Открывая слушания, первый заместитель председателя Госдумы Олег Морозов сообщил, что благодаря режиму видеотрансляции принять участие в дискуссии смогут 2895 депутатов законодательных органов всех уровней власти и три тысячи работников образования из 79 регионов страны. «Только ленивый сегодня не говорит, что надо менять подходы к образованию, формировать личность нового типа, новый тип мышления, - заметил Морозов. - Надо делать следующий шаг, переходить от понимания к конкретным решениям, которые бы обеспечили новое качество образования. Но задача не может быть решена только усилиями Кремля и Государственной Думы. Именно в регионах мы должны находить новый опыт, тиражировать его. Именно там должны приниматься управленческие и законодательные решения».

Председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин акцентировал внимание участников слушаний на предстоящей модернизации школьного образования. В частности, предстоит разработать и ввести новые требования к качеству образования, расширить список документов, характеризующих успехи каждого школьника. ЕГЭ останется основным, но не единственным способом проверки качества образования. Будет введен мониторинг и комплексная оценка академических достижений и способностей ученика. Особое внимание предполагается уделять старшеклассникам, программы обучения которых будут прямо связаны с выбором специальности. Школу предстоит преобразовать в центр творчества и информации, интеллектуальной и спортивной жизни. Уже в 2011 году, как ожидается, начнется повсеместное строительство и реконструкция школьных зданий, приспособленных для обучения по современным технологиям. Все школы будут иметь доступ к широкополосному Интернету. С 2010 года планируется ввести новый норматив занятий физкультурой - не менее трех часов в неделю. Особая задача - создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. Будет расширена самостоятельность школ, в том числе финансовая. Предстоит законодательно закрепить равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений. Модернизация коснется и системы педагогического образования. Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ. Все эти инициативы, перечисленные в недавнем Послании Президента РФ Федеральному Собранию, должны получить законодательное и иное нормативное обеспечение.

Председатель Комитета сообщил, что за три года принято около 30 федеральных законов и несколько десятков подзаконных актов в области образования, и практически каждый из них требует внесения соответствующих поправок в региональную правовую базу. Он также указал на отсутствие общей методологии законодательного регулирования вопросов на уровне субъектов Федерации: каждый регион действует в одиночку. В числе наиболее серьезных недостатков регионального законодательства Григорий Балыхин назвал значительное число противоречий федеральному, наличие декларативных норм, не обеспеченных юридическими и экономическими средствами.

Григорий Балыхин напомнил, что на федеральном уровне готовится новый закон об образовании. После того как он будет принят, субъектам Федерации потребуется обновить свое законодательство. В связи с этим председатель комитета предложил подумать о подготовке модельного варианта регионального закона об образовании. При этом Григорий Балыхин подчеркнул, что совершенствование регионального законодательства должно быть направлено на сохранение и упрочение единого образовательного пространства страны.

Председатель Законодательного собрания Оренбургской области Дмитрий Кулагин сообщил, что в 2010 году финансирование образования из областного бюджета возрастет почти на 1,5 миллиарда рублей. «Надо взять все лучшее, что заложено в отечественной образовательной сфере, и узаконить это, активно используя опыт регионов, а не только спускаемые сверху разработки, нередко отделенные от реальной жизни», - сказал он. В то же время, по словам Кулагина, в регионах существует потребность в единых методических рекомендациях по формированию отраслевой системы оплаты труда. В числе задач, которые область намерена в ближайшее время решать, в том числе с помощью федерального центра, Дмитрий Кулагин назвал обеспечение горячего школьного питания, создание образовательно-культурных центров, поддержку малокомплектных школ, разработку программы первого рабочего места на селе и программу материально-технического обеспечения дошкольного учреждения.

Представитель Законодательного собрания Красноярского края Татьяна Волоткевич, коснувшись проблем дошкольного образования, предложила законодательно отнести к полномочиям органов местного самоуправления содействие в организации семейных групп воспитания.

Заместитель председателя комитета Воронежской областной Думы по труду Николай Куралесин высказался за введение практики квотирования рабочих мест для молодых специалистов и за принятие соответствующей межведомственной программы, в основе которой будет механизм государственного заказа и распределения молодых специалистов в общественно значимых отраслях. В такой программе, по его словам, должна быть непременно заложена система социальных гарантий и регламентирована ответственность по их обеспечению.

Главный правовой инспектор труда ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ Сергей Хмельков отметил, что самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления в установлении размеров и условий оплаты труда своих бюджетников привела к большому разбросу в подходах к оценке учительского труда. В трети регионов России зарплата учителей поставлена в зависимость от количества учеников в классе, хотя комплектование классов не входит в обязанности педагогов. В ряде субъектов РФ не соблюдаются нормы трудового законодательства по применению фиксированных ставок заработной платы. В некоторых регионах размеры оплаты труда учителей ранжируются в зависимости от преподаваемого предмета, несмотря на то, что реализация Федерального государственного образовательного стандарта предполагает всестороннее развитие школьников.

Позиция профсоюза, подчеркнул Сергей Хмельков, неизменна: правительство должно установить базовые ставки и оклады по всем профессиональным квалификационным группам должностей работников образовательных учреждений. Региональную нормативно-правовую базу необходимо привести в соответствие с Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами. Важно также четко определить критерии оценки деятельности учителей и исключить зависимость их зарплаты от наполняемости классов.

Вторая острая проблема, которую затронул главный правовой инспектор, - предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг сельским педагогам.

В силу статьи 55 Закона РФ «Об образовании», напомнил Сергей Хмельков, учителя пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В течение 2009 года в некоторых регионах приняты законы, предусматривающие «монетизацию» льгот для различных категорий граждан. Это связано с тем, что из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам РФ предоставляются значительные средства в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования ЖКХ, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий. Одно из условий выделения средств - наличие в регионе нормативно-правовых актов, предусматривающих не позднее 1 января 2010 года предоставление мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме. Таким образом, это условие подталкивает субъекты РФ к принятию законов, предусматривающих «монетизацию» натуральных льгот.

«Общероссийский профсоюз образования считает важным, чтобы принятие законов в субъектах РФ не ухудшало положения педагогов и не приводило к фактической отмене права, приобретенного ими в соответствии с федеральным законодательством, - подчеркнул Сергей Борисович. - Только в случае, когда учителям в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) максимально полно будут возмещаться понесенные расходы по оплате жилой площади с отоплением и освещением, можно считать, что основные принципы социальной политики будут соблюдены».

Участники слушаний выработали рекомендации органам государственной власти. В частности, Министерству образования и науки РФ предложено разработать методические рекомендации по формированию в регионах целостной системы правового регулирования отношений в сфере образования, а органам законодательной власти субъектов Федерации - принять неотложные меры по приведению регионального образовательного законодательства в соответствие с федеральным.