Концепция развития воспитания в Москве, на мой взгляд, должна определять базовые подходы столичного педагогического сообщества к ценностям, целям, содержанию и формам воспитательного процесса в образовательной системе. Этот документ призван конкретизировать требования к результатам образования в области воспитания и обосновывать профессиональный подход к воспитанию, поэтому в предлагаемый проект необходимо включить:

- терминологию того, что такое сегодня воспитание, в чем его сущность, каковы механизмы эффективного воспитательного воздействия, принципы управления процессом развития и формирования личности ребенка;

- теоретико-методологическое обоснование идей и положений концепции;

- описание ценностей и целей воспитательной деятельности в образовательном учреждении.

- описание основных подходов к понятию результата воспитания;

- описание характеристик социокультурного пространства Москвы;

- описание и обоснование показателей профессионализма педагога-воспитателя;

- анализ актуальных проблем воспитания и условий их решения.

Концепция воспитания должна привлечь внимание педагогической общественности к тому, что школа плохо обеспечивает задачу воспроизводства ожидаемых обществом ценностей в отношениях учащихся и педагогов.

Как отмечают многие исследователи, современный ребенок в большей степени ориентирован на ценности и нормы сверстников. Взрослые все меньше и меньше выступают субъектом влияния на развитие личности и индивидуального бытия.

Проблема современного образования состоит в том, что оно не обеспечивает «принципа включения» и вхождения ребенка в мир культуры взрослых. Это часто связано с отсутствием в школах реального опыта взаимодействия взрослых с детьми. Школы в большей степени ориентированы на обучение, учебными планами не предусмотрены формы совместной деятельности педагогов с учащимися.

Педагоги-воспитатели в традиционной школе слабо мотивированы на качественное осуществление и обновление содержания воспитательного процесса. Часто организация этого процесса недооценивается руководителями образовательных учреждений. Педагоги просто исполняют социальный заказ, часто заменяя воспитывающую деятельность рядом мероприятий, в которых детям отводится роль пассивных исполнителей или слушателей. Наличие четкого социального заказа приводит к тому, что конкретный педагог перестает задумываться над смыслом своего труда, что усугубляет эффект отчуждения воспитательной практики от научного знания, связанного с пониманием человеческой сущности и вопросов человеческого бытия. Традиционно в формулировании целей и задач воспитания в условиях образовательного учреждения преобладает установка на формирование у ребенка необходимых умений и ценностей. Следствие этого - низкий уровень профессионально-педагогической рефлексии воспитателя.

Среди педагогов, ученых, психологов до сих пор нет общей позиции по поводу того, какие качества и ценности ключевые.

Произошли изменения общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистскую модель, ослабление игровых интерактивных форм совместной деятельности.

Концепция развития воспитания должна учитывать происходящие изменения и содержать конкретные условия организации и управления образовательным процессом:

Повышение профессиональной активности педагога-воспитателя.

Создание педагогически и психологически целесообразной воспитательной среды.

В концепции может быть описан результат воспитательной работы - достижение такого качества организации совместной деятельности педагогов и учащихся, которое обеспечивает, с одной стороны, воспроизводство ожидаемых обществом ценностей, а с другой - способность к самоопределению, выработке собственной индивидуальной позиции, отражающей внутренние критерии нравственности.

Если концепция адресуется всем работникам системы образования Москвы, то используемые в ней термины и понятия, а также логика их употребления должны быть понятны читателям.

Необходимо обосновать, почему внедрение проектных методов позволит решить актуальные задачи воспитания, изложенные в проекте концепции.

Из-за отсутствия в проекте концепции методологии, философских и теоретических обоснований многие ее положения кажутся необоснованными, нелогичными, а сама концепция не воспринимается как целостный, логичный и серьезный документ.

В каждом округе Москвы есть свой опыт ведения воспитательной работы. В образовательных учреждениях нашего округа внедряются новые формы и методы воспитательной деятельности, применяются современные технологии, осуществляется психологическая и социально-педагогическая поддержка детей и молодежи, разрабатываются и реализуются авторские программы воспитания. Ежегодно образовательные учреждения округа принимают участие и занимают призовые места в Московском городском конкурсе программ воспитания «Панорама воспитательных систем образовательных учреждений». 49% образовательных учреждений реализуют собственные воспитательные программы.

Сегодня повысилась профессиональная значимость и роль классного руководителя в социуме, складывается система взаимодействия классных руководителей и родителей, стабильно развивается система дополнительного образования детей, ставшая одним из основных институтов воспитания, постоянно обновляется научно-методическая база по вопросам воспитания.

Большое внимание в Северном округе уделяется экспериментальной работе в области воспитания. В экспериментальном режиме в этом учебном году работают 20% учреждений.

Реализация программы патриотического воспитания осуществляется через взаимодействие с различными государственными и общественными организациями, окружного Совета ветеранов и Московской городской организацией РОСТО (ДОСААФ), окружного Совета ветеранов педагогического труда.

В образовательных учреждениях Северного административного округа работают 123 сертифицированных школьных музея. В школах №№212, 727, 1601, 694, 227 созданы музейные комплексы, в образовательных учреждениях №№1784, 167, 1570, 211, 1249, 155, 1287, 848, 1601, 201, интернате №42 есть мемориалы и памятные доски, за которыми ухаживают учащиеся образовательных учреждений всего района.

Неотъемлемой частью воспитательного пространства округа стал ДООЦ «Северный», деятельность которого направлена на осуществление физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и воспитательной работы среди детей и подростков, на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие. Центр открыл 53 школьных спортивных клуба, а также созданы школьные лиги по футболу, волейболу, баскетболу.

В формировании социально активной личности большую роль играют детские общественные объединения и ученическое самоуправление. На сегодняшний день во всех учреждениях образования САО работают советы ученического самоуправления. Разнообразны формы ученического самоуправления в округе: советы, креативные советы, штабы, парламенты.

Представители ученического самоуправления округа активно принимают участие в городских конкурсах и проектах. Команда лицея №1575 победила в конкурсе «Лидер ХХI века», представители актива самоуправления школы №1121 - в конкурсе «Вожатый и его команда».

В последние годы значительно активизировалось участие родительской общественности в решении проблем воспитания и социализации детей и подростков. Мы работаем над созданием целостной системы взаимодействия с родителями, системы, использующей все ресурсы собственно образования, средств массовой информации, новых информационных технологий.

С 2006 года Департамент образования совместно с МГПИ проводит городской электронный «Мониторинг по изучению потенциала образовательного учреждения в создании и реализации воспитательных систем», в котором приняли участие сорок образовательных учреждений округа. По количеству участников мониторинга ОУ Северного округа заняли

3-е место в Москве. В процессе мониторинга выявлено, что многие школы округа используют устаревшие формы организации воспитывающей деятельности, что необходимы изменения, и над этим мы сейчас работаем.

Ключевая фигура в воспитании в образовательном учреждении - классный руководитель. На новый качественный уровень вышел Московский городской конкурс классных руководителей «Самый классный классный», возрос профессионализм конкурсантов. По сравнению с 2006 годом в 3 раза увеличилось число участников окружного этапа конкурса. Классные руководители Северного округа трижды занимали первое место - в 2003, 2006, 2008 годах, стали призерами в городском этапе конкурса «Самый классный классный-2009», демонстрируя высокий профессиональный уровень.

Особое внимание мы уделяем повышению эффективности работы методических объединений классных руководителей. На сегодняшний день в 133 школах действуют методические объединения классных руководителей. Это на 18% больше, чем в прошлом учебном году. Нет методических объединений классных руководителей лишь в образовательных учреждениях №№186, 152, 1774, 744, 221.

В 2008 году проходил городской конкурс методических служб по организации работы с классными руководителями, 1-е место занял отдел дополнительного образования и воспитывающей деятельности методического центра Северного округа.

Дополнительное образование организовано в 149 общеобразовательных учреждениях. В детских творческих объединениях занимаются 94% учащихся образовательных учреждений. Дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях округа представлено 11 направленностями, причем программное обеспечение имеют все объединения.

Следует отметить, что еще не все образовательные учреждения вышли на новый, современный уровень организации воспитательной работы.

Во-первых, программы развития образовательных учреждений, планы их работы, как правило, не содержат задач по управлению развитием воспитания.

Во-вторых, индивидуальный и личностно ориентированный подход к воспитанию нередко подменяется набором организационных, массовых мероприятий, проводимых в учреждении.

В-третьих, отсутствует научно обоснованная система индикаторов и показателей оценки развития воспитания как одного из основных показателей развития образовательного учреждения.

В-четвертых, в окружной системе дополнительного образования существуют проблемы, связанные с текучестью кадров педагогов дополнительного образования, что приводит к закрытию детских объединений. Среди педагогов дополнительного образования наблюдается повышение активности и результативности участия в окружном и городском этапах конкурса «Педагог-внешкольник Москвы». По сравнению с 2006 годом на 43% увеличилось число участников конкурса. В окружном этапе Московского городского конкурса профессионального мастерства «Педагог-внешкольник Москвы» в 2008 году 70% участников составляли школьные педагоги дополнительного образования, что существенно отличало конкурс от предыдущих, когда основной состав участников приходился на педагогов дополнительного образования УДО. В городском этапе конкурса 2008 года педагог дополнительного образования ЦТДиЮ «Сокол» заняла 1-е место в номинации.

Традиционным стало участие команд нашего округа в городском конкурсе «Вожатый и его команда» (2007-2008 учебный год: ОУ №№692 и 231 - 3-е место; 2008-2009 учебный год: ОУ №1121 - 1-е место, ЦО №1409 - 3-е место).

Сложившаяся сегодня ситуация требует, чтобы образовательное учреждение открыло свои двери для всех детей микрорайона, актовые и спортивные залы, игротеки, создавало детско-взрослые клубы по интересам и стало центром воспитания в микрорайоне.

Для дальнейшего развития системы воспитания в округе необходимо:

- совершенствование механизма координации и взаимодействия субъектов воспитательного процесса - образовательного учреждения, семьи, государственных структур различной ведомственной принадлежности - и расширение круга участников процесса воспитания;

- формирование окружной системы прогнозирования и развития процесса воспитания;

- обеспечение соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

- повышение профессионального уровня воспитательной деятельности и психолого-педагогической культуры педагогов и родителей;

- активно включать инновационные технологии и современные модели в воспитательный процесс образовательных учреждений с учетом современной социокультурной ситуации;

- развитие во всех формах воспитательной работы методов и технологий, направленных на социально значимую проектную, созидательную деятельность.