- Юрий Васильевич, год назад вы вернулись с ХХVIII Международного Московского марафона мира и привезли диплом победителя в своей возрастной группе на дистанции 10 километров. Нелегко досталась победа?

- Это было здорово! На Красной площади собрались люди разных возрастов, самых разных национальностей, профессий, и хотя это было все-таки состязание, никто не испытывал особого желания победить - это был действительно марафон мира и дружбы. Со мной бежали мои уже взрослые ученики Александр Кудряшов и Андрей Рассказов, это тоже вдохновляло и прибавляло сил.

- Как и когда начался ваш спортивный марафон? Откуда ваша любовь к спорту? Должно быть, увлечение с детства?

- В школе Гусь-Хрустального района мы, мальчишки, любили бегать наперегонки, катались на коньках, привязанных к валенкам, и на обыкновенных лыжах, тоже привязанных ремешками к валенкам. Однажды я даже занял второе место на районных соревнованиях, за что в 1960 году получил грамоту Курловского райкома комсомола и благодарность директора фабрики «Изопмет», где я начинал работать. По-настоящему встал на лыжи уже в армии, там же занялся легкой атлетикой. Тогда армия воспитывала настоящих мужчин, командиры серьезно относились к физической подготовке личного состава. За три года службы я прошел путь от новичка до спортсмена 1 разряда. И первым моим тренером была, пожалуй, финская граница, где я служил недалеко от Выборга. Иногда подбивал на пробежку финского пограничника, охранявшего границу с сопредельной стороны. Бывало, покажу ему руками - давай пробежимся. Он кивнет головой, и мы бежим на лыжах, каждый по своей стороне. Метров через пятьсот финн начинает отставать, а сам большой палец вверх поднимает: мол, молодец! Из армии привез немало грамот, похвальных листов, не только за «безупречную службу», но и за победы на лыжне.

- А ваша первая балаковская лыжня когда стала победной?

- После армии я решил поехать в город «пяти комсомольских строек», как тогда называли Балаково. Старый, двухсотлетний город на самом деле стал молодежной столицей, работы для всех хватало. Меня сразу, с первого дня, взяли на работу слесарем по ремонту кранов, а через несколько дней меня разыскал комсорг «Саратовгэсстроя» и очень просто, по-комсомольски сказал, что из личного дела узнал о моих армейских победах на лыжне и что надо пробежать эстафету в городской зимней спартакиаде. Конечно, пришлось не только пробежать, а вывести команду вперед. Это и была моя первая победная лыжня в Балакове. Вскоре после этого меня отправили учиться в Волгоградскую школу тренеров. И так зацепила меня тренерская работа, что я буквально пропадал на стадионе, в спортзале.

- Когда же вы пришли в школу? Ведь сейчас горожане знают вас как замечательного учителя физкультуры.

- В строящемся городе не хватало не только строителей и рабочих всех специальностей, но и учителей. Один знакомый учитель порекомендовал меня директору одной из строящихся школ, а тот предложил поработать учителем физкультуры. Пришел я на пробный урок, да так и остался в школе на всю оставшуюся жизнь. Покорили дети, которые занимались физкультурой с таким азартом, что мне приходилось их сдерживать. А с каким азартом мы с ребятами оборудовали спортплощадку!

- Если мне не изменяет память, о спортивной площадке 18-й школы писала тогда «Комсомольская правда»?

- Да, тогда спортзал и спортплощадка были признаны лучшими в области. Мы сделали рукоход, «сломанный мост», гимнастическую стенку, оборудовали беговые дорожки и зоны для прыжков, все приспособления для тренировки силы и ловкости. Коллеги посмеивались: ты что, Юрий Васильевич, спортивный городок для воинов-десантников готовишь? Зато урок был плотным, насыщенным разнообразными приемами, а главное ребятам было интересно, да и пользу от уроков вскоре почувствовали все. А спортплощадка никогда не пустовала, заниматься на ней приходили целыми семьями. Зимой, конечно, царствовали лыжи, казалось, что весь микрорайон вышел на лыжню.

- Конечно, были и успехи?

- А как же! Не было ни одних зимних соревнований, в которых бы ребята из нашей школы не заняли призовые места, причем из желающих участвовать в марафонах можно было составить две, а то и три команды. Когда я уезжал на сессию (учился заочно в Саратовском педагогическом институте), замещающий меня коллега порой уставал от натиска моих «десантников», как я называл своих ребят. Они все «болели» физкультурой.

- Как же вы этого достигали? Своим личным примером?

- Да, это обязательное условие. Но хочется сказать и о другом приеме - поощрении. Это очень важно, когда каждый ученик может проявить активность, инициативу и получить даже не оценку, нет, а одобрительный взгляд, слово. Я, например, могу сказать: молодец, ты, как десантник! Или: здорово, ты просто удивил меня. А если у кого-то не получается желаемый результат, говорю: получится обязательно, собери волю в кулак! Десять минут домашних тренировок - и ты победитель! Ведь урок физкультуры - это урок живого общения, и учитель должен видеть и слышать ученика не просто глазами и ушами, а душой своей, сердцем.

- Вы считаете, что у учителя физкультуры особая миссия?

- Безусловно. Сегодня правильно говорят, что надо готовить молодых людей к жизни в новых условиях. Так ведь это говорили, да и делали всегда! С незапамятных времен люди готовят молодежь к жизни. И всегда главным было все-таки здоровье. Может ли общество быть передовым, если в нем больные люди? Учитель физкультуры по минутам, часам лепит здорового человека. Урок физкультуры - это всегда урок здоровья, а школа - главная ступень подготовки здорового поколения, каждый учитель ответственен за здоровье учащихся. На мой взгляд, и профсоюзный проект «Жизнь вне зависимости» должен охватить не только студенческую молодежь, но и школьников, потому что курение, наркотики - две самые серьезные проблемы в России в целом и в школах в частности. И учитель должен быть на передовой фронта борьбы за здоровье детей. К сожалению, состояние школьного спорта сегодня оставляет желать лучшего: в большинстве школ нет лыж, другого спортивного инвентаря. На юбилей школы нам подарили как-то аж десять различных мячей. Дети радовались. А я грустил: столько надо всего в спортзал, иногда что-то дарят бывшие ученики, иногда выпросишь у спонсоров. Разве это государственный подход к проблемам школьного спорта?

- Знаю, что вы все годы работы в школе избираетесь в профсоюзный комитет. Не надоела общественная нагрузка?

- Выбирают и выбирают! Я уж посмеиваюсь: дайте поручение сразу до ста лет! Мне нравится работать с коллегами. У нас организована учительская спортивная секция. Это действительно не в каждой школе есть. И занимаемся мы строго еженедельно, хотя иногда учителя приходят в тренажерный зал и без графика. Все хотят быть здоровыми и молодыми, и мне приятно, что я помогаю коллегам в их стремлении. А городской туристический слет учителей - это праздник для всех нас, к которому мы тщательно готовимся. Я и тренер команды, и капитан, и участник.

- А как к вашей занятости, к вашим разъездам относится семья?

- Здесь у меня полный порядок. Жена Людмила, с которой, кстати, я познакомился на соревнованиях в Саратове, тоже связала свою судьбу со спортом. Когда родилась дочь, мы бегали на стадионе, а она играла рядом. Или приходилось держать ее по очереди на руках, пока пробежит свою дистанцию то папа, то мама: на соревнованиях мы выступали одновременно. Когда Наташа подросла, тоже стала заниматься спортом. Вначале тренировалась в лыжной секции у меня, потом перешла в легкую атлетику, стала мастером спорта. Теперь у нее семья, и спортом занимаются все. Муж Юрий - учитель физкультуры. Сын Саша, наш внук, окончил Саратовский политехнический институт, он кандидат в мастера спорта по легкой атлетике. Внучка наша Екатерина - ученица 9-го класса, тоже кандидат в мастера спорта. Наш общий семейный «спортивный стаж» - около двухсот лет. Думаю, что он будет еще продолжаться.

Балаково, Саратовская область