- Городская целевая программа развития начального и среднего профессионального образования «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года, продолжает линию совершенствования подготовки рабочих кадров в городе и направлена в первую очередь на формирование механизмов повышения качества профессионального образования. Приоритетами этой программы стало создание в колледжах современной материально-технической базы подготовки кадров, отвечающей требованиям рынка труда; дальнейшее развитие межведомственного сотрудничества в подготовке рабочих кадров, перспективных форм сотрудничества колледжей с объединениями работодателей и предприятиями - социальными партнерами по вопросам подготовки кадров; увеличение числа обучающихся в колледжах, в том числе за счет приема на программы профессиональной подготовки взрослого населения.

Городская целевая программа «Рабочие кадры» насчитывает более 300 мероприятий, выполнение которых связано с деятельностью не только Департамента образования, но и других департаментов и ведомств Правительства Москвы. Ход выполнения программы «Рабочие кадры» находится на постоянном контроле Правительства Москвы, отраслевых департаментов, Департамента образования.

Дважды на заседаниях Правительства Москвы - в сентябре 2008 года («О ходе выполнения Городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы и дополнительных мерах по ее реализации») и в сентябре 2009 года («О дополнительных мерах по подготовке рабочих кадров для организаций промышленности в рамках выполнения Городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы») - рассматривалось то, как идет работа над программой. По итогам рассмотрения хода реализации программы «Рабочие кадры» на заседаниях Правительства Москвы было отмечено, что ее мероприятия в основном выполняются.

Опыт реализации программы свидетельствует, что межведомственный подход в решении вопросов подготовки кадров стал одновременно и наиболее сложным, и наиболее важным условием создания системы кадрового воспроизводства, отвечающей потребностям социально-экономического комплекса города Москвы. Ход выполнения программы «Рабочие кадры» явно показывает вектор улучшения межведомственного взаимодействия в системе органов исполнительной власти города Москвы по вопросам подготовки кадров. При этом с каждым отраслевым комплексом, каждым департаментом выстраиваются свои отношения в зависимости от характера решаемых задач по подготовке квалифицированных кадров.

Например, столичный комплекс городского хозяйства создал отраслевой государственно-общественный координационный совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров, и совместно с Департаментом образования идет работа по реализации пилотного проекта подготовки кадров для предприятий городского хозяйства. В рамках указанного проекта в 2009 году столичный комплекс городского хозяйства впервые сформировал городской заказ на подготовку кадров в профильных колледжах и организовал участие базовых предприятий в профориентационной работе с выпускниками 9-х и 11-х классов, нацеленной на их поступление в профильные колледжи. Департамент образования провел большую работу, и на днях выпущен распорядительный документ Правительства Москвы, предусматривающий создание пилотного колледжа комплекса городского хозяйства Москвы на Судостроительной улице. В настоящее время такая же работа проводится с Департаментом потребительского рынка и услуг. Проект распоряжения Правительства Москвы по созданию отраслевого колледжа в Строгино подготовлен и направлен на согласование в установленном порядке.

В нынешнем учебном году совместно с отраслевыми департаментами Правительства Москвы будет осуществлена работа по усилению отраслевой направленности еще девяти образовательных учреждений. Это позволит существенно повысить качество профессионального обучения, организовать выполнение комплекса профориентационных мероприятий с участием работодателей, добиться включения работодателей и профессиональных сообществ в процесс профессиональной подготовки, активизировать разработку профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, гарантировать набор и трудоустройство выпускников.

На сегодняшний день и обозримую перспективу важнейший вопрос - трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования. Межведомственная координация работы на этом направлении привела к тому, что из 24689 человек не трудоустроен лишь 361 (1,4%), с ними продолжают работу службы содействия трудоустройству выпускников колледжей. Все остальные выпускники продолжают обучение или приступили к работе по полученным специальностям, их адаптацию на рабочих местах также отслеживают службы трудоустройства, созданные в этом году в каждом колледже совместно с отраслевыми департаментами и работодателями.

Департамент образования совместно с Департаментом имущества и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда продолжает работу по урегулированию проблем имущественного характера, связанных с передачей в 2005 году в собственность Москвы с федерального уровня 36 зданий колледжей. В настоящее время обеспечено положительное решение вопроса признания права собственности Москвы по 18 зданиям, в том числе оформлены в собственность города 5, оформляются 12, готовятся документы еще на одно здание.

Существенному продвижению в решении этих вопросов способствовало улучшение ситуации с содержанием и состоянием основных фондов, а также модернизацией материально-технической базы подготовки кадров в учреждениях профессионального образования.

Всего за 2 года было капитально отремонтировано 59 зданий на сумму 1259,2 млн рублей, осуществлен текущий ремонт 153 зданий на общую сумму 385,6 млн рублей.

За время выполнения программы в колледжи поставлено современное учебное, учебно-производственное, лабораторное и торгово-технологическое оборудование на общую сумму 3151 млн рублей. Поставка производилась согласованно с департаментами города, за которыми закреплены соответствующие колледжи: Департаментом потребительского рынка и услуг, Комплексом городского хозяйства, Департаментом науки и промышленной политики, Комплексом архитектуры, строительства, развития и реконструкции. Поставленное оборудование смонтировано и запущено в эксплуатацию, что позволило наряду с повышением общего уровня материально-технического оснащения колледжей создать на их базе в рамках реализации колледжами инновационных образовательных программ 32 лабораторно-производственных учебных ресурсных центра подготовки кадров по 19 профессиям и специальностям для всех ключевых отраслей экономики Москвы. В 2009 году на базе 10 колледжей, ставших победителями конкурса Приоритетного национального проекта «Образование», будут созданы 10 учебных ресурсных центров по 10 профессиям и специальностям. Конечно, охватить весь спектр реализуемых в системе профессий и специальностей ресурсные центры не могут. В то же время создание ресурсных центров - одно из наиболее перспективных направлений развития системы профессионального образования.

Одним из важнейших направлений реализации городской целевой программы в части создания эффективной системы кадрового воспроизводства стала работа по повышению престижа, широкой пропаганде востребованных на рынке труда профессий и профессиональной ориентации школьников Москвы на их получение в колледжах.

В 2008-2009 учебном году на радиостанциях «Эхо Москвы», «Говорит Москва» был создан цикл радиопередач «Я выбираю профессию», выпущены в эфир и прошли по телеканалам 24 тематические передачи и интервью. В августе-сентябре 2009 года была проведена рекламная кампания на улицах Москвы по пропаганде программы «Рабочие кадры» и привлечению московской молодежи в колледжи - размещены 180 рекламных носителей.

Значительным потенциалом в популяризации рабочих профессий и специальностей обладает городской конкурс профессионального мастерства «Московские мастера». В 2009 году конкурс проводился среди обучающихся колледжей по 15 профессиям, среди мастеров производственного обучения - по 4 профессиям. В его отборочных этапах приняли участие 6134 обучающихся и 180 мастеров производственного обучения, в финальных мероприятиях - 199 обучающихся из 50 колледжей и 45 мастеров производственного обучения из 22 колледжей. На проведение конкурса в 2009 году из бюджета города Москвы выделено 3,5 млн рублей.

Важное направление повышения престижа колледжей - профориентационная работа, основные задачи которой определены коллегией Департамента образования от 14 мая 2009 года. В результате совместной работы подразделений Департамента образования по выполнению принятых коллегией решений обеспечено улучшение взаимодействия колледжей с окружными управлениями образования, центрами профориентации, общеобразовательными школами по вопросам профориентации старшеклассников на получение востребованных на рынке труда профессий и специальностей.

Вся эта работа привела к тому, что в 2009 году план приема на обучение в колледжи был значительно перевыполнен. В 2009 году в колледжи принято за счет средств бюджета города Москвы 35015 человек при плане 28714; план набора перевыполнен на 21,9%.

Существует устойчивый спрос и конкурс 3-4 человека на место на такие специальности среднего профессионального образования, как «Сети связи и системы коммутации», «Земельно-имущественные отношения», «Энергоснабжение», «Автомобиле- и тракторостроение», «Сервис на транспорте», «Градостроительный кадастр», а также на профессии начального профессионального образования «Контролер сберегательного банка», «Коммерсант в торговле», «Бухгалтер», «Проводник на железнодорожном транспорте», «Изготовитель хлебобулочных изделий».

К числу основных мероприятий, направленных на повышение качества обучения, необходимо отнести проводимый с 2008 года конкурс инновационных образовательных проектов колледжей, на основании результатов которого осуществляется закупка учебного и учебно-производственного оборудования для оснащения классов и учебных лабораторий.

В ходе выполнения программы «Рабочие кадры» ключевую роль играют вопросы обновления содержания и повышения качества профессионального образования. Важное значение придается научно-методическому и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. Лучшие преподаватели и мастера производственного обучения 22 колледжей приняли участие в разработке государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения.

В 2008-2009 годах совместно с образовательно-издательским центром «Академия» реализован первый этап издательской программы «Московское профессиональное образование»: создано 98 учебных пособий для 50 учебно-методических комплектов нового поколения. К разработке были привлечены преподаватели из 35 колледжей. В настоящее время выполняется второй этап программы: разрабатываются и проходят экспертизу 140 учебников, практикумов и справочных пособий. Реализация программы позволит создать комплексное учебно-методическое обеспечение по 124 дисциплинам, охватывающим 15 профессий НПО и 17 специальностей СПО. В рамках этой работы начиная с 2008-2009 учебного года также ведется разработка учебно-методических комплектов по профильным программам общеобразовательной подготовки, переход на которые будет способствовать решению проблемы повышения качества общеобразовательной подготовки обучающихся колледжей.

В 2008-2009 учебном году сетевые учреждения системы профессионального образования реализовали планы по формированию системы повышения квалификации, переподготовки инженерно-педагогических кадров и руководящих кадров колледжей Департамента образования. Разработаны и реализуются для различных категорий работников колледжей 143 учебные программы повышения квалификации, по которым обучено в общей сложности более 3,5 тыс. человек.

Некоторые курсы разрабатываются и реализуются совместно с ведущими отраслевыми вузами города Москвы - МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИСиС, МЭИ, а также различными предприятиями, в том числе с ООО «Фольксваген» Групп Рус», ЗАО «Мерседес-Бенц РУС», концерном «Роскосмос», ОАО «Станкоагрегат», НПО «Салют».

Рост уровня и качества подготовки инженерно-педагогических кадров обеспечивает возможность более активного участия колледжей в реализации программ повышения квалификации в интересах различных предприятий и отраслей городского хозяйства - высвобождаемого, незанятого взрослого населения, трудовых мигрантов. В результате в 2008-2009 годах получила развитие деятельность колледжей по реализации программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, переподготовки) взрослого населения. В 2008 году работу по указанным программам вели 40 колледжей, имеющих лицензии на реализацию 65 таких программ, в 2009 году - 75 колледжей по 110 программам. Контрольными цифрами на 2009 год предусмотрено обучение по программам дополнительного профессионального образования с оплатой стоимости обучения 20473 человек. По состоянию на 1 ноября 2009 года колледжи уже обучили и выпустили 7438 человек (36,3%). В этом направлении работы мы имеем, на мой взгляд, большие резервы роста.

Материально-техническое оснащение и рост квалификации инженерно-педагогических кадров колледжей обеспечили развитие их образовательной деятельности по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Число колледжей, осуществляющих профессиональную подготовку подростков и молодежи с ОВЗ, в том числе инвалидов, за два последних года выросло с 52 до 73. Общее число таких обучающихся по состоянию на начало 2009-2010 учебного года составило 3077 человек, из них инвалидов - 1262 человека.

В колледжах организована работа 12 учебно-производственных участков для профессионального обучения и социально-трудовой адаптации молодых людей с ОВЗ.

Вместе с тем на сегодняшний день существуют серьезные проблемы, сдерживающие развитие городской системы начального и среднего профессионального образования в соответствии с потребностями как рынка труда, так и населения города. Проблемы взаимоотношения системы профессионального образования и городского рынка труда, на мой взгляд, стали основными. Несмотря на многочисленные документы, совещания, призывы, в городе до сих пор никак не заработает комплексный подход в решении экономических, социально-правовых, организационных вопросов регулирования отношений на рынке труда. С одной стороны, мы декларируем движение к так называемой дуальной системе профобразования по немецкому образцу (1/3 - общее образование за бюджетный счет, 2/3 - производственная подготовка за счет средств работодателей и профессиональных сообществ), а с другой стороны, бюджетная составляющая в профобразовании на сегодня - почти 99%. На сегодняшний день отсутствует городской заказ на подготовку специалистов, основанный на прогнозе кадровых потребностей экономики города. Крайне слабо выражен интерес работодателей и профессиональных сообществ в динамичном развитии профессиональных учебных заведений. Недостаточно реальное участие в формировании единой городской системы подготовки квалифицированных кадров таких объединений работодателей, как Московская конфедерация промышленников и предпринимателей и Московская торгово-промышленная палата.

Ответом на проблемы, связанные с неурегулированностью рынка труда, может служить создание новой региональной модели колледжа Москвы, основная цель деятельности которого - подготовка высококвалифицированного специалиста по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования на высоком квалификационном уровне, соответствующем требованиям европейской рамки квалификации и требованиям современных работодателей. В этом году мы подготовили и внесли конкретные предложения по этой модели развития руководству города и в Минобрнауки РФ. Продвижение этого вопроса рассматриваем как приоритет на 2010-2011 годы.

Организационно-правовой формой новой региональной модели колледжа может служить автономное учреждение. Перевод государственных образовательных учреждений в статус автономных можно рассматривать в качестве мощного механизма развития экономической самостоятельности учебных заведений, повышения ответственности за конечный результат работы - подготовку выпускника, соответствующего потребностям рынка труда.

Новое содержание образования требует и соответствующего материально-технического обеспечения. Работа по обеспечению колледжей города высокотехнологичным современным учебно-производственным оборудованием только начата. Недофинансирование программы в размере девяти миллиардов рублей не позволяет завершить в полной мере реализацию программы в этом направлении. В этой связи необходимо продление сроков выполнения и постепенное возобновление финансирования мероприятий программы.

Требует завершения работа по приведению основных фондов колледжей (зданий учебных и учебно-производственных корпусов, мастерских, столовых, корпусов для временного проживания обучающихся) в состояние, отвечающее задачам развития системы профессионального образования. В этой связи считаю необходимым разработку и обеспечение выполнения Комплексного плана капитального ремонта зданий учреждений среднего профессионального образования Департамента образования на 2010-2012 гг.

Департамент образования совместно с Департаментом имущества не решил до конца проблемы имущественного комплекса учреждений профессионального образования, в результате чего Правительство Москвы вынуждено финансово поддерживать 8 колледжей, расположенных в зданиях федеральной и ведомственной принадлежности. Нерешенной проблемой остается наличие в Москве двух систем профессионального образования, одна из которых - городская, а другая - федеральная, остающаяся вне зоны действия мероприятий Департамента образования по профориентации и трудоустройству, работающая без учета реальных потребностей рынка труда и в основном пополняющая своими выпускниками высшую школу.

В 2008-2009 годах процесс информатизации городских колледжей развивался недостаточно динамично. В настоящее время этим направлением деятельности занимаются и директора колледжей, и Информационно-аналитический центр, и Учебно-методический центр по профессиональному образованию. Отсутствие единой стратегии развития информатизации негативно влияет на качество образовательного процесса, затрудняет принятие и реализацию управленческих решений. В этой связи предлагается до 1 февраля 2010 года разработать и представить на утверждение руководителю Департамента образования концепцию и программу информатизации сети учреждений среднего профессионального образования на 2010-2012 годы.

Есть также и сложности, связанные с необходимостью оперативного изменения содержания профессионального образования, введения новых профессий и специальностей, введения новых организационных форм и технологий профессионального образования. Не все колледжи Департамента образования имеют опыт разработки и реализации инновационных образовательных программ подготовки кадров (в 2008 году эти программы подготовили 45, в 2009-м - 60 колледжей), некоторые колледжи не разработали программы развития образовательной деятельности, отвечающие потребностям соответствующих отраслей городского хозяйства.

Мы считаем, что нуждается в реорганизации инфраструктура обеспечения системы профессионального образования. Несмотря на большой объем выполняемых работ, в деятельности сетевых научно-методических учреждений системы профессионального образования - Научно-исследовательского института развития профессионального образования, Учебно-методического центра по профессиональному образованию, Центра качества профессионального образования - сохраняется частичное дублирование и лабораторный способ работы. Именно поэтому в этом году началась реорганизация этих учреждений по двум направлениям: в УМЦ - по укреплению кадрового руководства, изменению внутренней структуры и направлений деятельности, в НИИРПО - по комплексной реорганизации путем присоединения Центра качества и внутреннему изменению самой деятельности, перехода к программному принципу организации деятельности.

В этой связи Управлению профессионального образования необходимо обеспечить координацию вопросов разработки стратегии развития региональной системы профессионального образования и инновационной деятельности в системе профессионального образования Департамента образования, определить роль в этой работе каждого из сетевых научно-методических учреждений.

Решение поставленных задач позволит в рамках реализации программы «Рабочие кадры» в ближайшие годы кардинально изменить качество профессионального образования, обновить его содержание в соответствии с требованиями рынка труда, внедрить новые технологии профессионального обучения на основе высокотехнологичного оборудования и современных образовательных и информационных технологий.