Какую информацию мы размещаем в электронных ресурсах? Прежде всего информацию о самих ресурсных центрах, это контактная информация, если нужно добраться до какого-то конкретного источника ресурсов, то нужно понять, как звонить, как найти эти ресурсы. Это содержательная информация, относящаяся к тому эксперименту, к тем исследованиям, к той реальной фактической работе, которая осуществляется на базе того или иного ресурсного центра.

Естественно, что современный Интернет дает возможности мультимедийного представления богатого иллюстративного содержания. Понятно, что наглядность нужна не только детям, но и тем взрослым, которым нужен доступ к этим ресурсам. Эта наглядность обеспечивается в рамках Интернета очень естественно и действительно полезна.

Следующий после размещения после собрания информации вопрос - это вопрос о том, как эту информацию размещать. Мы все понимаем, что иногда возникает «узкое место», сложная ситуация, когда есть очень богатый изобразительный и текстовой материал о работе ДОУ, но как разместить его в Интернете - проблема. Поэтому создана удобная система для того, чтобы само образовательное учреждение с небольшой эстетической помощью могло само размещать или обновлять свою информацию на том портале, о котором идет речь.

Наконец хочу сказать о следующей проблеме - проблеме поиска и доступа к информации. Для этого создан довольно подробный рубрикатор, совмещенный с государственным рубрикатором научно-технической информации, что позволяет переходить от других баз данных в нашу и от нашей базы данных в другие, выбрать нужную информацию воспитателю детского сада, исследователю или даже родителям.

Остается пока проблема доступа - не всегда наши сети в Москве работают достаточно эффективно и позволяют проникать в мультимедийную информацию, но процесс идет. Одна из главных проблем - качество ресурса, мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы ресурсы были лицензированы. Все это решается в рамках нашей общей работы на экспериментальных площадках, в тех советах, что созданы. Процесс улучшения качества должен идти также и по увеличению объема ресурсов.

Коллегия Департамента образования на очередном заседании подвела итоги реализации совместного пилотного проекта МДО и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». С докладом выступила заместитель руководителя МДО Татьяна ГУСЕВА.

- Все внимание было сосредоточено на развитии условий, обеспечивающих поступательное движение проекта «Московское образование: от младенчества до школы». Одно из таких условий - организационно-методическое сопровождение проекта, которое позволяло бы научно осмыслить процессы, происходящие в дошкольных учреждениях, работающих в инновационных режимах, описать используемые, созданные методики, обобщать накапливаемый опыт в развитии того или иного направления ресурсного центра или сетевого комплекса, которые уже сложились. В этом особая роль принадлежит окружным методическим центрам и методистам - непосредственным организаторам мастер-классов, открытых занятий, конференций, «круглых столов», дней открытых дверей. Что изменилось в их работе за год?

Прежде всего изменилось качество издаваемых материалов, например, «Детский сад для всех» уже выстраивают методику организации процесса и умело подают ее. Сегодня выходят из печати брошюры по 9 ресурсным центрам, и это уже качественно другой продукт.

ОМЦ стали оказывать индивидуальную помощь образовательным учреждениям, имеющим низкий рейтинг у населения. В ноябре на заседании Городского методического совета по дошкольному образованию окружными методическими центрами отмечено, что все 46 детских садов, имеющих низкий рейтинг у населения, были включены в реализацию проекта «Московское образование: от младенчества до школы». Сегодня их число уменьшилось в два раза. Дал результаты метод Макаренко - когда лучшие берут на себя отстающих и реальными делами ведут за собой. Такая же ситуация сложилась и с новостройками. По мнению опытных руководителей детских садов, это поможет молодым коллегам избежать многих ошибок, которые возникают в начале пути руководителя.

По-прежнему сохраняется тенденция увеличения числа участников проекта. Сейчас это 12% от общего количества учреждений, вместе с тем в сетевое взаимодействие с ресурсными центрами включены 16% педагогов Центрального округа и 13% - Зеленоградского. Однако наметилась и новая тенденция: во-первых, уход одних и выбор ими более близкой темы, во-вторых, развитие сети внутри округа, когда сетевые учреждения становятся ресурсными по отношению к новым учреждениям. Необходимо отметить опыт работы Южного округа, в котором создано 15 ресурсных центров, которые, с одной стороны, тесно взаимодействуют с детскими садами, реализующими проект «Московское образование: от младенчества до школы», а с другой стороны, сумели включить сетевое взаимодействие более 100 дошкольных образовательных учреждений округа.

Для нас очень важно оценивать опыт работы ресурсных центров. Сегодня уже сложилось сотрудничество с городскими педагогическими вузами по проведению анализа разработок ресурсных центров. МГПУ, МГППУ, МГПИ и МИОО активно включились в реализацию проекта «Московское образование: от младенчества до школы». Для анализа методических наработок были также созданы группы творческих старших воспитателей детских садов, которые должны были ответить на вопрос: «Какие материалы, разработанные участниками проекта, вы хотели бы получить для работы?». Педагоги испытывают большие сложности при обобщении и описании своего опыта работы, поэтому нужно их этому учить. Думаю, что эти вопросы нам удастся включить в программу курсов повышения квалификации, а для участников проектов «Московское образование: от младенчества до школы» и «Детский сад будущего» мы организуем специальные модульные курсы.

Сегодня при участии структур Департамента образования, отвечающих за дошкольное и начальное общее образование, окружных управлений образования и методических центров разработан перспективный план работы по обеспечению преемственности содержания дошкольного и начального общего образования. В соответствии с планом предполагается в 2010 году организовать творческие встречи по темам: образовательные технологии в дошкольном и начальном общем образовании, подходы к оцениванию достижений старших дошкольников и младших школьников, готовность ребенка к школе, взаимодействие семьи и образовательного учреждения. Работа по реализации этого плана будет опираться прежде всего на обобщение опыта работы окружных управлений образования и образовательных учреждений в этом направлении. На основе широкого общественного обсуждения и с опорой на практический опыт работы планируется к концу 2010 года создать региональную модель реализации преемственности дошкольного и начального общего образования. Департамент образования создал ресурсный центр «Детский сад и школа: преемственность образования» на базе прогимназии №45.

Интересен проект электронной библиотеки, в которой обязательно должны быть представлены материалы институциональных грантов, всех экспериментальных площадок по вопросам развития дошкольного образования, проектов «Московское образование: от младенчества до школы и «Детский сад будущего», научных разработок. При создании электронной библиотеки актуальной становится задача проведения анализа и обобщения методических материалов, которые будут направляться в библиотеку. С этой целью вышло распоряжение Департамента образования об утверждении состава Совета городской экспериментальной площадки «Московское образование: от младенчества до школы», в котором расширено участие представителей государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и окружных управлений образования.

Освещение хода реализации проекта «Московское образование: от младенчества до школы» для педагогической общественности имеет немаловажное значение.

Совместно с шеф-редактором «Учительской газеты-Москва» Викторией Молодцовой создана общественная редколлегия, разработан план ее работы, прошло уже два ее заседания, и поставлена задача - к Всемирной конференции подготовить выпуски «Учительской газеты-Москва», максимально полно рассказывающие о проекте. К подготовке номеров газеты обязательно будут привлекаться родители, представители вузов, колледжей, центров - все, кто готов рассказать общественности о собственном вкладе в реализацию проекта «Московское образование: от младенчества до школы».

В ходе Всемирной конференции ЮНЕСКО по вопросам воспитания и образования детей младшего возраста, которая состоится в Москве в сентябре 2010 года, запланировано посещение дошкольных образовательных учреждений. Окружные управления образования подготовили для этого 100 детских садов. 3 декабря 2009 года в Департаменте образования состоялась презентация этих дошкольных образовательных учреждений, 80% презентаций сопровождались текстом на английском языке. Лучшую готовность к приему делегаций Всемирной конференции продемонстрировали дошкольные образовательные учреждения Южного округа (и по представлению детских садов руководителями, и по состоянию помещений и территорий своих учреждений).

Как показали результаты собеседования, не все представленные ДОУ участвуют в реализации совместного пилотного проекта и взаимодействуют с ресурсными центрами, а принимать делегации международных участников конференции и представлять столичное дошкольное образование могут только те учреждения, которые сами участвуют в реализации совместного проекта. Поэтому необходимо в кратчайшие сроки решить вопрос о привлечении к взаимодействию с ресурсными центрами ДО №№276, 2343, 2525, 2550, 272,1716, 1884, 2561, 716, 2311, 2507, 2528, 2530, 908, 1047, 1744, 1956, 2185, 2634, 1365, 2328, 2468, 980, 48. Хочу отметить, что все представленные учреждения Зеленоградского и Северо-Западного округов взаимодействуют с ресурсными центрами.

В Москве есть учреждения, в которых осуществляется инклюзивное образование, воспитываются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, но там отсутствуют соответствующие условия для пребывания таких детей. Если в этих учреждениях не будет создана безбарьерная среда для детей с ДЦП, колясочников и детей с потерей зрения или с остаточным зрением, эти учреждения не смогут принять делегации участников конференции. К ним относятся такие ДОУ, как №1688 (дети с ДЦП, колясочники), №1125 (слепые дети и с остаточным зрением), №1744 (зрение, опорно-двигательные нарушения), №2185 (дети с ДЦП), №2399 (нарушения опорно-двигательного аппарата), №2337 (опорно-двигательные нарушения), №1259 (опорно-двигательные нарушения), №1948 (дети с ДЦП и нарушения опорно-двигательного аппарата), №2328 (дети-колясочники), №2363 (опорно-двигательные нарушения), №523 (дети с ДЦП).

Часть учреждений нуждается в проведении ремонтных работ на фасадах зданий. Это ДОУ №№1125, 1688, 2523, 1851, 1837, 2337, 2245, 1259, 2634. В ДОУ №№1125, 2412, 2245 необходимо провести работы по ремонту асфальтного покрытия, в детском саду №2336 требуется провести внутренние ремонтные работы.

Хочу отметить работу дирекции Центрального округа, которая уже посетила все представленные учреждения и составила план работ для их подготовки к приему делегаций участников Всемирной конференции.

В соответствии с решением коллегии МДО от 09.04.2009 года был создан ресурсный центр для отработки моделей функционирования новых форм дошкольного образования «Детский сад - открытая система», открытый на базе центра развития ребенка - детского сада №2626. Новый ресурсный центр совместно с Московским институтом открытого образования подготовил выставку художественного творчества «Рисуют семейные детские сады Москвы», экспонирующуюся на 5-м этаже Департамента образования. В настоящее время открыто 276 семейных детских садов, в которых воспитываются 910 детей. На выставке представлено творчество 55 семейных детских садов всех 10 округов.

Вера БОГОРОДСКАЯ, заведующая лабораторией дошкольного образования Южного окружного методического центра:

- Южный округ - самый большой в Москве, в нем работают 299 ДОУ, где воспитывают 49205 детей. Три ДОУ - городские ресурсные центры, два ДОУ - экспериментальные площадки первого уровня совместного пилотного проекта Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы»: «Двуязычный ребенок - диалог языков и культур» - ЦРР - детский сад №1787; «Я и мир» - ЦРР - детский сад №26 и ЦРР - детский сад №577; «Новые формы дошкольного образования» - ЦРР - детский сад №2626; экспериментальная площадка «Воспитание ценностных ориентиров» - ЦРР - детский сад №2374.

Проблемы, поднятые ЮНЕСКО и рассматриваемые в ресурсных центрах, важны и актуальны в современном мире. Поэтому цель окружного управления образования и методической службы - стимулировать участие большего количества дошкольных учреждений в реализации этих проектов. В 2008-2009 учебном году в округе были открыты 14 ресурсных центров, аналогичных открытым Департаментом образования. В окружные ресурсные центры вошли лучшие учреждения, в которых созданы необходимые условия, накоплен или разрабатывается интересный опыт работы, а также победители различных конкурсов. К окружным ресурсным центрам вошли в сетевое взаимодействие детские сады, которых заинтересовала та или иная проблема, касающаяся воспитания и развития ребенка раннего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Для активизации работы педагогических коллективов, определения точек их роста в сетевое взаимодействие вошли и детские сады, имеющие низкий рейтинг, а также сады, работающие в режиме обычных видов деятельности.

Взаимодействие городских и окружных ресурсных центров осуществляют представители методических служб и дошкольных учреждений, которые знакомятся с планом городских ресурсных центров и принимают участие в работе «круглых столов», семинаров, мастер-классов и на основе этого проводят мероприятия в округе.

Такая работа позволяет создать творческие мастерские для профессионального роста, которые дают возможность объединить людей активных, творческих, желающих работать в инновационном режиме, транслировать свой опыт работы.

В окружных ресурсных центрах созданы необходимые условия: работают квалифицированные специалисты, которые могут проконсультировать по различным вопросам развития ребенка-дошкольника, есть хорошо оборудованные методические кабинеты, работает электронная почта, сайты, а созданный продукт в виде сборников из опыта работы, методические рекомендации могут найти широкое применение в практической деятельности работы детских садов. Теперь мы можем с уверенность сказать, что опыт работы ресурсных центров востребован в дошкольных учреждениях округа.

Материалы ресурсного центра «Двуязычный ребенок - диалог языков и культур» ориентированы на практическую работу, так как в ДОУ районов Бирюлево-Западное и Бирюлево-Восточное воспитывают до 20% детей, для которых русский язык неродной.

Ресурсный центр «Я и мир» разрабатывает модель вхождения в культуру и получение социального опыта детьми, имеющими различные природный потенциал и способности, тут ведут поиск форм, методов и средств включения детей с особыми образовательными потребностями в общество нормально развивающихся сверстников, разрабатывают оптимальный образовательный маршрут для каждого ребенка, имеющего проблемы в развитии, а также оказывают психологическую поддержку родителям этого ребенка.

ЦРР - детский сад №577, работая в сетевом взаимодействии с ресурсным центром «Здоровый ребенок», разработал учебное пособие для воспитателей и родителей по профилактике плоскостопия, которое с успехом используется в ДОУ Южного округа, в том числе в детских садах, где имеются группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Благодаря широкой популяризации опыта работы этих детских садов среди разных категорий специалистов дошкольных учреждений (заведующих, старших воспитателей, психологов, учителей-логопедов, дефектологов, воспитателей) идет распространение и практическое применение лучшего опыта, что положительно сказывается на повышении качества образования в Южном округе.

Мы видим перспективы дальнейшей работы на базе ЦРР - детского сада №2626 - ресурсного центра «Новые формы дошкольного образования», здесь начата работа по созданию совместно с МИОО методического центра для семейных детских садов. В детском саду для этого есть все необходимые информационные ресурсы: сайт, электронная почта, что позволит родителям, которые открыли семейные детские сады, обратиться с любым вопросом, получить квалифицированную консультацию специалистов, собраться для обсуждения волнующих вопросов. Такая практика уже есть.

В декабре 2009 года в Департаменте образования открылась выставка рисунков детей семейных детских садов, организованная этим ДОУ вместе с МИОО, в ней приняли участие семейные детские сады Москвы.

Совместно с методической службой детских садов «Игры между делом» снят фильм о работе семейного детского сада, подготовлена адаптированная диагностика определения уровня усвоения программы детьми в семейном детском саду. Мы планируем открыть на сайте ЦРР - детского сада №2626 страницу «Семейный детский сад» с рубриками «Планирование работы дошкольного учреждения с семейным детским садом», «Планирование работы в семейном детском саду», «Консультации для мамы-воспитателя», «Нормативно-правовые документы», использовать на страницах сайта опыт работы семейных детских садов Москвы.

Ирина САВИНОВА, заведующая детским садом комбинированного вида №2494:

- Что дало нашему детскому саду включение в реализацию проекта «Московское образование: от младенчества до школы»?

Наш детский сад не стал ресурсным центром, он не входит в экспериментальную площадку проекта. Наше сотрудничество с ресурсным центром «Знаю много языков» началось с посещения окружных мероприятий, которые регулярно проводит прогимназия №1882 ЮВАО. Мы принимали участие в научно-практических семинарах, «круглых столах», мастер-классах, посвященных проблеме формирования детской коммуникативной компетенции.

Наш детский сад - сад комбинированного вида - имеет группы для детей с нарушениями зрения различной тяжести. В ДОУ работает система медико-психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка с проблемами развития, разрабатывается пошаговый индивидуальный маршрут коррекционной работы.

В ресурсном центре мы ознакомились с методикой работы и программой «Радость общения», которые в игровой форме создают проблемные ситуации, побуждающие ребенка к речевому общению. Проконсультировавшись со специалистами ресурсного центра, мы решили использовать методику и программу в своем учреждении при работе с тотально слепыми детьми. Мы получили результаты, которые удивили нас. Максим, четыре с половиной года (атрофия зрительного нерва, органическое поражение головного мозга), начал посещать ДОУ с сентября 2009 года. Как нам рассказали его родители, одна из главных проблем Максима состояла в том, что у него не было навыков общения, сверстники его не принимали. В игровой форме совместно с родителями мы стали формировать у ребенка навыки речевого общения, способы познания окружающего мира на сенсорно-моторном восприятии. Максим стал быстро включаться в общение, реагировать на игровые проблемные ситуации, стал более уверенно себя чувствовать в окружающей обстановке.

Лолита, пять лет (атрофия зрительного нерва), посещает ДОУ с февраля 2008 года. Во время первой встречи не удавалось наладить контакт с ребенком, не удалось также заинтересовать девочку игрушками. Если мы пытались вложить ей в руки игрушку, она прятала руки за спину, предпочитая находиться на руках у мамы. После того как мы стали использовать методику ресурсного центра в работе с ребенком, у Лолиты появились навыки и потребности в общении со сверстниками. Используя речевые и лингвистические игры, мы формируем выразительность речи, эмоции, память. Теперь Лолита может самостоятельно разыграть по ролям небольшие сказочные сюжеты. Общение - величайшая ценность человеческой жизни. Поэтому для нас важно сформировать у тотально слепых детей коммуникативно-речевые навыки.

В чем уникальность проекта? Впервые на практике реализована возможность не эпизодического, а регулярного, на постоянной основе, общения с представителями науки, работающими в тесном тандеме с практиками. Мы задаем вопросы, которые возникают в нашей работе, и получаем ответы. Это позволяет нам двигаться вперед! Мы имеем возможность обращаться в ресурсный центр, встречаем там увлеченных людей, профессионалов с большой буквы. Это настоящее содружество науки и практики!

Какие возможности профессионального роста педагогам нашего детского сада предоставляет проект? Сейчас мы готовимся представить свой опыт на «круглом столе» в ресурсном центре. Это очень почетно для нас и стало мощным стимулом нашего профессионального роста!

Чего же мы ждем от проекта? Из общения с коллегами, которые взаимодействуют с другими ресурсными центрами, я знаю, что ресурсные центры развивают интересные направления. Но побывать на всех мероприятиях просто невозможно! Мы поддерживаем идею создания электронной библиотеки педагогического опыта!

Слышали, что в ней будут размещены материалы разных экспериментальных площадок проекта «Детский сад будущего». Это очень здорово! В нашем ДОУ есть Интернет, все педагоги используют в своей работе компьютер, это позволяет нам с уверенностью сказать, что мы будем активными пользователями электронной библиотеки.

Ольга ГЛЕБОВА, многодетная мама детей, посещающих детский сад №2523 «Академия детства» - ресурсный центр «Маленькие гении»:

- В этом году у меня родился еще один сын, ему сейчас исполнилось полгода, но мы уже встали на очередь в детский сад, поскольку считаем, что это один из наиболее приемлемых для нашей семьи вариантов воспитания. Убедились в этом мы, что называется, на личном опыте. Мой средний сын попал в детский сад в прошлом году - мы посещали Центр игровой поддержки. Скажу честно, когда нас пригласили туда, я была против, потому что считала: годовалого ребенка к чему-то приучить, чему-то научить, чем-то заинтересовать в группе детей невозможно. Но решила все-таки сходить, посмотреть, ведь, если не понравится, всегда можно отказаться под каким-то благовидным предлогом. Я была крайне удивлена, когда ребенок стал ходить в группу с огромным удовольствием, он не плакал, играл в разные игры, куда были вовлечены все дети, причем все они были очень заинтересованы. После этого никаких сомнений у меня не было, и мы стали ходить в Центр игровой поддержки. Отходили так год, мой сын собирался сам. В этом году мы уже ходим в группу кратковременного пребывания два раза в неделю, с утра до обеда. Это очень удобно, я очень благодарна авторам этой программы, потому что очень сложно маленькому ребенку (когда один очень маленький!) посвятить полдня и дать ему многочисленные навыки, занятия в такой группе - очень большая помощь семье. Результат наших занятий очень значителен, и он уже сейчас виден.

Что касается моей старшей дочери, Анастасии, то она уже учится в первом классе. Настя попала в свое время в детский сад, когда ей было 4,5 года. Два месяца она посещала группу кратковременного пребывания, а потом перешла на полный день. Очень хорошо помню, как Настя на вопрос «Нравится ли тебе?» ответила: «Все хорошо, вот только есть проблема - нет времени побеситься!». Это было правдой, так как у наших детей было столько самых разных занятий, все было так четко распланировано. Я даже не могла, если нужно, не вести дочь в детский сад: у нее в пятницу было одно интересное и важное занятие, в четверг - другое и так - каждый день. Она не хотела пропускать интересные занятия, потому что ей было обидно их пропускать. Я считаю, что это здорово, потому что та привычка к дисциплине, которую помогли ей выработать занятия в детском саду, помогает Насте и сейчас, она очень четко планирует свое время и свои занятия.

Еще в детском саду Настя стала заниматься шахматами, поскольку воспитатели увидели в ней задатки и способности к этим занятиям. В результате она через какое-то время успешно сыграла на соревнованиях в Дворце творчества и заняла первое место. С того момента началась ее успешная «карьера» шахматистки, поэтому я считаю, что детский сад дал Анастасии очень хороший старт в жизни и нашел занятие, ставшее интересным хобби. Великим шахматистом она не станет, это совершенно точно, но на ее счету удачное выступление в прошлом на соревнованиях в Болгарии, летом 2009 года - в Румынии, причем она принимала участие в соревновании с детьми 10 лет, а согласитесь, семь и десять лет для детей - большая разница. Моя дочь в Румынии заняла первое место, получила из призового фонда 200 евро, и это были ее первые заработанные деньги, причем своим умом. Думаю, замечательно, когда у воспитателей к каждому ребенку есть индивидуальный подход.

Мне нравится, что в нашем детском саду родители вовлечены в процесс, когда мы работали над проектами, то все сдружились, и сейчас знаем, что происходит в саду, какая нужна поддержка в проведении тех или иных мероприятий, ездим с детьми на экскурсии. Это очень важно, когда родители растут вместе с детьми, сами молодеем от этого.