Международный день инвалидов был установлен в 1992 году Генеральной Ассамблеей ООН для привлечения внимания общества к проблемам людей с ограниченными возможностями и защиты их прав, об этом говорили участники международного форума «Университеты в аспекте социальной политики в отношении инвалидов - интеграция через образование». Среди почетных гостей и участников форума были ректоры российских и зарубежных вузов (МПГУ, МГУ имени М.В. Ломоносова, академия ТИСБИ (Казань), Новосибирский ГТУ, Челябинский ГУ, Владимирский ГУ, The University of Rochester (UR), представители Правительства РФ, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, общественных организаций инвалидов (ВОГ, ВОС, ВОИ).

В МГТУ им. Баумана с 1934 года учатся инвалиды по слуху. Первый набор состоял из шести человек, которые дали старт большой и мощной программе обучения. За эти годы университет подготовил более 500 инженеров. Сегодня в вузе обучаются 217 глухих студентов и около 100 слушателей довузовского цикла из 50 регионов России и четырех стран СНГ. Один из гостей мероприятия - заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина - особо отметил заслуги университета, подчеркнув, что МГТУ стал первопроходцем в области профобразования лиц с нарушением слуха не только в России, но и в мире.

По словам ректора МГТУ им. Баумана Игоря Федорова, в 1934 году было принято принципиальное, важнейшее решение: уровень обучения инвалидов должен отвечать самым высшим образовательным стандартам, что обеспечивает им равные права со всеми оканчивающими высшие учебные заведения. Для этого была проведена большая работа, созданы новые методики, разработаны новейшие информационные технологии. Создана индустрия обучения инвалидов. Все это позволяет поддерживать тот высокий уровень, который был обозначен с самого начала. «Мы вышли на международный уровень, включились в сеть обучения инвалидов PEN-International», - подчеркнул Федоров.

В выступлении всех гостей акцент был сделан на приоритетном характере вопросов социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, необходимости получения ими достойного образования, специфике системы образования инвалидов, проблеме их трудоустройства.

Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий рассказал о благотворительной программе Российского союза ректоров в поддержку одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья «Талант преодоления», о работе по интеллектуальному попечительству, которая при поддержке РСР и благотворительных организаций проводится академическим сообществом. По словам Садовничего, МГУ ни разу не ограничивал прием по здоровью на всех факультетах университета, кроме тех, где здоровье необходимо для профессиональной деятельности.

Заместитель министра науки и образования Исаак Калина подчеркнул, что главная задача государства по отношению к инвалидам - обеспечивать возможности для реализации права на образование для всех инвалидов, как детей, так и взрослых. По его словам, нужны такие модели организации образовательного процесса, которые предусматривали бы требования к созданию безбарьерной универсальной среды обучения инвалидов, включая учебно-методическую и материально-техническую базу, а также систему психолого-педагогического и медиасоциального сопровождения студентов с нарушениями развития». По мнению Калины, необходимо совершенствовать нормативно-правовое обеспечение этой деятельности, важно также создать систему профессиональной реабилитации инвалидов - выпускников учреждений профобразования.

Председатель Всероссийского общества инвалидов А.Ломакин посетовал на отсутствие каких-либо гарантий трудоустройства для инвалидов даже после получения ими профессионального образования, поскольку общество зачастую не готово воспринимать инвалидов как полноценную его часть. В связи с этим Ломакин предложил ввести в вузах курс понимания инвалидности для повышения культурного уровня нашего общества.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Олег Смолин сказал о том, что в Бауманском университете найдено оптимальное решение давней проблемы, ответ на вопрос, где должны учиться инвалиды - в специальных образовательных учреждениях или в интегрированных, инклюзивных условиях; здесь ребят сначала готовят в специальных группах, а потом интегрируют в общие студенческие коллективы, и это правильно. Нужно подготовить человека к тому, чтобы он мог воспользоваться равными возможностями. Смолин пожелал студентам - а их в зале было подавляющее большинство - преодолеть ограниченные возможности здоровья неограниченной силой духа.

Президент Московской торгово-промышленной палаты Леонид Говоров рассказал о прошедшей недавно в Международной школе бизнеса конференции «Профессиональное образование инвалидов: зарубежный и российский опыт». «На ней справедливо отмечалось, что мы должны не только изучать опыт зарубежных стран, у нас в России есть примеры, когда профессиональное образование инвалидов поставлено на очень высокий уровень», - заметил Говоров.

Руководитель Департамента труда и занятости населения Олег Нетеребский одной из главных проблем назвал нехватку рабочих мест для людей с ограниченными возможностями здоровья. Но департамент прилагает максимальные усилия, чтобы решить эту проблему. «Сегодня в столице по линии Горспецпрома сохранено всего 3000 рабочих мест, по линии ВОС - 700. Мы изыщем финансовые ресурсы, чтобы создавать новые рабочие места. 3 сентября 2009 года открылись инновационные компьютеризованные call-центры для слабовидящих и слепых людей, благодаря чему мы организовали 825 рабочих мест и создадим еще более 1000 по этой тематике. На будущий год будет выделено порядка 1,5 млрд рублей только по этой целевой программе, мы надеемся создать еще одну программу, которая в финансовом плане будет в три раза более обеспечена, и решать эту проблему, особенно в сегодняшних непростых условиях», - пообещал Нетеребский.

В завершение вице-президент американского национального технического института для глухих Алан Гурвиц и директор проекта PEN-International (Postsecondary Education Network International), профессор национального технического института для глухих Джеймс ДеКаро вручили Игорю Федорову американскую медаль за плодотворную работу на ниве образования инвалидов по слуху. Проект PEN-International - Международная сеть послешкольного образования для людей с нарушениями слуха - успешно осуществляется при поддержке фонда Nippon Foundation с 2001 года.

Во второй день работы форума прошла работа по секциям. Всего их было четыре:

«Конкурс командных проектов и творческих работ учащейся молодежи». В конкурсе участвовали инвалиды - учащиеся российских и московских вузов и школ и зарубежных вузов.

«Конференция «Актуальные проблемы трудоустройства и эффективной занятости выпускников программ высшего профессионального образования для инвалидов». В работе секции принимали участие также инвалиды - выпускники МГТУ им. Н.Э.Баумана и других российских вузов.

«Первый международный научно-практический семинар сурдопереводчиков московских образовательных учреждений, посвященный памяти Д.Н.Стопановской». Российские и зарубежные специалисты дали мастер-классы в области поддержки образовательно-реабилитационных программ по тематике: «Коммуникативные аспекты интеграции в профессиональное сообщество», «Специальные коммуникации как технологии высшего профессионального образования».

«Сотрудничество университетов в сфере высшего профессионального образования инвалидов». Эта секция работала по таким тематическим направлениям:

Научные исследования в области информационно-коммуникационных технологий обучения инвалидов.

Правовые, реабилитационные, психолого-педагогические, социальные, технологические, организационные и методические аспекты интегрированного непрерывного многоуровневого высшего профессионального и послевузовского образования инвалидов.

Реабилитационные услуги в сфере интегрированного непрерывного многоуровневого высшего профессионального и послевузовского образования инвалидов.

Подготовка инвалидов к получению высшего профессионального образования.

Образовательные программы допрофессионального, дополнительного и послевузовского образования.

Международное сотрудничество университетов в сфере высшего профессионального образования инвалидов.

В своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что необходимо поддерживать общественные организации и общественные институты, которые оказывают содействие людям с ограниченными возможностями здоровья, принимают активное участие в их реабилитации. В сентябре 2009 года Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов, сейчас идет подготовка к ее ратификации, Минобрнауки разрабатывает проект федерального закона «Об образовании», в котором будут учтены права инвалидов. То есть работа ведется, осталось дождаться ее результатов. Хочется верить, что они будут положительными, а главное - долгосрочными.