Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, академик РАН:

- История России богата яркими свидетельствами того, что истинная сила нации заключается не только в экономическом потенциале и оборонной мощи, но и в духе, который укрепляет людей к преодолению трудностей и вдохновляет на достижение новых высот.

Сегодня, во времена качественного для страны роста, мы должны как никогда помнить об этом и свидетельствовать нашей молодежи. Для этого требуется консолидация всех институтов, способных мобилизовать общество к духовному укреплению.

Особая роль возлагается на российское образование, которое традиционно призвано сохранять один из ключевых векторов своей деятельности - социальный, служить человеку и обществу в целом. Этот вектор развития образования мы не вправе оспаривать и менять.

Следует признать, что основной, насущной для всех нас стала проблема разрушенных традиций гражданского (и просто человеческого) сосуществования - традиций, призывающих беречь детей, уважать старших и помогать слабым.

Именно поэтому сегодня образовательные институты призваны не просто преподавать знания и учить профессии, служить социальным лифтом, помогающим детям из самых разных уголков страны реализовывать себя во благо Родины.

Осмелюсь утверждать, что наступает время, когда высокой социальной миссией учебных заведений становится их участие в восстановлении мировоззренческих доминант. В особенности в помощи слабым.

Сегодня различные социально уязвленные слои населения (сироты, пенсионеры, инвалиды) получают все большую государственную помощь. Год назад при Президенте России был сформирован специальный совет по делам инвалидов, придавший мощный импульс развитию общественных процессов в этой области. Значимую материальную поддержку оказывают волонтеры и энтузиасты из сферы бизнеса. Бесценную духовную опеку оказывает Церковь. Но в том, что касается интеллектуальной и культурно-просветительской поддержки талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья, существует определенный вакуум. Почему мы так мало помогаем им в получении знаний, в реализации их талантов, в их полной социализации?

Российский союз ректоров некоторое время назад принял решение об особой опеке талантливых детей-инвалидов. Известно, что многие их них показали просто потрясающие результаты на школьных олимпиадах и были отмечены на благотворительном вечере «Талант преодоления», который проходил в дни работы девятого съезда РСР. Теперь те талантливые ребята стали студентами московских вузов. Тогда же, на съезде, Президент России Дмитрий Медведев поддержал нашу акцию «Талант преодоления» и предложил сделать опеку юных талантов системным проектом ректорского сообщества. Сегодня эта идея уже находит практическое воплощение, становится общероссийским проектом ректорского сообщества по интеллектуальному попечительству детей с ограниченными возможностями здоровья. Я считаю очень важным начало реализации проекта в условиях, когда в обществе наметились некорректные ноты обсуждения возможностей, которые государство предоставило в прошлом учебном году детям-инвалидам при поступлении в вузы. Непростительные перегибы были в СМИ и в кулуарных комментариях (якобы льготы инвалидов ущемляют права остальных абитуриентов, что более половины поступивших в вузы - льготники) исказили истинное положение дел. А оно таково: по данным Минобрнауки РФ, лишь 3% так называемых льготников составляют число поступивших в вузы молодых людей, из них детей-инвалидов, как мы знаем, много меньше! Поэтому сегодня нам стоит вести речь прежде всего о совершенствовании механизма предоставления льгот, а не выносить нашим детям общественный приговор.

Итоги приема в вузы детей-инвалидов во многом симптоматичны, прежде всего в социальном смысле. С одной стороны, общественное обсуждение обнаружило нежелание общества возвращаться к доминанте помощи слабому. С другой стороны, дало особый импульс ясности того, что наше общество разнообразно не только, например, по национальному или религиозному признаку, оно разнообразно также по здоровью. Причем, будучи разнообразным в этом смысле, оно равно уникально по таланту и творческому потенциалу, просто непростительно не помогать этому потенциалу реализовываться.

Есть в симптоматике и нравственный смысл. Образовательное сообщество с особой остротой осознало необходимость расширения границ своей социальной миссии - до начала системной работы в направлении интеллектуальной поддержки детей-инвалидов. Здесь мы рассчитываем на помощь деятелей культуры: в ситуации, когда в отдаленных весях разрушены многие библиотеки, когда стали недоступными музеи и концерты, чрезвычайно важно восстановить существовавшую ранее систему шефских отношений и посещать с концертами и лекциями специальные детские учреждения и детские дома.

В профессиональном смысле мы обнаружили, что, декларируя в течение последнего времени необходимость включения в жизнь общества инвалидов, мы мало что сделали для этого. Самой большой проблемой стало отсутствие в вузах, принявших талантливых детей с ОВЗ, инфраструктуры для их полноценного обучения и быта. Сегодня необходимо адаптировать в вузах под возможности этих детей систему медицинского наблюдения, систему питания, бытового обслуживания, проживания.

Очевидной проблемой стала действующая система приема в вузы, в частности отсутствие балансера между предоставляемыми льготами и сохранением всего спектра возможностей для остальных абитуриентов. Но неверно думать, что выход в полной отмене льгот для инвалидов при поступлении в вузы. Это повлечет за собой сложно прогнозируемую социальную реакцию. Выход видится в «доналадке» системы приема. По меньшей мере за каждым вузом нужно оставить право принятия решения о поддержке талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья - пусть каждый вуз для себя определяет меру своей социальной ответственности. Ясно одно: лишь пойдя таким путем, мы увидим наше общество сплоченным, а государство сильным.