«Модернизация образования» сегодня модное словосочетание. Составители образовательных стандартов ФГОС СПО III поколения, вероятно, и руководствовались желанием обновления всей системы преподавания.

Рефреном публикаций и выступлений по поводу стандартов стал отказ от традиционной дидактики, от приоритета фундаментальных знаний в любом профильном образовании. За новомодной терминологией (компетентностный подход) скрываются пренебрежение к содержанию конкретной дисциплины, гипертрофированное внимание к умениям и навыкам, фактически не обусловленным знанием содержания учебного предмета. Очевиден отказ от законов дидактики.

Стандарты ФГОС СПО III поколения намеренно обезличены. Это особенно очевидно при анализе стандартов применительно к педагогическому образованию в педколледжах. Практически уничтожена гуманитарная составляющая образования (русский язык, литература, русский язык и культура речи), все то, что влияет на формирование личности будущих педагогов как школьного, так и дошкольного образования. А ведь именно первый учитель ребенка должен быть носителем национальной культуры, национального самосознания.

В век тотальной безграмотности как в письменной, так и в устной речи наивными, мягко говоря, кажутся утверждения о достаточности для студентов педколледжа школьного лингвистического образования, а советы решать задачи лингвистического предмета «Русский язык и культура речи» всем коллективом преподавателей просто смешны.

Педагогический колледж должен противостоять отрицательному воздействию некоторых средств массовой информации, не озабоченных нормативностью русской литературной речи.

Не ставя под сомнение актуальность практико-ориентированного обучения, мы утверждаем, что преподавание общеобразовательных предметов в педколледже служит задачам не только общего, но и профессионального образования и сочетание этих двух функций повышает продуктивность преподавания этих предметов.

Предложенная модернизация образования была бы позитивной, если бы была доказана несостоятельность традиционного обучения, а новые стандарты и подходы к их составлению были удачной альтернативой современного образования. Однако даже поверхностный анализ новых стандартов убеждает в том, что попытка «исправить» дидактику не убедительна и приводит к утилитарному образованию и утилизации знаний.