Анна МЕХЕД, директор лицея №1581, учитель года России-2007:

- На заседании оргкомитета по Году учителя под председательством Владимира Путина речь шла о межведомственном согласовании неких регламентирующих документов. Никто не предлагал исключать из учебного плана основной школы музыку, труд, физкультуру. Просто в связи с предложением увеличить количество часов физкультуры до 3, а где-то до 5, думаю, стоило бы рассмотреть возможность вынесения именно физкультуры за рамки учебного плана.

У нас в лицее 15 классов, сейчас у них по 2 часа физкультуры в неделю, если их будет 3, то, соответственно, мы должны делить классы на группы. 15 классов умножаем на два, поскольку будет две группы, получается 60 уроков у 60 групп. А еще получается, что единственный физкультурный зал лицея должен работать больше 10 часов в день. При этом санитарно-гигиенические нормы требуют, чтобы ребенок учился в школе не больше 6 дней и 6 часов в день.

Предметы, о которых идет речь, нужны, потому что им свойственен прежде всего деятельностный подход, а это то, к чему мы сейчас стремимся, то, на что направлены новые стандарты, - приобретение знаний через действия.

Во многих школах преподаватели труда жалуются на то, что предмет «Технология» заменяется «Информационной технологией». Наверно, создание информационного продукта на уроках информатики тоже некая деятельность. Но, написав дипломную работу, я хотела сесть за швейную машинку и расслабиться.

Конечно, ребенок тоже может менять виды деятельности дома, но для этого нужно научить его каким-то приемам, элементарным вещам. Когда у него что-то не получается, он это занятие бросает. Привычка к труду, причем вообще к труду (к физическому труду, умственному труду), должна воспитываться в школе. Умственный труд - это тоже такое занятие, которое нужно воспитывать. Уроки труда, музыки, когда воспитывают привычку к труду, к ответственности, пожалуй, эти предметы дают возможность быстрее увидеть результат своей деятельности, чем, допустим, моя математика. Я позволю не согласиться с отменой уроков труда, потому что, имея дочь-четвероклассницу, вижу, как ей доставляет удовольствие то, что она делает руками. Я считаю, что физкультура должна стать нормой жизни, что должно быть создание некой физической культуры и воспитание этой физической культуры.

Александр ГЛОЗМАН, директор центра образования №293, учитель года России-1997:

- Сейчас идет разговор о том, что в учебном плане есть такая строчка «Предельно допустимая нагрузка», выше которой ученик не имеет права находиться в школе на занятиях. Соответственно, если мы где-то добавляем часы на изучение какого-то предмета, мы должны где-то уменьшить часы на какой-то предмет. В роли предметов второго плана оказываются изобразительное искусство, музыка, технология, физкультура. Ведь никто не скажет, что нужно уменьшить количество часов на изучение истории, математики или русского языка. Вот и получается, что наши четыре предмета оказываются в некой изоляции. Мало того, что мы не чувствуем должного внимания к их развитию, так еще требуются определенные целевые программы для того, чтобы эти предметы преподавать, потому что они материально затратны. Например, курс истории можно преподавать, имея мел, доску, учителя и небольшое количество вспомогательных материалов. Чтобы преподавать физкультуру, технологию или музыку, требуется хорошее современное оснащение, которое постоянно обновлялось бы, менялось в связи с тенденцией развития этих отраслей. Особенность этих предметов в том, что они все требуют деятельностной основы, что дети что-то делают, созидают, создают свое и это те продукты, которые они лично производят. Они могут исполнять музыку, мелодию, они что-то могут делать своими руками. На других уроках они этого, к сожалению, недополучают. Есть очень много теоретических подходов, знаний - на всякий случай, на перспективу, неизвестно, пригодятся они или нет, а вот эти четыре предмета позволяют реализовать эти знания на практике, включить ребят в эту деятельность, и для них это очень важно, у них загораются глаза.

Среди наших учеников есть ребята, которые не большие любители математики или истории, у них многое там не получается, они чувствуют себя в этой ситуации несколько ущербными. Но зато, придя на урок физической культуры, музыки или технологии, они расцветают, потому что это их конек, им здесь все приятно и понятно. Важно даже не то, что они делают, а как это происходит. Если они учатся готовить еду, если это делается в рамках изучения кухни народов мира, это одно. Если это просто работа по инструкционной карте, то это другое. Все зависит от процесса, от того, как он организован, поэтому это надо учитывать. Большинство педагогов это понимают, но не у всех есть возможности развернуться, потому что во многом все еще зависит от позиции администрации, от того, как она относится к этим предметам.

Например, ребенок в определенном классе должен освоить определенные технологические операции. Кроме этого он должен научиться видеть проблемы, ставить проблему, научиться их решать, искать средства для решения проблем, и все это должно проходить очень серьезно. В 1993 году была революция в технологическом образовании, потому что на смену традиционной операционной предметной системе, когда ребенку давался материал, заготовка, инструмент и он должен был по чертежу что-то сделать, пришла система и методика учебного проектирования, основанная на совершенно других позициях, когда ребенок сам пытается выдвинуть идею и сам же потом ее реализует.

Во многом эта позиция дает возможность ребенку потом с большим успехом решать какие-то жизненные задачи и ситуации, которые возникают. У нас в школе 7 мастерских, интерьеры в школе сделаны руками ребят. Для тех, кто заканчивает дизайн-классы, для тех, кто занимается в технологических классах, очень важно видеть результаты своего труда, знать, что эти вещи не выбрасываются на помойку, что они нужны им, нужны родителям, нужны людям, которые их окружают, в этом случае будет результат. И вторая проблема - это, конечно, педагоги. Мы сегодня идем к тому, чтобы выращивать и растить своих педагогов. Многие из тех, кто оканчивают нашу школу, идут в педагогические вузы, потом возвращаются к нам учителями.

Они оканчивают факультеты, где готовят учителей технологии, предпринимательства, изобразительного искусства. Формирование грамотного отношения к своему здоровью - задача урока физкультуры. Я был бы рад, если бы урок технологии или труда назывался технологическая культура. Потому что на самом деле школьное образование для того и нужно, чтобы передать опыт предыдущих поколений, в том числе в области материальной культуры.

Михаил СТАРОДУБЦЕВ, учитель музыки московской школы №1060, учитель года России-2008:

- В нормах действительно указана аудиторная нагрузка, но непонятно, какая из деятельностей должна в это время происходить. Нет таких исследований, которые бы сказали: если отводить на понятийную, умственную деятельность столько часов, на эмоциональную - обязательно столько часов, а на физическую - столько, то тогда мы получаем гармоничного человека. У нас получается, нормы говорят об аудиторной нагрузке, ничего не расшифровывая, а в результате происходит выдавливание этого предмета, который и так уже находится на положении, как я это называю, Золушки. Очень легко сказать Золушке: «Извини!» Но вопрос о разгрузке на самом деле не праздный. Мы работаем, живем в ритме, похожем на маятник. Я очень хорошо помню, что после многочисленных часов занятий музыкой в училище, в консерватории, мне очень хотелось паять. Я приезжал домой, и для меня наслаждением были один-два дня такой разгрузки.

Когда очень много математики, языка, тех предметов, на которые мы обращаем внимание в первую очередь в связи с ЕГЭ, в связи с потребностями родителей, мы, как мне кажется, забываем, какую роль играют музыка, изо, технология и физкультура. Однако невозможно представить себе маятник, который качается все время в одну сторону, он ведь должен качнуться и в другую.

Я работаю в обычной школе, не музыкальной. В ней уделяется больше, чем обычно, внимания музыкальным предметам, предметам изобразительного характера. Конечно, план и программа существуют, не меняются, так как давно есть 1 час в неделю на музыку с 1-го по 7-й класс. У нас же в школе на музыку отводятся 2 часа за счет дополнительного финансирования. Музыку, прежде всего, надо исполнять, нужно играть, петь, знать кое-что о музыке. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал о том, как у них то, что называется труд, пришел преподавать учитель, который был работником Путиловского завода, и он первое, что им сказал: «Не думайте, что труд - это только руками, это еще прежде всего работа головой».

У нас в школе работают три основных преподавателя музыки, есть оркестровый кабинет, где множество инструментов. Моя победа на конкурсе дала возможность школе приобрести много интересных редких инструментов, которые у нас не изготавливаются, а выпускаются только в Германии. Теперь мы активно ими пользуемся, у нас есть два рояля, причем один исторический рояль, может быть, на нем играли такие люди, как Игумнов, может быть, и Рахманинов захаживал к Михаилу Голодному и играл. Этот рояль мы очень бережем.

Наши ученики играют на флейтах, на скрипках, но нужно построить преподавание таким образом, чтобы ребенок, получив первоначальные навыки и знакомства, мог выбрать. В 3-м классе такой выбор происходит. Детскую симфонию Гайдмана мы в 6-м классе учили полгода, сыграли ее для родителей. Потом захотели выучить «Волшебную флейту» Моцарта, почти целиком ее выучили, вот это была радость. Самая большая радость для меня была, когда спектакль зажил между детьми. У них такие же отношения между девочками и мальчиками, но это высокие отношения.

Конечно, нынче другое время, теперь есть Интернет, но когда мы ищем что-то, то ищем что-то, принадлежащее подлинной культуре, а не интернет-культуре. Например, мне нужна от Интернета помощь в быстром получении какой-то информации. В ином случае мне раньше нужно было книгу месяцами ждать по межбиблиотечному абонементу. Сейчас, если она выложена, нужно ждать несколько минут.

Если на уроках истории дети проходят Средние века, странно не дать им послушать, не дать им потанцевать, поиграть в этой истории. Не знаю, как труд и технология, но могу сказать, что и физкультура, и музыка - пожалуй, единственные предметы, изучая которые можно заниматься командой. Музыка - самый социальный предмет, физкультура тоже. Нужно уметь работать в команде, это очень важное умение сегодня в жизни, это то, что востребовано на самом высоком уровне.

Прежде всего нужно стоять твердо на таком принципе, что учитель в выборе средств, способов должен быть свободен. Чем более свободен учитель, тем более свободного человека он может воспитать, потому что тогда он вынужден творить. К каким-то целям, которые установлены программой, учитель может идти совершенно разными путями. Было бы хорошо, если бы те рекомендации, которые спускаются сверху очень часто не педагогами, а санитарными врачами, имели возможность быть согласованными с педагогическим сообществом. Может быть, нужно провести исследование, чтобы мы знали, что человек не может без предметов эстетического цикла, что их должно быть столько-то и столько-то.