Зою Ивановну, действительно, одинокой не назовешь - муж, двое детей, внуки. А на работе - сплоченный коллектив единомышленников, который она предпочитает называть командой. Для Зои Галайды, когда-то жительницы советской Украины, Пермский край давно стал второй родиной. В семидесятые годы ее мужа, молодого офицера, направили служить в Чердынский район. «Я работала в школе поселка Ныроб, который считается самой северной точкой Пермского края, учителем русского языка и литературы, - вспоминает Зоя Ивановна. - Через три с половиной года мужа перевели в Пермь, я стала завучем по воспитательной работе. Позже меня включили в профсоюзный актив районной организации. Потом пригласили в обком профсоюза на должность заместителя председателя. Уходить из школы было очень тяжело. Но со временем я поняла, что на новом месте возможностей служить родному учительству у меня гораздо больше». В 1986 году Зоя Галайда впервые была избрана на должность председателя краевого комитета профсоюза.

- Я поддерживаю такой стиль руководства, - делится профсоюзный лидер. - В аппарате должна работать команда личностей, каждая из которых сама определяет круг вопросов по своему профилю деятельности, сама его развивает и организует какие-то свои неординарные мероприятия или, как говорит молодежь, «фишки». Я считаю, что невозможно наладить продуктивную, творческую работу, если всех сотрудников постоянно контролировать. Тогда у нас будут постоянные отчеты, а не работа.

Кто входит в мою команду? В крайкоме есть главный специалист по организационной работе Татьяна Николаевна Семенова, главный специалист по социально-экономическим вопросам общего образования Елена Николаевна Поспелова, главный бухгалтер Тамара Анатольевна Карпова, заместитель бухгалтера Марина Михайловна Егошина. Работает технический инспектор труда Анатолий Викторович Залазаев - дипломированный специалист, у которого есть интересные идеи, например, по системе управления охраной труда. Правовой инспектор Анатолий Андреевич Алыпов недавно перешел к нам из краевого совета профсоюзов, у него тридцатилетний опыт работы. Татьяна Владимировна Лепихина - главный специалист по информационно-аналитической деятельности. Татьяна Владимировна Петунина занимается связями с первичными профсоюзными организациями, ведет спортивное и туристическое направление. Людмила Ивановна Батюкова - главный специалист по работе с учреждениями профессионального образования. Ежегодно она определяет для себя приоритеты в работе с учебными заведениями и готовит, исходя из поставленных задач, методические пособия, например, «Дом-2», содержащий нормативно-правовые документы для работы студенческих советов общежитий, «Будь с нами», где размещена информация о том, как создать профсоюзную организацию. Для педагогических учебных заведений ежегодно выпускается буклет, где размещается информация о льготах и гарантиях, которые выпускники могут получить, придя на работу в школы и детские сады.

Конечно, основная задача нашей организации - защита социально-экономических интересов учителей. Причем, мы ставим совершенно конкретные задачи. В этом году мы добились индексации зарплаты, хотя изначально она не была заложена в бюджете, а также продления действия краевого закона о санаторно-курортном лечении на следующий год.

Вообще, у нас очень сплоченная организация, и это касается не только аппарата краевого комитета. Если мы устраиваем митинги, то они проходят в каждом районном центре. В Перми на них собирается не менее пяти тысяч работников образования. 7 октября ежегодно проходит международная акция профсоюзов «За достойный труд». В этом году ФНПР рекомендовала провести ее в форме профсоюзных собраний. Такие собрания в педагогических коллективах мы посвятили проблеме новых систем оплаты труда. Участвовали в акции и студенты: ребята собирались в разных районах Перми и раздавали буклеты «За достойный труд».

Для успешной работы профсоюза очень важна крепкая финансовая база. В этом вопросе должен быть порядок, иначе вся деятельность будет развалена. Та идея, которую предлагала ФНПР, - транзитное перечисление профсоюзных взносов - у нас давно реализована. Первичные организации напрямую отчисляют деньги в крайком, транзитом. Поэтому перечисление взносов практически стопроцентное. Взносы - это не собственность первички, они принадлежат всему профсоюзу, и нижестоящие организации это понимают. Каждая структура у нас выполняет свой функционал и имеет право на свою долю профсоюзных взносов. Из краевой доли мы финансируем зарплату председателей районных комитетов, выделяем средства на их премирование.

Естественно, краевой профсоюз продолжает участвовать в работе всех комиссий по национальному проекту «Образование», мы добились его расширения за счет регионального компонента. Лучшие учителя края получали по 10 тысяч рублей из регионального бюджета, а десяти лучшим школам были выделены гранты по 100 тысяч рублей, такое же вознаграждение получили и 50 дошкольных учреждений.

По инициативе губернатора в краевом бюджете на 2010 год заложен 191 миллион рублей для установления надбавок докторам наук. Эта инициатива, пожалуй, уникальна для России.

В области охраны труда мы добились аттестации рабочих мест в образовательных учреждениях Перми, в этом году принят краевой закон по охране труда - это тоже заслуга нашего профсоюза.

Я убеждена, что половину успеха в профсоюзной деятельности обеспечивает четкое, грамотное планирование. Наш план работы называется проблемно-целевым. В нем раскрыта вся структура, а также внешние и внутренние связи нашей организации. Здесь указаны формы взаимодействия с краевой администрацией и Законодательным собранием, городской Думой и администрацией, с Министерством образования, со всеми институтами гражданского общества, с которыми мы сотрудничаем, с другими организациями.

План работы включает не только цели и задачи, которые мы ставим, но и перечень условий, необходимых для их выполнения. Здесь и организационные мероприятия (пленумы, президиумы), и обучение актива, и финансовое обеспечение, и информационные ресурсы. Так, главная проблема, которую мы определили, - это низкий социальный статус педагогов, низкий престиж профессии, низкий уровень жизни, особенно у работников дошкольного образования. Затем составили план действий для ее решения. В проблемно-целевом плане есть и другие задачи, например укрепление организационной структуры и увеличение численности краевого профсоюза.

Если говорить об отчетном периоде, безусловно, мы вели работу по всем направлениям, которыми занимается Общероссийский профсоюз образования. Но самое основное - это социальное партнерство. Здесь нашу организацию отличает свой индивидуальный подчерк. Именно в эти пять лет очень серьезно поменялась система полномочий, многие вопросы теперь решаются на региональном уровне, и у нас существует целая система взаимодействия с кандидатами в депутаты Законодательного собрания. Те из них, кто хочет нашей поддержки, «подписывает» нашу профсоюзную платформу, то есть обязуется отстаивать конкретные интересы педагогов в парламенте. В Пермском крае у профсоюзов нет права законодательной инициативы, поэтому мы ищем другие механизмы участия в создании законов. Когда происходит избрание депутатов, краевой совет профсоюзов заключает соглашение с Законодательным собранием, которое оговаривает наше взаимодействие. Каждый из лидеров отраслевых профсоюзов закреплен за тем или иным комитетом парламента. Например, я закреплена за комитетом по бюджетной политике и налогам.

С исполнительной властью и работодателями у профсоюзов, естественно, заключено трехстороннее соглашение. В ближайшее время на трехсторонней комиссии мы запланировали к рассмотрению три вопроса - формирование бюджета, итоги введения новых систем оплаты труда в бюджетной сфере и оздоровление детей и подростков в 2010 году.

То есть сегодня тактика профсоюза изменилась, мы включаемся в сам процесс принятия решений, а не просто критикуем со стороны и грозим забастовкой. Уже на стадии подготовки какого-то важного документа мы пытаемся сработать на опережение, чтобы не допустить принятия неправильного решения.

Впереди - Год учителя. Сомневаюсь, что учительство в связи с этим получит большие бонусы от государства. И мы решили на своем уровне провести такие мероприятия, которые помогут привлечь внимание общества к педагогам. Например, у нас возникла идея объявить литературный конкурс среди работников образования, посвященный Году учителя. Вместе с нами его учредителями выступили газета «Профсоюзный курьер» и краевой совет профсоюзов. В течение года учителя будут присылать свои стихи, прозу, а по итогам конкурса мы планируем издать альманах с лучшими произведениями педагогов. Думаю, этот альманах придет в каждую школу края. Будет в конкурсе особая номинация, которая мне особенно нравится, - «За отражение трудовых будней работников образования».