Кто не мечтает в юношестве построить свой город, такой, где будет все по-другому? Одиннадцать лет назад несколько студентов Московского городского психолого-педагогического университета (хотя тогда он еще не был университетом) и их преподаватель Ирина Корепанова решили создать свой Город, в котором все жители-дети будут главными, который по замыслу студентов должны создать дети, а все, что происходит в Городе, будет для детей и по их желанию.

Как известно, современное общество пока, к сожалению, не готово принять людей с ограниченными возможностями как равных. Сейчас многое делается, чтобы жизнь людей с ОВЗ была удобной и возможной: строятся пандусы, лифты в метро, низкие входы в городской наземный транспорт - городская инфраструктура учится быть удобной для всех людей, но это только малая часть для полноценной жизни людей с ограниченными возможностями. Создаются специальные детские сады и школы для слабослышащих, слабовидящих, детей с нарушением умственного развития, детей с детским церебральным параличом, где осуществляется обучение и воспитание этих детей, но школы и сады не в состоянии в полной мере обеспечить хороший уровень социальной реабилитации детей и подростков с особенностями развития. Они их учат и воспитывают, но для них сложно переступить порог и начать по-настоящему взаимодействовать с окружающим миром, у них, как правило, отсутствует опыт полноценных межличностных контактов, есть дефицит эмоциональных привязанностей, нехватка личного внимания со стороны окружающих. С другой стороны, здоровые молодые люди не имеют опыта сотрудничества, не видят возможностей для совместной деятельности. Социальная составляющая жизни подростка, не имеющего нарушения в развитии, искусственно насыщена неактуальной образовательной деятельностью, а также общением «по-современному» - не лично, а посредством интернет-технологий и sms-сообщений.

Именно поэтому 11 лет назад студенты-волонтеры МГППУ под руководством Ирины Корепановой вместе с сотрудниками межрегиональной общественной организации «Ассоциация молодежных инвалидных организаций - АМИО» (председатель Юрий Баусов) создали «Турград» - интеграционный проект для детей и подростков с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. Сейчас проект работает и на базе Центра диагностики и консультирования «РОСТ» (руководитель Анна Гришанкова).

В проект включены дети и подростки, имеющие особенности поведения и здоровья: ранний детский аутизм, умственная отсталость в легкой степени, шизофреноподобные состояния, сенсорная недостаточность, задержки психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата. В проекте активную роль играют волонтеры - студенты и старшеклассники, которые, собственно, и задают норму отношений и поведения.

«Турград» - пространство детей и взрослых, объединенных совместной деятельностью (летом - палаточный лагерь, весной, зимой и осенью - туристические походы, экскурсии по ближним и далеким городам, участие в социально значимых акциях, социально-психологические тренинги, прогулки по Москве, посещение концертов и выставок, спектаклей и просто посиделки и неформальное общение).

Основной принцип спроектированного пространства - выстраивание взаимодействия, совместной деятельности на всех уровнях интеграции:

участник с ограниченными возможностями здоровья - здоровый участник;

участник из социально неблагополучной семьи - участник из социально благополучной семьи;

подросток - молодой человек - родитель - специалист (психолог, педагог, инструктор по туризму и т.п.).

Важным и, пожалуй, системообразующим стало то, что никто не фиксирует внимание на том, какие диагнозы у ребят. Внимание студентов-волонтеров, психологов, участников проекта направлено не на болезнь, а на здоровье. Психологические особенности участников, «продиктованные» диагнозами, для турградовцев - повод принимать индивидуальность каждого, ориентироваться на поддержку его желаний и возможностей.

Ребята в «Турграде» живут в округах (отрядах), вместе с детьми живут окружные (вожатые) - студенты-волонтеры. Округ - большая семья, состоящая из 10-15 подростков, стажера из числа выпускников «Турграда» и 3-4 окружных. Округ - первичный коллектив, в котором решаются воспитательные задачи и развиваются навыки самостоятельной жизни в лесу, навыки взаимопомощи, толерантности. Организацию общей жизни осуществляет округ «Флагман», где живут начальник лагеря, ответственный за продовольствие, ответственный за снаряжение, ведущие мастерских и турхитов, психологи.

Мастерские предоставляют поле для развития интересов, навыков общения, приобретения навыков в продуктивной деятельности. Ребята сами или с помощью окружных (вожатых) выбирают одну или несколько мастерских, которые они посещают. Например, в «Турграде-2009» были мастерские: «веревочный город», спортивная, музыкальная, биплан (бумажный самолет), игротека, творческий дом, оригами, журналистика. Важно, что некоторые участники уже готовы проводить мастерские сами. Например, подросток с шизофреноподобными состояниями предложил и провел мастерскую «оригами»; молодой человек с ранним детским аутизмом помогал проводить мастерскую «игротека», юноша с легкой формой умственной отсталости вел спортивную мастерскую. Все эти мастерские пользовались большой популярностью. Как и турхиты. Турхит - «туристическая хитрость» - занятие, где происходит приобретение навыков жизни в лесу и в группе. В «Турграде-2009» были турхиты «первая помощь», «бивак», «психология», «дрова», «ориентирование», «основы безопасности в лесу», «лесная кулинария».

В середине лагерной смены ребята с окружными уходят в исследовательские экспедиции. В зависимости от возможности и уровня подготовки ребенка можно пойти в однодневную, двухдневную или трехдневную экспедицию. Для участников, имеющих существенные сложности в длительных передвижениях, - поездка в Козельск, посещение краеведческого музея и Березнического лесничества. Второй уровень сложности - двухдневная экспедиция протяженностью в 25 км (с бродом через реку, переправой на лодке). Третий уровень - трехдневный маршрут протяженностью 43 км (в 2009 году в нем приняли участие 13 молодых человека - лидеры лагеря). Для некоторых участников экспедиции это первый опыт походов, некоторые сами (под ненавязчивым контролем студента) ведут группу по заданному маршруту, составляют раскладку питания, продумывают необходимое снаряжение, сообщают остальным ребятам, что им нужно взять.

Общие лагерные мероприятия проводятся каждый день - это вечерние коллективные творческие дела, вечера песни, театральные постановки, спортивное шоу, футбол. Часто бывает, что первое время ребенку некомфортно, страшно выйти в круг и выступить, тогда он участвует в коллективных сценах. Почти все ребята привыкают, осваиваются и любят солировать, демонстрировать остальным то, что они умеют. Важно, что все внимательно смотрят на выступления других округов - интересно не только самим показывать, но и смотреть, что и как подготовили дети вместе с окружными из других округов.

Окружное время - время, когда студенты-волонтеры проводят со своим округом тренинги, которые заранее придумывают и готовят. «Свечка» - вечернее мероприятие для подведения итогов дня, когда каждый житель округа, держа в руках свечку, рассказывает о прожитом дне, делится эмоциями и переживаниями, жалуется и хвастается. На «Свечке» никто никого не перебивает, но если ребенку сложно формулировать мысли, ему помогает студент - окружной, задавая наводящие и организующие вопросы.

Если ребенок или подросток с особенностями в развитии не может длительное время находиться без поддержки родителей, или его навыки самообслуживания еще не до конца сформированы, если он не может без посторонней помощи в лесу, то родители находятся в «Турграде» вместе с ребенком. Чаще всего они живут отдельно от ребенка, в родительском округе. Родители проводят турхиты, мастерские, всегда готовы предложить свою помощь другим округам в организации быта. Родительский округ, так же как и все остальные, участвует в жизни лагеря: придумывает название своего округа (в 2009 году это были «Байбайки»), выступает на общих мероприятиях. Родитель чувствует себя нужным, организуя мастерские и турхиты, при этом в результате активной включенности в жизнь лагеря снимается излишняя контролирующая позиция по отношению к собственному ребенку, что способствует развитию его самостоятельности и инициативности. Несмотря на то что ребенок живет отдельно, внутри семей уплотняются и увеличиваются связи.

В первом летнем лагере «Турград», проводимом 11 лет назад, участвовало меньше 30 человек. В «Турграде-2009» -116 участников, из которых 22 - окружные, студенты-волонтеры, 15 взрослых: мэр города (начальник лагеря), заведующие питанием и мастерскими, врачи, психологи и другие незаменимые люди.

Сейчас проект включает в себя не только летний палаточный лагерь: еженедельно проходят городская программа «Рука в Руке» и Подростковый клуб. На осенние каникулы «Турград» ездит в разные города - в Кострому, Казань, Одессу, Ярославль, Рыбинск, весной ходит в горные походы.

Подростковый клуб «Турграда» готовит различные мероприятия для всех участников проекта. Подростки учатся занимать лидерские позиции в группе, четко осознавать границы своих возможностей и раздвигать эти границы. Сейчас в «Турграде» 6 студентов-волонтеров, выпускников «Турграда». Один из выпускников - молодой человек, пришедший в проект 4 года назад (ранний детский аутизм, умственная отсталость в легкой степени), в поездке по городам Ярославской области он был окружным - смог так выстроить свое общение с ребятами, что они приняли его новую, педагогическую, позицию.

В первые годы в проекте участвовали только студенты МГППУ. Они стали приводить своих друзей и знакомых. Раньше были лишь студенты-психологи, теперь проект объединяет студентов МГППУ, РГГУ, РГСУ, МГУ, МФТИ, РГТЭУ, ИГУМР, МПГУ, РУДН, МАИ, ММА им. Сеченова. Будущие психологи, педагоги-дефектологи, экономисты, программисты, юристы, журналисты... в походах, городских встречах, поездках в другие города общаются, творят и воплощают в жизнь мечты.

Студенты включаются в проект в течение всего года, но чтобы быть в летнем лагере окружным (вожатым), проходят специальную подготовку. В мае для студентов-волонтеров проводится учебный выезд в лес на три дня, где новичкам подробно рассказывается, что такое «Турград», как в нем живут. Студенты учатся основам жизни в лесу, ведь им потом все это нужно будет делать с детьми, участвуют в различных тренингах и играх, которые потом используют для проведения окружного времени, развивают творческие способности - они необходимы при работе с детьми, узнают особенности ребят, делятся опытом друг с другом, рассказывают про возникавшие у них трудности при работе и обсуждают методы их решений, придумывают мероприятия, которые будут проводиться в «Турграде», на майском инструктиве моделируются (проигрываются) ситуации, которые могут возникнуть там.

Одна из задач «Турграда» - формирование основ экологического сознания, например, участие в проекте Гринписа «Возродим наш лес». Осенью идет сбор желудей в парке «Дубки», весной - поездка на экостанцию заказника «Журавлиная родина» недалеко от Талдома и высаживание желудей, которые следующей весной, уже деревцами, пересаживают на место их постоянного жительства, летом - прополка посадок. Глядя на посаженный лес, ребята очень любят вспоминать, как некоторое время назад они сажали маленькие желуди.

Сейчас в «Турграде» есть дети, которые еще не родились тогда, когда он только начинал свое существование. Ребята творят, придумывают и воплощают, часто старшие, более опытные ребята помогают и учат младших и менее опытных. Мальчик 15 лет с диагнозом «умственная отсталость» (6 лет в проекте) учит ребят пилить и очень этим горд, а ребята ему благодарны. Таких примеров можно привести очень много, потому что дети меняются сами и меняют пространство вокруг себя.

Участие в проекте способствует формированию социальных навыков и компетенций, повышает мотивацию личностного развития всех участников лагеря, даже мудрых студентов и педагогов. Нельзя сразу изменить сознание всего общества и научить быть толерантным к людям с особенностями, но можно изменить себя, свое отношение, передать свой взгляд на инвалидность, на особенности развития тем, кто рядом. Студенты получают неоценимый опыт работы и общения с разными детьми, учатся профессионально общаться между собой как специалисты, видеть то, что с первого взгляда не видно, открывать родителям новые стороны и возможности их детей, проявившиеся в проекте, учатся терпению, умению радоваться и ценить то, что есть.