9 декабря в МГИМО состоялось торжественное открытие XX юбилейной московской Международной молодежной Модели ООН, на котором присутствовали около 1100 школьников из 41 учебного заведения Москвы, Санкт Петербурга, Самары, Нижнего Тагила, а также из Витебска и Риги. Большинство из них - учащиеся ассоциированных школ ЮНЕСКО.

В самом начале собравшимся был показан документальный фильм «Наука побеждать», снятый специально к юбилею Модели ООН и рассказывающий об истории школьного модельного движения, его прошлом, настоящем и будущем.

Церемонию открыл Председатель РАСООН, ректор МГИМО(У) Анатолий Торкунов, который зачитал обращение Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева к участникам Модели ООН.

Среди почетных гостей были представители Совета Федерации, Московской городской Думы, Департамента образования и других государственных и общественных организаций.

Значимость Модели ООН и молодежного движения в мире в целом отметил в своем послании к участникам XX московской молодежной Модели ООН Кийо Акасаки, заместитель Генерального секретаря ООН по коммуникации и общественной информации.

Со словами приветствия к участникам конференции обратились в своих посланиях мэр Москвы Юрий Лужков и префект Восточного административного округа Николай Евтихиев.

Особый интерес у аудитории вызвало выступление популярного телеведущего программы «Умники и умницы» Юрия Вяземского, профессора, заведующего кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО(У) МИД РФ.

Официальные речи и выступления гостей были украшены концертными номерами в исполнении учащихся и выпускников Московской международной гимназии. И завораживающие звуки арфы, и мелодия Венского вальса, и, конечно, выступление мини-ООН школы надолго запомнятся делегатам Модели-2009. Как запомнится символический подарок - белоснежный голубь, преподнесенный директору Московской международной гимназии Татьяне Гуменник многолетними участниками Модели - педагогами и учениками лицея №1502 при МЭИ.

А дальше началась работа. В рамках Модели была организована работа Генеральной ассамблеи - «Устав ООН и усиление роли организации в мире», Совета безопасности - «Нераспространение оружия массового поражения», Экономического и Социального советов - «Международное сотрудничество в области предупреждения похищения людей, борьбы с ним, его искоренения и в области оказания помощи жертвам» (работа советов шла на английском языке). Хотя, как говорят специалисты, ученические ассамблеи, советы были имитацией настоящих советов ООН, рассматриваемые ими проблемы - часть реальной повестки дня ООН. Это позволило выявить широкий спектр мнений, интересов и подходов, отражающих реально существующее положение дел в мире, предоставило возможность полноценного интеллектуального и творческого общения одаренным детям. В нынешней Модели участвовали около 600 учащихся из гимназий и лицеев Москвы - №№ 1502, 1503, 1504, 1511, 1520, 1526, 1535, 1541, 1555, 1565, 1569, Московской международной гимназии, школ №№ 480, 1231, 1234, 1257, 1290, 1357, 1485, школы-интерната «Интеграция», гимназии №18 Нижнего Тагила, школы №403 Санкт-Петербурга, учебных заведений Самары, Витебска, Риги. Участники Модели-2009 продемонстрировали хорошее знакомство с ООН, принципами ее работы и ее программами, владение основами международного права, политологии, иностранного языка, информационных технологий, речевого и делового этикета, достаточно глубокие знания по широкому кругу проблем, решаемых в ООН, умение корректно пользоваться правилами процедуры, принятыми в ООН. Все это обеспечило успешную работу Модели-2009.

Екатерина БАЙНОВА, ученица лицея №1511 при МИФИ:

- Прошел уже год после события, которое произошло в моей жизни в начале декабря 2008 года. Мой преподаватель географии предложил поучаствовать в «Модели ООН». Практически без раздумий согласилась. Про себя могу сказать, что я человек-энтузиаст, а потому участие в таких мероприятиях для меня удовольствие.

Шла подготовка, меня определили в «Генеральную Ассамблею», где освещалась тема экономического кризиса. По жребию мне выпало представить Бельгию. Такой расклад мне пришелся по душе, я читала многие интернет-издания по поводу экономических проблем в мире, долго сочиняла вступительную речь, которую мне доверила моя одноклассница, представлявшая Бельгию вместе со мной. Настал первый день - мы отправились в МГИМО, в котором я была впервые, на открытие Модели. Тут я и почувствовала весь масштаб мероприятия, ощутила, насколько я еще «зелена» в сравнении с другими участниками. Ко второму дню готовилась тщательно, первое заседание Генеральной Ассамблеи в ММГ было для меня захватывающим, никогда ранее не приходилось мне чувствовать на себе такой груз ответственности. Я словно и вправду была представителем этой европейской страны на самом настоящем заседании ООН.

Принятие резолюции, внесение поправок, выступление экономически образованных, умных ребят - все это дало невероятный заряд положительных эмоций, с которым я ушла домой в третий день «Модели ООН». Еще очень долго я, переполненная ими, рассказывала всем родственникам и знакомым про это событие.

Для меня Модель имела огромное значение. Раньше я не задумывалась о мировых проблемах, а точнее, не представляла, что я могу участвовать в их разрешении. После Модели я как будто почувствовала свою необходимость этому миру, нашей стране, как бы глобально это ни звучало. Модель также повлияла на выбор университета, в который я буду пробовать поступать в 2010 году. Но самое главное - я поняла, к чему надо стремиться, какие существуют еще высоты, непокоренные мной.

В этом году я с нетерпением жду, чтобы вновь получить удовольствие и, уже имея опыт, раскрыть себя в новой «Модели ООН-2009».

17 лет учащиеся 9-11-х классов гимназии №1526 с большим желанием и радостью принимают участие в Московской молодежной игре «Модель ООН» на базе ММГ (гимназия №1509).

Проект «Модель ООН» выдержал проверку временем. Модная «толерантность» реализуется руководителями проекта два десятилетия!

Работа в Совете Безопасности, Генеральной Ассамблее, Экономическом и Социальном Совете - само по себе заманчиво, но интрига такова: мы представляли в этих организациях Китай, Великобританию, Канаду, Италию, Сенегал, Турцию, Ливан, Анголу. На XX «Модели ООН» мы будем представлять интересы Уганды в Совете Безопасности, в Генеральной Ассамблее - Конго и Анголы, в Экономическом и Социальном Совете - Мозамбика и Перу. Готовясь к игре, мы организуем встречи учащихся с представителями посольств этих стран в Москве.

«Модель ООН» - интеллектуальная и творческая игра. Работа в пресс-центре дает возможность учащимся проявить себя в журналистике. В феврале 2005 года в газете «Не доросли» была помещена статья «Новые горизонты» выпускницы гимназии №1526 Маргариты Королевой об игре «Модель ООН», в которой она принимала участие, представляя пресс-центр. Сейчас Маргарита - студентка факультета журналистики МГУ им. Ломоносова.

Многие учащиеся нашей гимназии после участия в «Модели ООН» связали свою будущую профессию с дипломатической, юридической и журналистской деятельностью.

Желаем проекту и его организаторам долгой жизни и процветания, взаимодействия со своими постоянными партнерами, к которым относим и себя.

Т. БОЛДИНА, директор гимназии №1526

Двадцать лет назад стартовала московская Международная молодежная Модель ООН, организацию которой взяла на себя Московская международная гимназия во главе с директором, заслуженным учителем России Татьяной Гуменник.

Учащиеся лицея №1502 при МЭИ впервые приняли участие в Модели в 1993 году. Ребята активно и с интересом включились в это интересное мероприятие. С годами сформировалась система подготовки. После получения предложенной оргкомитетом темы проводится большая подготовительная работа:

- обучающие лекции специалистов;

- изучение специальной литературы и документов;

- посещение Информационного центра ООН.

Получив необходимые знания, ученики успешно применяют их в игре.

Ребятам очень нравится Модель ООН. Поучаствовав однажды, ждут следующих приглашений. Ведь здесь - и приобретенные знания, и практический опыт, и новые знакомства со сверстниками.

Участники имеют возможность раскрыть свой потенциал, проявить интеллект, ораторское мастерство. Для некоторых из них - это мотивация к выбору жизненного пути. В 2006 году окончили МГИМО бывшие участники Модели ООН - Александр Булычев и Анна Змеевская, на

1-м курсе этого вуза учится Антон Хацкелевич.

За 17 лет нашего участия в Модели ООН через это мероприятие прошли около 200 лицеистов. Все они с благодарностью и теплотой оценивают приобретенные опыт и знания, теплую и в то же время деловую атмосферу, высокий уровень организации этого мероприятия. Надеемся, что Модель ООН встретит еще много юбилеев. От души поздравляем коллектив гимназии, организаторов этого важного мероприятия Татьяну Гуменник, Людмилу Тартаковскую, Наталью Сычевскую, Ольгу Бережную. Лицей №1502 готов сотрудничать с ММГ и впредь.

В.ЧУДОВ, директор лицея №1502 при МЭИ;

И. Внуков, заместитель директора по внеурочной образовательной деятельности лицея № 1502 при МЭИ, победитель конкурса лучших учителей РФ, почетный работник общего образования РФ;

С. Завистович, руководитель команды участников Модели ООН, учитель истории лицея № 1502 при МЭИ, победитель конкурса Грант Москвы, почетный работник общего образования РФ

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. Школа готовит своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

20 лет Департамент образования, Московская международная гимназия №1509 с участием МГИМО, МИД РФ при содействии Информцентра ООН в Москве проводят молодежную игру «Модель ООН», идейный вдохновитель, руководитель и организатор которой директор ММГ - Татьяна Гуменник.

Учащиеся образовательных учреждений города, регионов России получают возможность обсудить политические, социально-экономические и научно-технические изменения, сопоставить политические декларации с политической практикой, формируют способность вести переговоры, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе, учатся работать в команде, принимать самостоятельные решения в условиях неограниченного доступа к информации.

Радостно осознавать, что готовится будущая интеллектуальная элита России, способная занять достойное место в сфере государственного и политического управления нашей страны.

Надежда ШАРАЙ, директор гимназии №1504 - победителя конкурса инновационных программ приоритетного национального проекта «Образование», заслуженный учитель РФ, д. п. н., профессор

Члены клуба ассоциированной школы ЮНЕСКО №1224 искренне поздравляют Московскую международную гимназию по случаю XX годовщины действия молодежной Модели ООН-2009.

Созданная вами Модель ООН стала действенным инструментом привлечения молодежи к глобальным проблемам мира, которые решает ООН в пределах своей компетенции и обязательств.

Используя Модель ООН, молодежь учится самостоятельно делать заключения, обосновывать их, принимать решения, что способствует развитию творчества, углублению знаний иностранных языков, овладению навыками информационно-коммуникативных технологий.

Школе №1224, организовавшей первую международную конференцию «ООН и Мы» в начале 2000 года с участием представителей специализированных организаций ООН в Москве, создавшей проект «Система ООН в современном мире» на английском языке, ставшей лауреатом международного конкурса «Москва на пути к культуре мира», организованного Департаментом образования, понятны ваши благородные стремления и надежды, направленные на воспитание молодежи в духе культуры мира и ненасилия, толерантности.

Желаем вам творческих успехов в привлечении все большего контингента молодежи к реализации Модели ООН и надеемся на тесное сотрудничество с вами в рамках Московского региона ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Члены клуба «Юные сторонники ООН» ассоциированной школы ЮНЕСКО №1224

Более 10 лет я куратор Модели ООН в лицее №1511 при МИФИ. За это время свыше 150 юношей и девушек нашего лицея участвовали в этой интересной, развивающей игре. И каждый раз после завершения очередной Модели десятиклассники сразу говорят: «Возьмите нас, пожалуйста, на следующий год». Любовь учащихся к игре безмерна!

С удовольствием наблюдаю за тем, как старшеклассники примеряют на себя «взрослые одежды», становятся на время проведения Модели солидными, серьезными людьми. Пассажиры трамвая, в котором возвращаются после дебатов участники Модели, с любопытством и удивлением прислушиваются к разговору подростков. В их речи нет бранных слов, и говорят они не о компьютерных игрушках. Обращаются они друг к другу «уважаемый делегат» и обсуждают важнейшие проблемы человечества. Как хорошеет в это время наша Москва!

Хочу горячо поблагодарить всех организаторов этой замечательной игры за тот колоссальный труд, который они постоянно вкладывают в подготовку и проведение Модели ООН. Желаю и впредь не уставать в этом нелегком, но очень нужном деле - подготовке думающей, высокообразованной, неравнодушной молодежи.

Д.ГУБАНОВ, учитель лицея №1511 при МИФИ

* * *

Впервые услышав про Модель ООН, ты воспринимаешь ее как игру, шутку. Но когда приходишь на торжественное открытие в МГИМО и слушаешь о ее истории, целях, то понимаешь, что это не просто игра, а свежий взгляд молодых, креативных умов на взрослую жизнь.

В течение последующих двух дней ты все время в работе над резолюциями и поправками к ним. Модель превращается в большой котел оригинальных идей. Имитация работы ООН завлекает, в этот процесс окунаешься с головой. Мало где нам приходилось видеть такую активную, увлеченную молодежь, как на Модели.

Вечером третьего дня Модели ООН ты не веришь, что завтра не придется ехать в ММГ, чтобы снова встретиться с людьми, с которыми бок о бок ты провела эти три интересных дня, и чувствуешь легкую грусть от того, что эта школьная модель для тебя последняя.

Екатерина БРАГИНЕЦ, Татьяна ЯНЧЕНКОВА, ученицы 11-го класса лицея №1511 при МИФИ

Любой юбилей становится поводом не только для того, чтобы поздравить виновника торжества, но и для того, чтобы оглянуться назад и подвести некоторые итоги. Роль, которую московская Международная Модель ООН играет в жизни московских, а в последние годы и российских образовательных учреждений, в жизни учащихся, хотелось бы оценить на примере наших учеников. Для многих школьников участие в Модели стало судьбоносным: есть ребята, которые приняли решение поступать в МГИМО и успешно осуществили свою мечту, некоторые, получая образование в лучших гуманитарных вузах Москвы, продолжают участвовать в Модели, но уже в качестве руководителей ее органов, или занимаются организацией студенческих моделей ООН. В целом нельзя не видеть, как благодаря участию в этой игре школьники становятся более заинтересованными в изучении социально-гуманитарных дисциплин, переносят приобретенный опыт на другие виды деятельности, например более активно участвуют в проектной деятельности, отдавая предпочтение изучению актуальных вопросов современного политического и экономического развития. В результате у учащихся значительно повышаются и мотивация к учению, и результаты. Так Модель ООН для многих стала ступенью к новым достижениям, образно говоря, дети прошли путь от Модели к медали.

Сергей КРАСИКОВ, директор школы с углубленным изучением иностранного (английского) языка №1290, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук