Среди участников были также методисты городского информационно-методического кабинета, директора и заместители директоров школ, социальные педагоги, обществоведы, учителя, преподающие другие предметы (русский язык, литература, география и др.), классные руководители.

Слушателям были предложены следующие темы для совместного обсуждения: «Основные понятия гражданского образования», «Гражданская ответственность и патриотизм», «Что такое демократия?», «Ролевая игра «Темпераменты», «Ценности демократического общества (на основе сравнения текстов нескольких гимнов)», «Толерантность как основа демократического общества», «Активные и интерактивные методики в гражданском образовании» и другие. Все занятия проходили в тренинговом режиме, что позволило участникам семинара не только просмотреть различные формы организации взаимодействия учащихся, но и обсудить методические аспекты управления образовательным процессом в интерактивном и активном режимах.

По анкетам ежедневного оценивания можно было судить о том, как происходит процесс практического овладения интерактивными и активными методиками, рождаются идеи о том, как полученные знания педагоги будут применять в своей деятельности. В итоге было очерчено довольно широкое поле возможностей практического использования полученного материала: на уроках (причем по разным школьным предметам); на классных часах; во внеклассной работе с учащимися (методика общественных слушаний, ролевые игры, организованная дискуссия и т.д.); на родительских собраниях; на педагогических советах; в работе методических объединений и творческих групп педагогов.

Появились интересные идеи: провести «круглый стол» проблемной группы города Скопина по правовому образованию с демонстрацией фрагментов просмотренных занятий - подготовить открытый урок для методического объединения учителей города, выступить на школьном методическом объединении классных руководителей по поводу использования в работе интерактивных методик.

Безусловно, каждый участник семинара унес с собой свои неповторимые впечатления о семинаре: для кого-то самым главным было «общение с коллегами по самым актуальным вопросам гражданского образования», для других - уникальная «возможность быстро и в г. Скопине получить новые знания, которые помогут в практике», для третьих - то, что в ходе семинара «наконец-то пришло понимание, где можно использовать интерактивную методику», для четвертых - «техническая оснащенность семинара, разнообразие видов работ». Однако невозможно не согласиться с одним из участников семинара, который очень точно выразил мысль: уезжая из этого гостеприимного городка, мы рассуждали о том, что всякий раз мы сталкиваемся с новыми идеями, находим какие-то необычные ходы проведения занятий, поскольку всякий раз это совершенно неповторимые люди, творческие, интересные, они не позволяют останавливаться на достигнутом ни себе, ни окружающим. И это залог будущего у гражданского образования в России.

Логическим завершением семинара стали разработки уроков, подготовленные малыми группами слушателей в последний день занятий, с использованием активных и интерактивных методик.

Тема «Интеллигенция. Ее сущность и роль в истории». 10-11-й классы

Авторы: Г.Иванова, Е.Берцева, Л.Антонова, М.Астаркина, А.Мальчиков.

Цели: в ходе занятия учащиеся смогут уточнить понятие «интеллигенция»; определить сущность интеллигенции как особого социального слоя; выявить, какую роль играла интеллигенция в отечественной истории и какова ее роль сегодня; принять интеллигентность как позитивное качество личности.

Ход урока

Вступительное слово учителя, в котором отмечается, что данный урок - приглашение к диалогу об интеллигенции, ее судьбе и роли в нашей истории.

«Мозговой штурм».

Учащимся предлагается составить ассоциативный ряд к понятию «интеллигенция». Ассоциации могут быть предложены в разных вариантах: слова и устойчивые выражения, цитаты из кинофильмов, книг, небольшие рисунки, персоналии, которые ассоциируются с данным понятием, музыкальные или песенные фрагменты. Свои ассоциации группы фиксируют на ватманских листах и в момент представления вывешивают результаты работы на доске. Задача всех последующих выступающих - не повторять уже названных ассоциаций.

Время на данный этап урока - от 7 до 10 мин.

Групповое творческое задание. Пользуясь полученным ассоциативным рядом и имеющимися собственными представлениями, составить статью для толкового словаря (как вариант - для энциклопедического, исторического, обществоведческого и т.д.).

Время на выполнение задания - 6-7 мин. Представление групп - по 2 мин. Во время представления все остальные малые группы становятся экспертами, задача - в каждом предложенном определении отметить своеобразие и достоинства.

Например, кто-то отметит обязательность высшего образования у представителей интеллигенции, для кого-то ключевым будет положение о соблюдении нравственных законов, для третьих - стремление к саморазвитию и самосовершенствованию и т.д.

Время на данный этап урока - до 15 мин.

Работа в парах с информацией. Каждая пара получает набор толкований понятия «интеллигенция», взятых из разных источников (например, Советский энциклопедический словарь, Толковый словарь С.Ожегова, Толковый словарь В. Даля, Ленин В.И. ПСС, т. 7, с. 31 и др.).

Задание: прочитать, осмыслить новую информацию; сравнить с определением, данным группой; найти спорные моменты; высказаться о них публично.

Итогом может стать вывод о том, что интеллигенция - прежде всего носитель и хранитель духовных ценностей общества.

Время на данный этап урока - до 7 мин.

Ролевая игра «Интеллигентность».

Группам предлагается задание: вспомнить случаи из жизни, в которых проявилось такое качество, как интеллигентность. На это отводится до 5 мин. По истечении срока учитель предлагает выбрать в группе самый яркий пример проявления интеллигентности в жизни и театрализованно представить его.

Задание для других групп - какие другие варианты взаимоотношений могли бы сложиться в данной ситуации, если бы один из участников взаимодействия не был бы интеллигентен.

В качестве эпиграфа можно использовать слова Д. Лихачева: «Человек может прикинуться добрым, умным, заботливым, но нельзя прикинуться интеллигентным...»

Предполагаемый итог игры: учащиеся приходят к выводу, что в большинстве конфликтных ситуаций человек интеллигентный ведет себя достойнее и способствует спокойному разрешению конфликта. Таким образом, возникает личностное отношение к теме урока.

«Каждый учит каждого».

Группы получают разные фрагменты статьи А. Севастьянова «Двести лет из истории русской интеллигенции». Задача - прочитать и обсудить свой фрагмент статьи, быть готовым к обмену информацией с представителями других групп.

Предполагаемый итог: восприятие целой статьи, формирование собственного отношения к изложенному в ней содержанию.

Подведение итогов урока. Написание синквейна по теме урока (3-8 мин.).

Тема «Полномочия Президента Российской Федерации». 9-й класс

Авторы: Т.Аникина, Н.Исаева, Л.Холина, В.Старикова, А.Трубицына.

Эпиграф: «Не прекрасна ли цель работать для того, чтобы оставить после себя людей более счастливыми, чем были мы». Ш.Монтескье.

Цели: к концу урока учащиеся смогут характеризовать полномочия Президента РФ; работать с документом (Конституция РФ), отвечать на вопросы, заданные к документу; анализировать результаты мини-опроса и сообщений СМИ; агитировать за того или иного кандидата на выборах, делать выбор; почувствовать собственную ответственность за будущее страны.

Понятия: президентская власть, референдум, Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами, военное положение, отлагательное вето, законодательная инициатива, импичмент.

Ход урока

«Мозговой штурм».

С какими цветами ассоциируется у вас власть президента и почему?

Время на данный этап урока - до 5 мин.

Итоги мини-опроса (проверка домашнего задания).

Учащиеся представляют результаты проведенного ими опроса по 4 основным группам: учителя, студенты, предприниматели, пенсионеры.

В ходе опроса выяснялась позиция различных групп населения по поводу политики, проводимой ныне действующим президентом (ее плюсы и минусы).

Время на данный этап урока - до 5 мин.

Повторение изученного на прошлом уроке (по парам): расскажите друг другу, что вы знаете о президентской власти.

Время на данный этап урока - до 3-5 мин.

«Учимся сообща». Работа в малых группах с текстом Конституции РФ.

1-я группа - ст.ст. 81, 82. Вопросы: а) Кто может быть избран Президентом РФ? б) На какой срок избирается Президент РФ? в) Какие ограничения предусмотрены в Конституции относительно срока пребывания президента в должности? г) Опишите процедуру вступления в должность Президента РФ.

2-я группа - ст. 83. Вопросы: а) Какими полномочиями наделен президент при формировании правительства? б) Каким образом президент участвует в формировании Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ? в) Какую роль президент играет в выработке военной доктрины РФ, в работе Совета безопасности, в назначении высшего командования Вооруженных Сил РФ?

3-я группа - ст.ст. 84,85. Вопросы: а) Какими полномочиями наделен президент при формировании Государственной Думы? б) Какую роль играет президент в законотворческом процессе? в) Может ли президент приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации? В каких случаях?

4-я группа - ст.ст. 86, 87, 88, 89. Вопросы: а) Какими полномочиями обладает президент при проведении внешней политики РФ? б) Какова процедура введения военного положения на территории РФ или в ее отдельных местностях? в) В каких случаях может быть введено военное положение? г) Каков порядок введения чрезвычайного положения на территории РФ и ее отдельных местностей?

5-я группа ст. 93. Вопросы: а) С какого момента исчисляется срок пребывания Президента РФ в его должности? б) В каком случае полномочия президента могут быть досрочно прекращены? в) Кто выполняет обязанности президента в этой ситуации? В течение какого времени? г) Какова процедура отрешения Президента РФ от должности?

По итогам выступления групп составляется опорный конспект «Полномочия Президента РФ» (конспект имеет произвольную форму, важно, чтобы в ходе его составления учащиеся отразили основные моменты статей Конституции, которые были предложены для обсуждения в группах). Итоговые конспекты вывешиваются на доске, сопоставляются, уточняются.

Время на данный этап урока - до 10 мин.

Имитационная игра «Выборы президента». Для ее проведения каждая группа выдвигает своего представителя, которого готовит к проведению кампании по сбору голосов в свою поддержку. Затем каждый представитель «идет в народ», собирает голоса избирателей. Побеждает тот, кто набрал более всего голосов.

Рефлексия игры (вопросы для «будущих президентов» и их избирателей): с какими трудностями вы столкнулись? Что показалось наиболее трудным?

Время на проведение - до 10 мин.

«Рисуем свою предвыборную платформу». Представьте себе, что вам предстоит избираться на пост президента и необходимо подготовить предвыборный плакат, в котором необходимо отразить свое видение президентской власти (в соответствии с Конституцией и реалиями сегодняшнего дня). Подготовить защиту плаката.

Время на проведение данного этапа - до 10 мин.

Опережающее домашнее задание, предваряющее изучение темы: «Федеральное Собрание»: написать сочинение-размышление «Я - депутат Государственной Думы».

Тема «Если вы попали в милицию». 7-й класс

Авторы: Н.Муртазина, И.Бобылева, А.Чуркина, Е.Харитонова, Л.Баталова.

Цели: к концу урока учащиеся смогут познакомиться с юридически грамотной моделью поведения в ситуации, если несовершеннолетний попал в милицию; узнать о своих правах в данной ситуации; научиться взаимодействовать в группе, совместно выполнять задания, распределять роли внутри группы; осознать важность правомерного поведения.

Ход урока

Сценка «Допрос свидетеля». Разыгрывается ситуация, когда подросток оказался свидетелем правонарушения. Допрос проводится без соблюдения правил (отсутствие законного представителя, запрет на звонок домой и т.д.).

Вопросы: Возможна ли подобная ситуация? (Вы сами попадали в подобную ситуацию?

Как вы думаете, все ли в этой сценке происходило так, как должно быть?

Что бы вы изменили (пока не зная закона, на интуитивном уровне), почему?

Хотели бы вы знать, как правильно себя вести в этой и других подобных ситуациях, когда вы вступаете во взаимодействие с органами охраны правопорядка?

Время на данный этап урока - до 7 мин.

Работа в малых группах над проблемными заданиями:

Какие документы важно иметь при себе при задержании милицией? В каких случаях человека могут задержать?

При каких условиях возможен личный досмотр?

Как должен происходить допрос несовершеннолетнего в связи с административным проступком?

Что фиксирует протокол задержания?

Как должен происходить допрос несовершеннолетнего, подозреваемого в совершении преступления?

О чем надо помнить, подписывая протокол объяснения или протокол допроса?

Класс разбивается на 6 малых групп (до 5 чел. в каждой). Для работы над проблемой учащиеся получают соответствующий материал: тексты законов, образцы протоколов, словарные статьи (юридический словарь), памятки для правозащитных организаций и т.д.

Задача групп - подготовить максимально полный ответ по предложенной проблеме.

В ходе выступления групп все остальные собирают материал для памятки «Права задержанного несовершеннолетнего».

Время на данный этап урока - до 15 мин.

Составление и презентация памятки «Права задержанного несовершеннолетнего».

Работа ведется в тех же малых группах. По завершении обсуждения учитель предлагает учащимся объединиться в более крупные группы (по две) и из двух памяток составить одну общую, подготовить ее презентацию.

Презентация 3 памяток.

Время на данный этап урока - до 15 мин.

Решение ситуативных задач (на применение изученного материала).

Обсуждение проблемы: какая информация из того, что было изучено на уроке, может пригодиться в любой конфликтной ситуации.

Время на работу - до 8 мин.

Домашнее задание: написать советы другу, не изучающему право, «Если ты попал в милицию...».

Тема «Воинская служба - моральный долг или обязанность?». 9-й класс

Авторы: И.Сычев, М.Бокарева, Л.Омельченко, Е.Григорьева, Г.Уткина.

Цели: учащиеся к концу урока смогут получить представление о порядке формирования Вооруженных Сил РФ; узнать, что включает в себя понятие «воинская обязанность»; познакомиться с основными положениями законодательства об альтернативной гражданской службе; почувствовать важность и ответственность выполнения гражданского долга по защите Отечества.

Основные понятия: воинская обязанность, военная служба, альтернативная гражданская служба, воинский учет.

Ход урока

Мотивация. Настрой учащихся на проблему можно создать прочтением фрагмента стихотворения М.Лермонтова «Бородино».

Вопросы к классу (эвристическая беседа):

О каком сражении идет речь в этом стихотворении?

Кого из героев, защитников Отечества, вы знаете? Что они защищали в боях и сражениях?

Что такое защита Отечества сегодня? От кого надо защищать современную Россию?

Может ли государство обойтись без армии?

Учащиеся приходят к выводу, что наличие армии сегодня - необходимый атрибут государства.

Время на данный этап урока - до 10 мин.

Работа в малых группах.

Учащиеся знакомятся с текстами документов: «Конституция РФ» (ст. 59), законы РФ «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе». Задания к документам:

Какими основными способами формируются Вооруженные Силы РФ?

Призыв на военную службу в России сочетает в себе два на первый взгляд взаимоисключающих принципа: добровольность и обязательность. Как вы думаете, почему?

Каковы условия поступления на альтернативную гражданскую службу?

Назовите плюсы и минусы военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.

После выполнения заданий группы представляют итоги совместного обсуждения и готовят материалы для участия в организованной дискуссии, посвященной проблеме «Военная служба по призыву или альтернативная гражданская служба».

Время на данный этап урока - до 10 мин.

Организованная дискуссия по проблеме «Военная служба по призыву или альтернативная гражданская служба».

Всем учащимся предлагается образовать 3 группы: «сторонники службы в армии», «сторонники альтернативной гражданской службы» и «солдатские матери». Каждая получает до 5 мин. на уточнение своей позиции и подбор аргументов в ее защиту. Затем каждая делегирует по два представителя в экспертный совет дискуссии. Задача его в том, чтобы задавать уточняющие вопросы группам и по итогам дискуссии определить группу, представившую самые убедительные и веские аргументы в защиту своей позиции.

Ход дискуссии: поочередное выступление групп, вопросы группам, уточнение позиций, подведение итогов членами экспертного совета.

В ходе дискуссии учащиеся заносят озвученные аргументы в таблицу с тремя графами («сторонники службы в армии», «сторонники альтернативной гражданской службы» и «солдатские матери»).

Время на проведение дискуссии - до 15 мин.

Написание синквейнов со словосочетанием «военная служба».

Время на данный этап урока - 10 мин.

Домашнее задание: написание сочинения-эссе по теме урока.

Тема «Брак. Права и обязанности супругов».

9-й класс

Авторы: В.Архипкина, С.Федотова, С.Галицына, В.Хамчишкина, М.Устинова.

Цели: к концу урока учащиеся смогут уточнить понятие «семья», определить ее назначение в жизни человека и общества; получить представление о законах, которые регулируют вопросы семьи и брака; получить представление о порядке и условиях вступления в брак; узнать о личных и имущественных правах и обязанностях супругов; понять, сколь велика ответственность каждого члена семьи за характер взаимоотношений в семье.

Основные понятия: семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права супругов, обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака.

Ход урока

Учитель предлагает учащимся познакомиться с несколькими цитатами, обращенными к теме семьи, взаимоотношений супругов и т.д. Сообщает, что в конце урока нужно будет вернуться к выбранным афоризмам и выбрать из них тот, который более всего соответствует духу обсуждения на уроке.

Могут быть предложены, например, такие цитаты:

«Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, - наложница, экономка, нянька, но не жена...»

А.Герцен

«Плох тот муж, что не работает на день завтрашний, а жена плоха та, что не работает на день сегодняшний».

Гесиод

«Уважай право на свою личную жизнь».

Лешек Кумор

Время на мотивацию - до 3 мин.

«Мозговой штурм». Как вы понимаете, что такое семья?

«Мозговой штурм» завершается сопоставлением полученных определений со словарным.

Время на проведение - до 5 мин.

Работа в парах, заполнение таблицы с двумя графами: «что семья дает человеку» и «что семья дает государству».

В ходе подведения итогов работы учитель обращает внимание учащихся на то, что семья - явление более древнее, чем государство. За многовековую историю семья, конечно, изменилась, но эти изменения куда меньшие, чем те, которые претерпело государство. Однако семья по-прежнему важна как для отдельного человека, так и для государства.

Учащиеся приходят к выводу, что семья не случайно находится под защитой государства.

Время на данный этап урока - до 10 мин.

Работа в малых группах.

Задание: нарисуйте семью и ответьте на вопрос: что объединяет членов семьи?

Учащиеся презентуют свои рисунки и определяют общие моменты для всех членов семьи, в результате уточнений и дополнений может сложиться определенный список, например: родство; общее хозяйство; дети; брак; права и обязанности; наследство (как материальное, так и духовное); традиции и т.д.

Время на данный этап урока - до 7 мин.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника в парах (курс «Основы правовых знаний»).

Задание учащимся: найдите ответы на следующие вопросы:

Как в России называется документ, защищающий семью?

Что такое брак?

Каковы условия, обязательные для вступления в брак?

Каковы обстоятельства, препятствующие вступлению в брак?

В итоге обсуждения выполненного задания учащиеся составляют схему «Условия заключения брака», в схеме могут быть выделены следующие моменты: отсутствие других браков; достижение определенного возраста; добровольное согласие на вступление в брак; отсутствие близких родственных связей; дееспособность.

Время на данный этап урока - до 7 мин.

Работа учащихся с текстом Семейного кодекса РФ.

Задания для работы в пяти малых группах:

Каковы личные права и обязанности супругов?

Что такое брачный договор?

Каков порядок расторжения брака?

Каков порядок раздела совместно нажитого имущества?

Почему семьи, имеющие несовершеннолетних детей, могут расторгнуть брак только в суде?

Время на работу в малых группах и презентацию результатов работы - до 5 мин.

Решение ситуативных задач в парах - до 5 мин.

Рефлексия: какую из предложенных в начале урока цитат вы могли бы предложить в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? Почему?

Домашнее задание: составить кроссворд «наоборот» по теме урока (в этом кроссворде предлагаются уже заполненные клеточки ответов, но отсутствуют сами определения загаданных слов).

Андрей ИОФФЕ, кандидат исторических наук