Западные медики на основе проведенных исследований утверждают, что воздействие на детский мозг трехчасовой игры на компьютере по своим показателям равноценно употреблению дозы героина. У 70% активных пользователей отмечены устойчивые депрессивные состояния. За рубежом детская компьютерная зависимость приравнена к алкоголизму и наркомании.

Мониторинг московских школьников показал, что почти 60% ребят пользуются Интернетом, причем 51% делают это ежедневно, а наиболее азартные игроки, которые составляют треть пользователей, проводят за компьютером от 17 до 26 часов в неделю. По данным исследований российских ученых, до 80% подростков в возрасте 12-13 лет входят в группу риска по развитию игровой компьютерной зависимости.

Для нас вопрос профилактики компьютерной зависимости достаточно новый, сделаны только первые шаги, и ближайшая задача, которую мы ставим перед собой, - выстроить системный подход к его решению. Безусловно, современный образовательный процесс не может обходиться без информационных технологий. Сегодня компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни, нашим помощником, но порой и врагом одновременно. Понимая угрозу, которую несет компьютерная зависимость, в прошлом учебном году Департамент образования приступил к разработке и реализации профилактических мероприятий по ее предупреждению.

Прежде всего для педагогов и психологов, работающих в образовательных учреждениях, Департамент образования открыл курсы повышения квалификации по вопросам профилактики различных зависимостей, в том числе лудомании, разработал и направил в образовательные учреждения методические рекомендации. Также в работе школ и колледжей широко используется практическое пособие «Энциклопедия независимости», разработанное некоммерческим фондом «Здоровая страна» и рассчитанное на все категории участников образовательного процесса.

На базе Центрального округа в экспериментальном режиме второй год реализуется социальный проект по профилактике компьютерной зависимости как условию психологической безопасности образовательной среды. Департамент образования при участии образовательных учреждений Центрального окружного управления начал реализацию проекта «Изучение факторов риска формирования интернет-зависимости подростков». Одна из задач проекта - разработка нового диагностического аппарата для более точного выявления предрасположенности к компьютерной зависимости на основе исследования их личностных свойств и особенностей семейного воспитания. Итогом работы станет разработка психокоррекционной программы профилактики интернет-зависимости (индивидуальные и групповые тренинги для подростков и членов их семей).

По заданию Департамента образования Московский городской психолого-педагогический университет разрабатывает систему мер комплексной профилактики аддиктивного поведения учащихся для последующего внедрения в систему воспитательной работы каждого образовательного учреждения и 60 психолого-медико-социальных центров, работающих в системе московского образования.

Эффективной методикой в профилактике игровой зависимости становится вовлечение в эту деятельность самих ребят.

Среди причин, которые привлекают ребенка к компьютеру, психологи, в частности, называют: первое - наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме самого ребенка; второе - возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести. Поэтому очень важно в работе с подростками в реальной жизни создавать ситуации, в которых им необходимо действовать, принимать решения. Этому, безусловно, способствуют деятельность различных общественных организаций и проводимые ими молодежные акции «В будущее без зависимостей», «Действуй ради жизни», «Юное поколение выбирает» и др.

Следует отметить, что в сознании родителей компьютерная и игровая зависимость пока еще не воспринимается с тревогой. Многие из них даже рады тому, что их ребенок сидит дома за компьютером, а не гуляет где-то на улице. Понимая опасность такой ситуации, Департамент образования занял более активную позицию и совместно с психологическими службами предложил родителям обсудить эти вопросы на родительских собраниях различного уровня, ввести тематические модули на занятиях родительских лекториев, расширяя и просветительскую работу в этом направлении.

Совместно с ГУВД и родительской общественностью мы проводим рейды по компьютерным клубам, для пресечения несанкционированного доступа несовершеннолетних к информационным ресурсам мы ведем постоянный мониторинг расположения подобных заведений.

19 ноября 2009 года Департамент образования, опираясь на опыт работы ряда учебных округов, провел городской добровольческий форум «Выбор», на котором с участием общественных организаций, родительской и детской общественности мы обсудим проблемы возникновения зависимого поведения, обменяемся первым опытом профилактики этих социальных явлений и поддержим различные добровольческие проекты.

Эти направления деятельности станут основой для разработки системы мер Департамента образования в работе с аддиктивными детьми, а также профилактической работы среди детей и подростков.