глобальную асимметрию в социально-экономическом и экологическом развитии. Ведь экономические отношения, доминирующие в обществе, определяют и отношение к природе. Вообще-то противоречия, кризисы в развитии неизбежны. Другое дело, их масштабы и последствия. В условиях устойчивого развития они, несомненно, будут менее значимыми, более прогнозируемыми, следовательно, в значительной мере управляемыми.

- Концепция устойчивого развития - мировоззренческая установка или конкретная программа действий, осуществимая в ближайшие годы?

- Это и мировоззрение, и методология, и программа действий. Здесь необходимо действовать конкретно-исторически. Переход к устойчивому развитию не единовременный акт. Примечательно, что в 1992 году, когда принималась данная Концепция, ООН определил ее статус как Программу действий человечества на ХХI столетие. Сейчас можно утверждать, что столетия будет недостаточно для реализации тех высоких целей, которые ставятся этой Концепцией. Для достижения устойчивого развития по меньшей мере требуются политическая система, содействующая участию широких масс населения в принятии решений; правовая система, основанная на принципах гражданского общества; экономическая система, ориентированная на менее энерго- и ресурсоемкое производство и справедливое распределение; социальная система, обеспечивающая гармонию общественных отношений; международная система, способствующая устойчивости коммуникативных, торговых и финансовых связей; информационная система, обеспечивающая получение новой информации; образовательная система, обеспечивающая профессиональную компетентность, формирующая высокие человеческие качества; технологическая система, ориентированная на биосферосовместимые технологии. Эти требования носят преимущественно характер целей, которые должны лежать в основе региональных и глобальных действий в области социально-экономического развития. В широком смысле эти требования - условия трансформации культуры современного общества, ее перехода к качественно новому состоянию. От того, насколько успешно будет идти данный процесс, зависит: быть или не быть человечеству.

- Возникает вопрос: как все это должно отразиться в системе образования?

- Образование - исходное звено в эволюционном преобразовании общества, его реформировании. Способность к быстрым и эффективным изменениям становится необходимым условием для современного образования, которое, по сути, должно ориентироваться на запросы не только сегодняшнего дня, но и будущего. В эпоху классического образования учились у прошлого, сейчас очевидно, что необходимо учиться у будущего. Целесообразно поэтому говорить о необходимости опережающей модели образования, которая может описываться в категориях долженствования. Она сопряжена с представлением об устойчивом обществе, идеальном человеке, его качествах и формах их реализации. Отвечающие новым императивам наука и техника, экономика и политика, искусство и литература возможны при изменении целей и содержания образования.

- Можно ли сказать, что перед образованием поставлена задача: осуществлять социализацию индивида на основе ценностей культуры устойчивого развития?

- В принципе содержание образования должно обеспечить становление устойчивого информационно-экологического общества с высокой гуманистической, технологической и экологической культурой. Формирование системы образования в интересах устойчивого развития связано с переходом к модели образования, основанной на целостном подходе к человеку, обществу и природе, единстве современного научного знания, на гуманистических ценностно-мировоззренческих установках. Образование для устойчивого развития должно опираться на такие традиции классического образования, как фундаментальность, всесторонность, междисциплинарность, непрерывность, гуманистичность.

- Каковы же предпосылки реформирования образования в интересах устойчивого развития?

- Образование для устойчивого развития предполагает в той или иной форме и степени правовое обрамление этого процесса; обоснование для каждого уровня образования соответствующих целей, содержательных линий; разработку педагогических подходов, методов на основе информационных и других технологий; соблюдение принципов преемственности и соответствия между отдельными уровнями образования; необходимость разработки системы индикаторов, отражающих меру соответствия различных уровней и направлений образования интересам устойчивого развития; обеспечение адекватности между уровнем образованности индивида и реалиями окружающей природной и социальной среды; всесторонний контроль и эффективное управление качеством образования; поддержание толерантного духовного климата в обществе. Вместе с тем важно иметь в виду, что педагогические традиции основаны на усвоении известных знаний, воспроизводстве реальных связей и отношении, нашедших отражение в общественном сознании. Будущее же всегда в той или иной степени неопределенно. И его размытые контуры, расплывчатое содержание педагогам трудно представить в качестве основы образования. Это обстоятельство определяет постановку принципиально новых методологических проблем в педагогике.

- Как отражается идеология устойчивого развития на содержании и структуре столичного образования?

- Образовательные интенции каждой эпохи - это отражение доминирующих в обществе проблем. В этом отношении можно считать проблемы столичного образования производными от экономических, социокультурных, экологических проблем Москвы. В основном содержании столичного образования исключительное значение должны иметь гуманитарные, культурологические и экологические образовательные линии. В условиях Москвы образование, кроме всего прочего, должно ориентироваться на решение проблем, обусловленных излишней индивидуализацией, усиливающимся отчуждением людей друг от друга, многонациональностью, многоконфессиональностью, взаимодействием различных культур и ценностных установок. Таким образом, в содержании столичного образования должны стать обязательными преподавание психологии, этики, культурологи и экологии. Развертывание этического образования, по логике вещей, в ближайшем будущем должно стать одной из важнейших образовательных линий. В условиях духовно-нравственного кризиса современного общества это обстоятельство приобретает особое значение. Благодаря преподаванию этики понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, нравственности и безнравственности не только будут фиксировать действительные или воображаемые явления; но будут также содержать оценку определенных представлений, одобрять или осуждать их, требовать их осуществления или устранения. Полноценное этическое образование позволит сохранить светское образование, устранит посягательства религиозных деятелей на реставрацию средневековых религиозных обрядов и идей в государственных школах. Возрастание экологической опасности диктует необходимость экологизации всей системы образования, развертывания экологического образования. В этом плане требует усиления и дальнейшего совершенствования преподавание недавно введенного предмета «Экология Москвы и устойчивое развитие». Невозможно обойти еще один фундаментальный вопрос, который затрагивает важнейшую предпосылку устойчивого развития, безопасность Мегаполиса, каждого из нас. Это проблемы национализма, шовинизма, терроризма. Выход заключается в целенаправленном формировании системой образования терпимости, сочувствия, доброжелательности и, конечно же, знаний о ментальных ценностях различных народов. Это очень важно в условиях России, особенно Москвы. Следует пересмотреть мозаичное содержание преподаваемого ныне курса культурологии, сделать его более насыщенным и целостным, акцентировать внимание на единстве мировой культуры, вкладе каждого народа в глобальный культурный процесс.

- Можно ли охарактеризовать Декаду, объявленную ООН в области образования для устойчивого развития, временем понимания и постановки принципиально новых вопросов в области образования?

- Да, в основном это так. Только надо учесть, что правильно поставить вопрос труднее, чем его решить!

От редакции

Если вы хотите высказать свое мнение, предложения, замечания, пишите Низами Мамедову по адресу: nizami-mamedov@mail.ru