- Николай Яковлевич, в чем вы видите практическое значение взаимодействия министерства и краевого профсоюза образования?

- В вашем вопросе уже содержится ответ. Отличие наших отношений от отношений других краевых профсоюзов и министерств заключается в том, что мы именно взаимодействуем. Конечно, профсоюз сотрудничает с министерством образования во всех комиссиях, участвует в реализации национального проекта «Образование», мы вместе работаем на конкурсе «Учитель года», но это само собой разумеется.

Кроме того, за последние несколько лет мы прошли жесткие контрольные точки реформирования системы образования Перми и края. Не самая простая задача сегодня - осилить такие «новеллы» в образовании, как комплексный проект модернизации и новые системы оплаты труда, осмыслить функции управляющих советов, которые работают то ли параллельно, то ли вместе с профсоюзной организацией. И у нас с председателем крайкома профсоюза Зоей Ивановной Галайдой есть понимание в решении очень сложных, я бы сказал, непопулярных вопросов. Порой министр сродни хирургу, мы часто режем и иногда по живому.

- Что же сегодня приходится «резать»?

- Резать бюджет пусть тяжело, но не ново - такое время. А вот, фигурально выражаясь, делать операцию из области нейрохирургии, то есть в голове учителя, которому нужно объяснить новый способ расчета зарплаты и то, что ее сегодня нужно зарабатывать по-другому, - это задача посложнее. Я периодически выступаю на различных профсоюзных мероприятиях. Надо сказать, что это непростая аудитория, где люди настроены на оппонирование, в том числе, если речь идет о реформах. Но если на одну чашу весов положить все модернизационные вещи, которые работают, к сожалению, не на сегодняшний день, а на завтрашний, и то, как мы их осуществляем, я считаю, что понимание реформ благодаря профсоюзной организации есть.

- Вы начали свою министерскую деятельность с поездок в районы, несмотря на то, что образование для вас очень привычная область деятельности, почему?

- Я считаю, что образование начинается в школе. Если в большинстве школ района оно со знаком плюс, только тогда можно сделать вывод, что в районе дела с образованием обстоят хорошо. Если в 48 территориях нашего края - хорошо, значит, министерство образования делает что-то понятное для педагогов, а чтобы в этом убедиться, нужно ездить в территории. Тем более что я не был экспертом в образовании на селе, потому что возглавлял только городские школы. Мы даже снаряжали экспедиции на снегоходах с участием бизнесменов и посещали самые северные школы края. В этих акциях была заложена и идея спонсирования, но я не очень хорошо отношусь к спонсорству государственного образования, поскольку убежден, что государственное образование должно быть самодостаточным. Тем более что у нас есть норматив на одного ученика, и мы должны в него вкладываться. И когда я слышу, что школа слева и справа собирает дивиденды, я считаю, что это не очень верно, потому что любое спонсорство государственного образования должно равномерно распределяться среди школ хотя бы данного района. Тогда спонсорство имеет право на существование. Другое дело - негосударственное образование.

- Если продолжать тему «хирургического вмешательства», как проходит процесс оптимизации образовательных учреждений?

- Как его задумали, так он и проходит. Я научил педагогов не бояться этого слова. Совсем недавно оно шло в паре с таким понятием, как секвестирование, и воспринималось, как ругательное, особенно в сельской местности. Мы объяснили, что оптимизация - это выстраивание оптимальной модели пространственного развития системы образования. Очень просто можно проводить оптимизацию: малыш должен дойти до школы пешком, потому что он малыш. А старшеклассник должен поехать на автобусе, потому что, учитывая ограниченность ресурсов, сконцентрировать качественное образование можно только в одной или нескольких школах района, особенно, если речь идет о сельской местности. В этой связи мы научили придавать слову «оптимизация» иное смысловое наполнение.

Если говорить о новаторстве, сейчас мы начали строительство дома для учителя в Кудынковском районе. Это не школа для младших классов и не только дом для учителя. Это здание для начальной школы и для семьи учителей, которая будет там жить и учить детей. Они регистрируются, как негосударственное образовательное учреждение с обязательством обучать детей младшего школьного возраста.

По моему убеждению, только конкуренция способна дать настоящее качество образования. Его можно натужено внедрять, постоянно твердя о качестве образования, а можно понять, что конкуренция и рынок рождают реальное качество, которое позволит образовательным учреждениям выживать и развиваться. Тогда тот, кто производит услугу, поворачивается лицом к тому, кто ее получает. И тогда учитель отчитывается на родительском собрании за то, какие задачи он поставил для конкретного класса и конкретного ребенка, и как ему удалось или не удалось их достичь. Если родителя что-то не устраивает, он может перевести ребенка в другую школу. А сегодня, при подушевом финансировании, куда пришел ребенок, туда пришли и деньги.

- Каковы ваши ожидания от сотрудничества с профсоюзом образования в предстоящие годы?

- У нас есть очень понятный план перехода на новую систему оплаты труда. Хотя образование привычнее воспринимать, как некое сообщество альтруистов, не говорить о зарплатах нельзя. Каждый качественно работающий учитель хотел бы иметь достойное вознаграждение, адекватное своему вкладу. Мы переходим на такую систему оплаты труда. Как механизм, она достаточно сложная, требует подключения и администрации школы, и профсоюза, и учителя, и родителей. А профессиональный союз не только защищает человека. В первую очередь он защищает эффективно работающего человека. А если зарплата из-за неэффективного менеджмента будет переливаться в карманы тех, кто не очень этого достоин, это будет несправедливо. Я думаю, в ближайшие пять лет новая система оплаты труда будет обкатываться и, уверяю вас, станет во сто крат более действенной с точки зрения изменения учителя и качества преподавания, а также результатов, которые получат дети. То есть, по моему убеждению, профсоюз должен защищать в первую очередь хорошую школу и хорошего учителя.