Еще Альберт Эйнштейн говорил, что «целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности».

Вместе с тем развитие воспитательных систем столичных образовательных учреждений на многовариантной основе, к сожалению, в практике современной школы привело к существенным ошибкам: к отсутствию комплекса целей и задач (воспитания, развития, деятельности, управления). Предпочтение отдается одному или нескольким типам целей: чаще всего - воспитания и развития личности, реже - цели деятельности и управления развития воспитательных систем.

Одним из ключевых вопросов я считаю совершенствование системы научно-методического обеспечения моделирования, проектирования и развития образовательных систем образовательных учреждений различных видов и типов, создание условий для формирования современного кадрового корпуса организаторов воспитательного процесса, владеющих новой терминологией, инновационными методами и технологиями воспитания.

Общей задачей Департамента образования, социальных департаментов и комитетов, префектур должно стать создание региональной модели воспитания, которая позволит обобщить лучший опыт московских учреждений образования, а также накопленный потенциал административных округов. Уже сегодня сделана попытка построить траектории развития в проекте Концепции воспитания.

К сожалению, для столичных школ остается характерным недостаточное внимание к задачам управления воспитательной системой, мало используются новые современные формы воспитания, основанные на принципе индивидуализации и личностно ориентированном подходе, что сводит воспитательную работу в образовательном учреждении преимущественно к проведению культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий.

Лев Николаевич Толстой отмечал, что «воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети».

Повышение эффективности работы в этом направлении возможно при активном участии ученического самоуправления, более активного привлечения родителей к реализации актуальных вопросов современной школы. Эта работа должна идти через развитие государственно-общественного управления при сочетании единоначалия и самоуправления, выработки нового стиля отношений педагогического коллектива с ученическим самоуправлением и родительской общественностью, поиска новых форм общения.

Дальнейшее развитие воспитания должно строиться в направлении:

- перехода от образования и воспитания для жизни к образованию и воспитанию в течение всей жизни;

- удовлетворения потребностей москвичей в образовательно-воспитательном процессе нового уровня;

- развития нравственных основ социализации личности в среде столичного мегаполиса на основе традиционных ценностей российского общества.

Издавна в нашей стране принято считать, что воспитание, как и образование, имеет женское лицо. Причины привлечения мужчин к процессу воспитания известны каждому. В условиях неполных семей, семей, где культивируются гражданские браки, необходимость присутствия мужчины-воспитателя в образовательном учреждении очень важно. Это должен быть высокоинтеллектуальный специалист. Поэтому, может быть, те освобожденные классные руководители, которые есть в 52 московских школах, - это прообраз нашей мечты.