Приоритетная цель воспитательной работы Центра образования №497 - формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Для этого в свою практику мы широко внедряем инновационные программы, проектные методики и информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определенный ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано объективными причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования, во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования, в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Доска и мел, конечно, наши главные инструменты, но хочется чего-то большего. Конечно же, воспитательный процесс в школе неотъемлемо связан с учением. Поэтому первое направление моей воспитательной работы - интеллектуальное развитие детей. В нашем классе оно называется «Знатоки».

Важнейшие качества в воспитании личности младшего школьника, его интереса к учению, к знаниям - желание узнавать новое, умение высказывать свое мнение, самостоятельность и критичность, уверенность и твердость в отстаивании своей точки зрения. Дети сами составляют викторины, пособия по предметам в электронном виде, которыми сами с удовольствием пользуются и предлагают учащиеся других классов.

В Центре образования работает экспериментальная площадка «Школа информатизации». Уже традиционно ребята моего класса активно участвуют в проектной деятельности, причем не только на классном уровне. Эта работа у нас проходит поэтапно. Сначала участники защищают свои проекты перед классным коллективом, где ребята, не участвующие в этой работе, могут почерпнуть для себя много нового и интересного. Следующий этап - выступление на школьной научной конференции «Фантазируй, пробуй, твори», координатором которой стала я. Дети выступают в актовом зале перед большой аудиторией, представленной учащимися всего Центра образования, участвующими в экспериментальной деятельности. Кульминация этой большой работы - участие в городском конкурсе «Киберсфера». В прошлом учебном году учащиеся моего класса (а это были ребята третьего класса) заняли второе и третье места. Следующее направление, где широко используется ИКТ, - самоуправление. Мы отошли от традиционной формы выборов актива класса, когда доминантная роль была у учителя. Ключевые принципы ученического самоуправления - принцип самодеятельности и инициативы, принцип выбора лидеров классного самоуправления, принцип сотрудничества всех участников учебного процесса. Класс разбит на различные комитеты. Чтобы возглавить тот или иной комитет, надо было путем самовыдвижения выступить со своей программой, на основании которой ребята выбирали достойнейших. Затем комитеты разрабатывали свои программы и представляли их для принятия или для внесения поправок классному коллективу.

Говоря о воспитательной работе в школе, нельзя не упомянуть проблему, которая волнует современное общество. В последнее время возник и развивается миф о том, что дети перестали читать и на досуге играют в компьютерные игры. Темы, ставшие предметом обсуждения СМИ: «Заменит ли компьютер книгу?», «Идет вытеснение чтения электронными СМИ», «Дети совсем перестали читать». Эти и другие подобные высказывания, имеющие вполне объективные основания, стали волновать широкую общественность и профессионалов, имеющих отношение к проблеме чтения. Однако моя задача как учителя и воспитателя - показать детям возможности использования компьютера не только как игровой приставки. Дабы заинтересовать современных учащихся, надо интегрировать современные технологии. В моем классе ребята также ведут читательский дневник, но он не превратился в пугающую обязаловку, напрочь отбивающую желание читать. Коль интересно детям работать с компьютером, надо совместить приятное с полезным - учащиеся по прочитанным произведениям составляют сборники, которые мы называем мини-книжками. Презентацию работ Джона А. в четвертом классе они прочитали с удовольствием, а теперь готовят электронные презентации по прочитанным произведениям, представляют их на классных часах. Довольно легко дети ориентируются в предлагаемых информационных образовательных ресурсах Интернета, работают с электронными энциклопедиями, справочниками, таблицами, текстовым редактором, программами для работы с видео, звуком и графикой.

От мультимедийного оформления праздники только выигрывают. Если в первом и втором классе я сама готовила такое оформление или привлекала для этого родителей, то уже в прошлом учебном году для оформления досуга была представлена сопроводительная презентация, которая и украсила праздник. Праздник «Во саду ли, в огороде» (осенний бал) сам по себе очень красивый, стал еще интереснее с использованием электронной викторины, составленной тем же комитетом досуга. Сейчас ребята готовятся поздравлять первоклассников на традиционном празднике «Посвящение в первоклассники». Сюрприз от нас - видеоролик с интервью малышей, которые ребята готовят сами.

Классный комитет здравоохранения уже в этом учебном году предложил ребятам повторить Правила дорожного движения с использованием интерактивной доски. Не остался без работы и комитет информации, который с прошлого учебного года ведет электронную летопись, отражая все классные и школьные мероприятия, которая одновременно стала и творческим отчетом. У комитета физкультуры и спорта очень важная задача: ежедневно организуя утреннюю зарядку, сделать ее интересной и современной, ребята для этого подбирают музыкальное сопровождение.

Начиная с первого года обучения в нашем классе ведутся персональные папки - портфолио. Очень радует, что родители активно помогают ребятам оформить свои работы оригинально.

Благодаря моей работе на сайте Лаборатории дистанционного обучения педагогов, где в личном информационном пространстве я обобщаю опыт своей работы, мой кабинет оснащен мультимедийным оборудованием. На сайте Центра образования размещена моя методическая копилка, где отражены самые яркие моменты нашей школьной жизни.

Лаплас говорил: «То, что мы знаем, - ограничено, то, что не знаем, - бесконечно». Нам есть к чему стремиться.