В 1929 году приказом Комитета образования Москвы в Солнечногорском районе Подмосковья в усадьбе помещицы Демитровой была открыта санаторно-лесная школа №1 для детей с туберкулезной интоксикацией. Директором назначен Антон Калабалин, воспитанник Макаренко.

В 1937 году школа приняла испанских детей, прибывших в Россию в период борьбы испанского народа с фашистским режимом. Здесь они находились до 1940 года.

На стенах школы оставила свой отпечаток и ВОВ. Фашистские захватчики устроили на первом этаже школы конюшню, на втором разместились сами. После изгнания фашистов за пределы Московской области здесь был открыт госпиталь для раненых бойцов.

С 1950 года во вновь отремонтированном здании школа начинает свой новый учебный год. Уютное и красивое деревянное здание школы принимает детей, потерявших родителей в годы ВОВ. Здесь они находят свой родной дом, любовь и понимание.

В 1976 году открыло двери новое, современное здание санаторно-лесной школы. И вновь здесь дети с туберкулезной интоксикацией.

Какая же она, санаторно-лесная школа №1, сегодня? Красивая и ухоженная территория с игровыми и спортивными площадками, укомплектованные современным оборудованием кабинеты, уютная столовая, библиотека, актовый зал. А главное - коллектив школы, который чутко, с пониманием относится к каждому ребенку. Здесь каждый ученик - любимый. А это так необходимо, ведь профиль школы с 1999 года неврологический. Дети-непоседы требуют к себе особенно много внимания, здесь они его всегда находят. Приоритетно в школе сохранение и развитие здоровья школьников. Для этого созданы необходимые условия: расписание уроков с учетом требований СанПиНов, большая перемена - прогулка после 3-го урока. Педагоги используют здоровьесберегающие технологии обучения, что позволяет ребенку чувствовать себя на уроке комфортно.

Медицинское сопровождение каждого учащегося - обязательное условие пребывания в школе. К услугам ребенка ЛФК, массаж, кислородные коктейли, физиопроцедуры, стоматологическая помощь, консультации врача-педиатра и невролога. В новом учебном году планируется введение бальнеологических процедур. Еженедельно дети посещают бассейн. Педагогами и медицинскими работниками разработана программа «Здоровье».

В условиях санаторно-лесной школы, где обучаются дети гиперактивные, склонные к девиантному поведению, остро стоит вопрос привития культуры поведения, приобщения к общественным ценностям. Решить его помогает хорошо продуманная система воспитательной работы. Это прежде всего нравственно-патриотическое воспитание. Основные направления - воспитание чувства патриотизма, изучение истории и культуры Отечества, участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества, передача и развитие лучших традиций российского воинства, физическое развитие учащихся. Исходя из этих задач, в годовой план школы включены такие ключевые мероприятия, как смотр строя и песни, встречи с ветеранами ВОВ, линейки Памяти участников битвы под Москвой, защитников Ленинграда. Уже четыре года подряд в феврале проводится месячник военно-патриотического воспитания, в котором принимают участие все обучающиеся и педагоги школы. Ученики СЛШ взяли шефство над могилой учительницы А. Новаковой, погибшей в годы ВОВ. Выпускники 2009 года заложили Аллею ветеранов ВОВ и Памятный камень.

Наряду с нравственно-патриотическим воспитанием ведется большая работа по привитию навыков здорового образа жизни через систему единых классных часов, выпуск газеты «Путь к здоровью», лекториев, других мероприятий.

Большое внимание уделяется в школе досугу детей. Каждый ребенок может выбрать занятие по интересам. Спортивные секции, стрелковый кружок, лодочная станция, спортивное ориентирование, хореографическая студия, бисероплетение и многие другие кружки открыты для детей во второй половине дня.

Находясь вдали от дома, дети не чувствуют себя оторванными от семьи. Если вдруг возникли проблемы, на помощь приходят психологи. Кабинеты психологической разгрузки, комнаты развития и релаксации - к услугам ребят. На каждого ребенка заведена карта индивидуального развития, где отражаются победы и достижения ученика.

«Ребенка воспитывает в первую очередь среда, которая его окружает. Только там, где царят уют и эстетика, порядок и чистота, воспитывается гармонично развитая личность», - говорит директор школы Борис Жидков. Работает в школе Борис Петрович 5 лет, за это время школа сильно изменилась. В столовой - красивые приборы и белые скатерти, на окнах - шикарные шторы, на территории - подстриженные газоны и великолепные клумбы, дорожки для прогулок. Чувствуется хозяйская рука, а главное, любовь к своей школе, которая стала домом.

Ученики СЛШ всегда тепло отзываются о коллективе, о проведенном здесь времени. «Это самая лучшая школа на земле», - написал в книге отзывов ученик 9-го класса Сергей Лимарь, выпускник 2004 года.