Методические приемы создания проблемной ситуации заключаются в следующем. Учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, излагает разные точки зрения на один и тот же вопрос, побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты, при этом учитель должен ставить конкретные вопросы, проблемные ситуации и задания для получения ожидаемого результата.

Одними из активных форм обучения в старших классах являются семинарские занятия, уроки-конференции, наиболее часто мною используемые.

Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность. При этом надо помнить, что ни слишком легкая, ни слишком сложная познавательная задача не создает проблемной ситуации для учащихся. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, обобщении. Данные формы работы очень нравятся учащимся, они с удовольствием включаются в работу, но часто учитель встречается с трудностями, связанными с использованием этих технологий. Они заключаются в следующем:

1. Обеспечивая развитие умственной активности учащихся в процессе усвоения знаний, учитель должен проникать во внутренние психологические процессы, которые должны проецироваться на учащихся.

2. Наибольшие сложности возникают в тех классах, где большая часть учащихся со слабыми учебными возможностями; в данном случае необходимо прибегать к дифференцированному обучению.

3. Необходимо ввести критерии, характеризующие умственные действия, которыми должен овладеть ученик. Фактическое овладение умственными действиями должно служить основным показателем уровня интеллектуального развития учащихся.

Несмотря на трудности, необходимо осознать, что нет детей, от природы интеллектуально пассивных, как нет и одинаково активных. Возможности детей не являются застывшими и неизменными. Они постоянно обогащаются под влиянием достигнутой в учебном процессе активизации умственной деятельности. Применение инновационных развивающих технологий позволяет не только сформулировать продуктивное теоретическое мышление, но и усилить изучение учебного материала. Результаты обучения убедительны и впечатляющи. С помощью этих методов процесс обучения становится для многих учащихся желанным и радостным, учащиеся достигают несравненно высокого результата в своей учебной деятельности. Мы понимаем, что не можем бесконечно расширять содержание образования, но благодаря таким педагогическим технологиям можно подготовить учащихся к принятию нестандартных решений, использованию опыта в практической жизни. Считаю, что данный путь в обучении не только оправданный, но и, несомненно, состоятельный. В перспективе я планирую продолжить изучение других технологий с целью использования их в учебном процессе.

Игра «Колесо истории»

Цели: 1) повышение интереса учащихся к предмету;

2) развитие творческих способностей учащихся;

3) расширение исторических знаний учащихся;

4) воспитание патриотических чувств у учащихся к своей Родине.

Условия игры

Учащиеся делятся на команды. Группа показывает определенный исторический сюжет. Ведущий задает вопрос. Дает время на его обсуждение. Количество баллов может варьироваться в зависимости от степени сложности вопроса. По окончании игры жюри подводит итоги, объявляет победителя.

1. Наказывай сына своего с молодости, и тогда успокоит он тебя на старости твоих лет и даст красоту душе своей. И не жалей, когда бьешь его, потому что от побоев он не умрет, но только здоровее будет, и ты, когда бьешь тело его, избавляешь от погибели душу его. Если же у тебя есть дочь, и ее держи в страхе и пусть будет тебе послушна и следи за нею, чтобы не посрамила тебя.

О каком произведении XVII века идет речь?

(«Домострой»).

2. Воины! Вот и пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за меня, но за государство, мне врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу церковь.

Не должна вас смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которую ложь вы сами победами своими над ним неоднократно доказали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога. На того единого, яко всесильного во бранях уповайте, а обо мне ведайте, что жизнь мне не дорога, только бы жила Россия, благочестие, слава и благосостояние ваше.

Какому историческому деятелю XVIII века принадлежат эти слова и с кем воевала в это время Россия?

(Петр I, перед битвой со шведами).

3. Типография. На Москве нынче пушек вылито 400, а меди, которая приготовлена к новому литью, нынче на пушечном дворе лежит, более 40 тысяч пудов. Далее сообщалось, что повелением его императорского величества московские школы умножаются и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штурманской школе более 300 человек учатся и добре науку приемлют. За один месяц 1702 года в Москве родилось 386 человек мужского и женского пола.

Где была размещена такая информация?

(Первая русская газета «Ведомости»).

4. В 1698 году одна из женщин пришла с просьбой к Петру и умоляла его оставить жизнь трем ее сыновьям. Петр отказал ей, так как вина их была доказана, а преступления, ими совершенные, карались смертью.

И все же несчастная мать вымолила у царя жизнь одного из трех - самого младшего. Царь разрешил ей попрощаться с двумя приговоренными к смерти и забрать из тюрьмы младшего.

Мать долго прощалась с сыновьями и наконец вышла с помилованным сыном на волю. И когда они уже прошли ворота тюрьмы, ее сын вдруг упал и, ударившись головой о большой камень, умер мгновенно.

Петру донесли о случившемся, и он был настолько сильно поражен этим, что впоследствии очень редко миловал преступников, если их вина была достаточна и очевидна.

О каком событии идет речь?

(Стрелецкий бунт).

5. А вот рассказ об обыкновенной смертной женщине. Родилась она в 12 верстах от того места, где предстояло ей основать Псков. Семья ее была бедна, и она занималась тем, что перевозила через реку на большой лодке путников и купцов с товарами.

Однажды перевозила она молодого и красивого витязя. Он помог девушке переправиться через реку, а прощаясь, подарил ей дорогое кольцо. Это был сын новгородского князя. А через некоторое время заслал он сватов к родителям девушки, и те согласились, чтобы их зятем, а ее мужем стал этот юноша. Так гласит эта легенда.

О какой исторической персоне X века идет речь?

(Княгиня Ольга).

6. Славяне отличались отвагой, храбростью, презрением к физической боли и такой честностью, что вместо клятвы говорили: да будет мне стыдно! - и слова своего никогда не нарушали. Кроме того, у них установился такой порядок: уходя из дома, они никогда не запирали своих дверей и оставляли на столе хлеб и молоко.

С какой целью славяне это делали?

(Славяне были чрезвычайно гостеприимными и оставляли открытыми двери и еду для любого прохожего).

7. О храбрые, мужественные сыновья русские! Потрудитесь, чтобы спасти свое Отечество, Русскую землю от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления домов ваших и убиения детей ваших, как пострадали иные великие и славные земли от турок.

О каком событии XV века с монголо-татарами идет речь?

(Стояние на реке Угре).

8. Иностранцев, наблюдавших за ним, поражало, что он занимал на флоте невысокую должность и соблюдал все правила подчинения более высоким должностным лицам. Так, работая, он снимал шапку перед адмиралом, просил разрешения начать работу и, только получив его, надевал шапку и начинал давать распоряжения другим чинам.

О каком историческом деятеле XVIII века идет речь?

(Петр I).

9. Венецианцы Барбаро и Контарини, побывавшие на Руси в XV веке, описывают торговлю. Обилие хлеба и мяса здесь так велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру. Любо смотреть на это огромное количество скотины, уже совершенно ободранной и стоящей на льду на задних ногах.

О каком русском городе XV века упоминают в разговоре венецианцы?

(г.Москва).

10. Все в один голос заявляли, что он один из самых красивых городов мира. Его красотой были поражены Батый и его внук. Его называли соперником Константинополя.

О каком городе Киевской Руси идет речь?

(г.Киев).

Темы семинаров:

I. Первая мировая война.

Вопросы:

1. Причины и начало войны, основные участники.

2. Основные военные действия в 1914-1916 годах.

3. Основные военные события 1917-1918 годов.

4. Итоги войны, ее последствия.

5. Была ли Первая мировая война неизбежной? (Проблемный вопрос).

II. Россия в начале XX века.

Вопросы:

1. Положение России накануне Первой мировой войны (политическое, экономическое).

2. Альтернативы развития России после Февральской революции 1917 года.

3. Приход большевиков к власти: величайшее событие или социальная катастрофа? (Проблемный вопрос).

III. Великая Отечественная война.

Вопросы:

1. Накануне войны (август 1939 - июль 1941 гг.).

2. СССР в годы Великой Отечественной войны.

3. Итоги войны, ее последствия.

4. Победа в Великой Отечественной войне: триумф или трагедия советского народа?

Характеристика войны (революции, восстания)

1. Хронологические рамки события.

2. Социальный состав участников.

3. Причины и начало события.

4. Ход события (основные военные действия).

5. Итоги и последствия события.

6. Значение события.

Оценка политического деятеля

1. Интересы какого класса или группы выражал?

2. Чего хотел добиться?

3. Какие методы использовал для достижения целей?

4. Ваше личное отношение к нему.

Памятка анализа феодальных центров

1. Местоположение феодального центра.

2. Характеристика природных условий.

3. Занятия населения. Крупные города.

4. Сословия.

5. Управление.

6. Взаимоотношения с соседями.

Как составить план текста

1. Прочитайте текст и осмыслите его.

2. Разделите текст на законченные по смыслу части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте каждую часть текста. Каждый заголовок является пунктом плана. Заголовки пунктов плана должны быть короткими, четкими, в назывной форме.

4. При составлении сложного плана каждому пункту вводятся раскрывающие его подпункты.

5. Запишите план в тетрадь. Все пункты плана записываются в логической последовательности.

Галина ГОРДИЕНКО, учитель истории, Норильск