Плюсы отчетного периода состоят в том, что мы живем и работаем в динамично развивающейся республике, с ответственным и профессиональным правительством, ректорами вузов, руководителями. Хорошеет наша столица, благоустраиваются города и поселки, строится социальное жилье, газифицируются населенные пункты.

В рамках национального проекта «Образование» много сделано для поддержки лучших школ и учителей, талантливой молодежи, компьютеризации, укрепления материальной базы наших учреждений. В вузах, школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования тепло, светло, уютно.

Выделяются значительные средства на организацию оздоровления работников, дети бюджетников бесплатно отдыхают в здравницах республики.

Мы забыли о долгах по зарплате и отпускным. На отчетно-выборных конференциях и собраниях работники отрасли отмечали эти положительные изменения. Когда республику возглавил Леонид Игоревич Маркелов, у Марий Эл были колоссальные долги. Сейчас о них и не вспоминаем. Созданные условия позволяют коллективам успешно работать. Результаты ЕГЭ показали, что по многим предметам наши выпускники - одни из лучших в Российской Федерации. Это результат напряженного труда педагогических коллективов, наших членов профсоюза.

Профсоюзы республики работают в условиях социального мира и уважения. У нас авторитетный лидер профобъединения Ольга Николаевна Цветкова. Это не значит, что профсоюзы все устраивает. Есть проблемы, мы их знаем, но добиваемся их решения сообща, двигаясь шаг за шагом.

Президиум рескома искал формы конструктивного диалога с властью: законодательной, исполнительной, судебной. Развивается социальное взаимодействие с Министерством образования. Активно работает отраслевая трехсторонняя комиссия, на которой ежеквартально рассматриваются актуальные вопросы. Создано легитимное объединение работодателей государственных учреждений образования, работают два объединения в муниципалитетах - Мари-Турекском и Параньгинском районах.

Социальное партнерство стало для нас главным инструментом в решении возникающих проблем. Стороны социального диалога каждый год публично отчитываются о своей работе, в соответствии со статьей 351 ТК РФ коллегиально рассматриваются проекты отраслевых нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Многие вопросы удалось решить в республиканской трехсторонней комиссии. Со стороны правительства ее работу координирует заместитель главы правительства Леонид Ананьевич Гаранин, с профсоюзной стороны - Ольга Николаевна Цветкова, я тоже член трехсторонней комиссии. На ее заседаниях ежегодно рассматриваются социальные аспекты проекта консолидированного бюджета, вопросы оплаты и охраны труда, соблюдения социальных гарантий, выплаты отпускных, санаторного лечения и детского отдыха. Такое конструктивное взаимодействие дает положительные результаты. Например, в начале отчетного периода остро стояли вопросы оздоровления взрослых. Марий Эл - один из немногих регионов, где республиканский бюджет выделяет на эти цели значительные средства. Ежегодно более шестисот педагогов получают санаторные путевки, причем распределение путевок идет с обязательным участием профсоюзных комитетов.

В течение 5 лет стабильной остается численность организации, и это тоже радует.

В составе республиканской 3 крепкие профсоюзные организации вузов. Ректоры Виталий Макаров (Марийский государственный университет) и Евгений Романов (Марийский государственный технический университет) - авторитетнейшие члены нашей организации.

За последние годы при поддержке Федерального агентства по образованию и правительства республики много сделано по повышению заработной платы, укреплению материально-технической базы вузов. В учебных аудиториях и общежитиях создаются не просто безопасные, но уже комфортные условия труда, учебы, отдыха, а встречи ректоров и председателей профкомов по возникающим проблемам происходят практически ежедневно.

На заседаниях республиканского Совета ректоров системно рассматриваются социальные вопросы работников и студентов. В университетах хорошие коллективные договоры. Атмосфера сотрудничества и взаимоуважения ректоратов и профкомов позволяет коллективам работать творчески и эффективно.

Много сил и знаний потребовал от всего нашего профсоюза добровольно-принудительный перевод работников образования на региональные отраслевые системы оплаты труда. Пять лет назад об этом не хотелось и думать: все были уверены, что равная оплата за равный труд будет всегда. Но прошло 5 лет, и все изменилось. Ставка на инновации и поддержку лидеров заставила и нас искать свой, региональный путь повышения заработной платы педагогов.

Я считаю, что региональная зарплата без федеральных стандартов в оплате труда - это неправильно, но таковы реалии. И в этих реалиях мы взяли на себя ответственность вместе с Министерством образования разрабатывать свою модель оплаты труда учителей. Оппоненты были, но время подтвердило, что выбор сделан правильный. Мы не могли, как ряд других регионов, богатых полезными ископаемыми, увеличить зарплату в разы. Но, к чести нашего правительства, все дополнительные финансовые средства (на 1 сентября 2007 года это 34 миллиона рублей, в 2008 году - 116 миллионов, в 2009 году - 125 миллионов рублей) были направлены на решение этой задачи, причем зарплата увеличивалась сразу всем работникам школ.

На 1 января 2009 года средняя зарплата в учреждениях образования выросла на 31% по сравнению с 2008 годом. Средняя зарплата учителя - 8683 рубля, учителя с классным руководством - 9813, у директоров школ - 13987 рублей. К сожалению, средняя зарплата «дошкольников» - 6041 рубль, поэтому переговоры по ее повышению продолжаются.

Первыми, кто подготовил объективный анализ реальных результатов введения отраслевой системы оплаты труда в регионах, в том числе в вузах, были эксперты Общероссийского профсоюза образования. Системный мониторинг, который мы ведем все эти годы как на федеральном, так и региональном уровне, позволил на примерах говорить о плюсах и минусах этой системы, сравнивать заявленные цели и полученные результаты. И не всегда они совпадали. Выводы неприятные, но правдивые, а за ними дополнительные консультации профсоюза, республиканского комитета, поиск приемлемых решений.

Параллельно создавались школьные общественные советы, в состав которых вошли авторитетные люди. В их числе - председатели профсоюзных комитетов. Разрабатывались критерии стимулирования труда, и снова профкомы были в гуще событий. И сейчас в наших школах все по закону: тарификация без профкома не проводится, стимулирующие выплаты не распределяются.

Ни для кого не секрет, что зарплата специалистов отрасли все еще не соответствует трудозатратам. Заявление правительственной стороны РТК о невозможности ее индексации в 2010 году даже на уровне инфляции оптимизма не внушает. Ориентир на поиск источников индексации в региональных и муниципальных бюджетах, большинство из которых дотационные, по нашему мнению, не совсем правомерен, потому что зарплата учителя - это предмет ответственности не только регионов, но и федерального центра. И в объявленный Год учителя все слова о значимости и престижности его труда без существенной финансовой поддержки будут приятны, но неубедительны.

Низкими остаются базовые оклады учителей, норматив финансирования, сокращается размер стимулирования, особенно в сельских школах, практически сравнялась зарплата специалистов и неквалифицированных рабочих, педагоги дошкольных и внешкольных учреждений, сотрудники методических служб остаются на ЕТС. Но и по этим проблемам вместе с Министерством образования мы продолжаем искать решения.

Профессиональный рост членов профсоюза - еще один предмет заботы наших профсоюзных организаций. В отрасли работает высококвалифицированный педагогический корпус. 62% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории. Мы считаем, что дифференциация в оплате труда учителей в зависимости от категории, присвоенной по итогам аттестации, должна быть значительной. Тогда это будет стимулом к ее прохождению.

В республике отработана эффективная модель аттестации, процедуры нелегкие, но педагоги с ними согласились, и они дают результат. Однако разработка федеральных процедур проведения аттестации на основе общероссийского положения явно затянулась.

По нашему мнению (и это подтвердили итоги мониторинга, который мы провели среди педагогов), формы и процедуры аттестации учителей, критерии оценки результатов труда при реализации Федеральных образовательных стандартов должны быть едиными, понятными всем. Региональных особенностей в оценке стандарта обучения детей и аттестации педагогов быть не должно. Поэтому после острых дискуссий и дополнительных консультаций в рамках отраслевой трехсторонней комиссии аттестация педагогов в новом учебном году в республике проводится без изменений.

Сложности отчетного периода связаны с тем, что за последние 5 лет изменилась нормативно-правовая база, в которой мы привыкли работать. Большинство федеральных полномочий в области образования, социальной сферы переданы в регионы и муниципалитеты. Перед профсоюзными организациями стояла задача найти свое место в этом процессе. Особенно важно было не растеряться, участвовать в законотворческой деятельности, взаимодействуя с депутатами. Практически все ранее существовавшие социальные гарантии педагогам в республиканском законодательстве сохранены. Проблемным был вопрос сохранения коммунальных льгот в полном объеме. За защитой прав педагогических работников и ветеранов труда мы обратились в судебные органы. На исправление ситуации ушло почти 5 лет переговоров, судебной практики.

С 1 января 2009 года коммунальные платежи педагогам выплачиваются в полном объеме, а это 100 миллионов рублей в год дополнительно.

Трудный вопрос - вопрос занятости, сохранения рабочих мест. Непростая демографическая ситуация, которая в ближайшие годы заметно не изменится, уменьшение числа детей по всей стране и в республике привели к реструктуризации сети образовательных учреждений, введению норматива финансирования.

В первую очередь были закрыты аварийные и ветхие школы. Дети из этих сел и деревень обучаются в ближайших ресурсных центрах.

Безусловно, если закрывается школа, делается все, чтобы сохранить педагогу рабочее место. Вводится система неполной занятости, идет переквалификация учителей. Некоторые предметники стали работать социальными педагогами, педагогами дополнительного образования, но часть учителей получают статус безработных.

Еженедельно реском профсоюза анализирует состояние рынка труда на основе данных из республиканской службы занятости. Мы видим, где и кого предупредили о предстоящем сокращении, с какого числа и кого собираются увольнять. Поэтому профкомы активно участвуют в этом сложном процессе. Но вопрос опережающей переподготовки высвобождаемых кадров до конца не решен.

На отчетно-выборных собраниях и конференциях члены профсоюза отмечают положительные изменения по созданию надлежащих условий труда и учебы, системный профсоюзный контроль за безопасностью труда и здоровьем работников и студентов.

Профсоюзная сторона инициировала рассмотрение вопроса о финансировании мероприятий по охране труда в бюджетах всех уровней как на республиканской, так и отраслевой трехсторонних комиссиях. От общих разговоров о нехватке средств мы перешли к расчетам. В ходе подготовки к заседанию каждый руководитель и председатель профкома впервые за многие годы сели и подсчитали, сколько стоит безопасный труд в коллективе. Оценка потребности в финансовых средствах удивила многих - более 600 миллионов рублей. Понятно, что в одночасье таких денег не найти, но постепенно проблему решить можно, и она решается.

Хорошо работают уполномоченные по охране труда профкомов, внештатные техническая и правовая инспекции труда рескома профсоюза.

При профобъединении республики создан Центр по охране труда. Весной в нем прошли обучение более шестисот работников отрасли: директора школ, уполномоченные по охране труда, члены комитетов, комиссий. В помощь руководителям и активу выпущено 8 методических рекомендаций, постоянно проходят рейды-проверки образовательных учреждений. Мы тесно взаимодействуем с Государственной инспекцией труда по Республике Марий Эл. Главный технический инспектор труда республиканской организации профсоюза Александр Владимирович Глазырин каждый квартал совместно со специалистами Гострудинспекции работает в коллективах.

В республике по инициативе заинтересованных министерств и ведомств и при участии профсоюзов вручаются сертификаты доверия работодателям, обеспечившим безопасные условия труда. Руководитель и профком гарантируют, что они могут работать без внешней экспертизы, поэтому такие коллективы освобождаются от проверок Гострудинспекции. Мы активно поддерживаем ответственных работодателей отрасли в этом движении. Обязательные условия нашей рекомендации и участия в предварительной экспертизе специалиста рескома - отсутствие травматизма и охват профсоюзным членством в коллективе не ниже республиканского. Из 8 сертификатов, врученных в республике, 6 получили руководители учреждений образования.

Ежеквартальные тематические проверки условий труда дают свои результаты. Мы анализируем состояние здоровья членов профсоюза, итоги диспансеризации, вносим в коллективные договоры дополнения по профилактике заболеваемости. Но вопросы безопасности не терпят мелочей. Поэтому уровень требований и общественного контроля нам снижать нельзя.

Правозащитная деятельность рескома профсоюза тоже была результативной. Задачу ликвидации правового нигилизма мы решаем через просвещение педагогов в правовых профсоюзных кружках. Много времени занимают юридические консультации, подготовка правовых документов, защита интересов работников в судах, контроль за соблюдением трудового законодательства на местах.

Несмотря на повышение уровня правовой культуры руководителей и самих педагогов, трудовые права работников все еще часто нарушаются. Это показывают как общероссийские и республиканские тематические проверки, так и обращения членов профсоюза.

Поток обращений увеличивается, а ресурсы наши не безграничны. Один юрист в рескоме справиться с растущим объемом обращений не в состоянии. Профсоюзные юристы, на мой взгляд, должны появиться и в профкомах вузов.

Мы с активом обсуждаем вопрос о частичном взимании платы за адвокатские услуги в зависимости от стажа профсоюзного членства. Наверное, это будет более справедливо. Кроме того, мы сможем привлечь дополнительных специалистов для оперативной юридической помощи.

Человек с его успехами и проблемами - высшая ценность нашей организации. Не случайно в отчетный период мы начали реализовывать проект по персонифицированному учету членов профсоюза. Это позволило еще раз вернуться к нашим профсоюзным документам: заявлениям, карточкам учета, спискам, билетам, а главное - провести индивидуальные собеседования с каждым членом профсоюза. Считаю, что такие собеседования должны проводиться во всех организациях планово, их следует включить в циклограмму работы как профкома, так и территориальных организаций, возможно, в период уточнения показателей социального паспорта коллектива (ноябрь) или в декабре, при составлении статистических отчетов.

В отчетном периоде мы также приступили к реализации целевой программы информационного обеспечения деятельности профсоюзных комитетов. Все вузовские, более половины территориальных организаций имеют компьютеры, все теркомы используют электронную почту. ЦК профсоюза открыл страницу нашей организации на своем сайте. Мы размещаем на ней листовки с самой актуальной информацией, которой могут воспользоваться председатели профсоюзных комитетов.

Республиканский комитет активно ищет формы совершенствования финансовой работы, реализуя социальный проект «Методы организационно-финансового укрепления территориальных организаций профсоюза в период финансового кризиса». Территориальные организации численностью от трехсот до тысячи человек перешли на кассовое обслуживание в реском. Инициатива поступила снизу в связи с ростом расходов на ведение расчетного счета в банке. Сейчас таких организаций десять. Деньги на нужды организации председатели получают по пластиковым карточкам. Вместо 24 тысяч рублей в год обслуживание пластиковой карточки стоит 500 рублей. С точки зрения дополнительного функционала это осложнило жизнь специалистов рескома, но с точки зрения экономии финансовых средств это большой плюс.

Упрощенная система налогообложения, на которую перешли организации, тоже позволила сэкономить членские профсоюзные взносы.

По итогам правозащитной деятельности рескома в прошлом году членам профсоюза возращено более 18 миллионов рублей. Это в четыре раза больше, чем получили все профсоюзные структуры на выполнение уставных задач.

Радует, что за эти годы произошло переосмысление роли профсоюза в сознании самих работников. Мы перестали быть «собесом». К нам почти не приходят за путевкой, подарком и материальной помощью. Своими делами мы сумели доказать нашим социальным партнерам и членам профсоюза, что мы ответственный гражданский институт, умеем помогать в решении профессиональных и правовых вопросов.

Мы научились выполнять свои функции в сфере контроля за созданием здоровых и безопасных условий труда, оперативно информируем и разъясняем нормы законодательства, ведем постоянный мониторинг по социально значимым проблемам, осваиваем инновационные формы социальной поддержки членов профсоюза.

Мы сохранили и развиваем оздоровительно-образовательный центр профсоюза, занимаемся, но пока не очень активно, дополнительным пенсионным страхованием, страхованием от несчастных случаев, вплотную подошли к созданию отраслевой кассы взаимопомощи. Нашли свою нишу в реализации приоритетного национального проекта «Образование»: представители профсоюза участвуют в общественной оценке работы педагогов и учреждений, выступают общественными наблюдателями при проведении ЕГЭ. Мы учредили профсоюзные гранты, именные премии, создали республиканский Совет молодых специалистов, реализуем социальные проекты, проводим смотры, конкурсы.

Мы много учимся. Республика участвовала в реализации российско-голландского проекта по подготовке профсоюзных методистов. При помощи нижегородских коллег мы освоили эти методы, и 30 профсоюзных методистов активно их внедряют. В российско-шведском проекте республиканская организация официально не участвует, но профсоюзные кружки у нас работают уже много лет. И миссию профсоюза как правового просветителя мы выполняем не один год.

Традиции профсоюзного актива республики - межреспубликанские турслеты учителей, ежегодные лагерные сборы на Таире. Содержание сборов разное - слет председателей первичек, обучающие семинары, форум лидеров, финалы республиканских конкурсов. Но суть неизменна: подвести итоги сделанного, встретиться с руководством республики и отрасли, обменяться опытом.

Из всего сказанного можно сделать вывод: работали в отчетный период мы не меньше. Для защиты прав и интересов педагогов за 1% членских взносов сделано в десятки раз больше.

Что не получается? Что беспокоит?

Не все работающие в отрасли верят в силу профсоюза, а наши аргументы не всегда убедительны. Резерв роста организации - порядка 300 человек. Все сложнее убеждать студентов-контрактников в необходимости нашей организации.

Не всегда удается сработать на опережение. Беспокоит увеличение объема решаемых профсоюзом задач при ограниченности ресурсов: материальных, кадровых, информационных.

Недостаточная дисциплина и критиканство внутри профсоюзных структур тоже беспокоит. Здоровая товарищеская критика позволяет двигаться вперед, а критиканство разъедает организацию изнутри и авторитета профессиональному союзу не прибавляет.

Хотелось бы большей активности самих членов профсоюза в решении возникающих проблем, большей организованности и самодисциплины среди нас, руководителей. Мы все ждем эффективной работы, но почему-то считаем, что недорабатывает кто-то другой, но не мы.

Беспокоит, что не всегда просчитываются последствия скоропалительных нововведений в отрасли, тревожат проблемы дошкольного образования. В этом году по инициативе профсоюза впервые за 90 лет был организован всероссийский форум по этой проблеме, но положение меняется медленно. Другая проблема - молодежь и мужчины в образовании. Слов о необходимости привлечения новых сил звучит много, но без значимой финансовой поддержки социальный статус учителя не поднять. Отрасли нужен приоритетный национальный проект «Педагогические кадры России». Хочется выразить надежду, что в Год учителя такая программа появится. Есть же хороший пример - реализация национального проекта «Образование». Политическая воля руководства страны позволила оснастить школы новым оборудованием, обеспечить компьютерами и выходом в Интернет, поддержать лидеров, классных руководителей, талантливую молодежь. Но все быть лидерами не могут. Есть очень хорошие учителя, которые любят детей, дают крепкие знания, но лидерами не являются. Таких большинство, и они тоже нуждаются в заботе государства.

Беспокоит, что нет государственного заказа на позитивный образ учителя. В нашей профессии, как и в любой другой, есть случайные люди, но их единицы. Однако пресса и телевидение замечают только таких. Тех, с кого надо брать пример, тысячи, но о них часто забывают.

Сделано много. Но еще больше сделать предстоит. Обстоятельства и условия, в которых мы работали, порою были сильнее наших желаний и возможностей. Нам приходилось идти на компромисс. Однако ни одной принципиальной позиции в интересах работников отрасли и студентов наш профсоюз не сдал. И в этом заслуга тех, кто работает во всех структурах Общероссийского профсоюза образования - от председателя профсоюза до руководителей первичных и территориальных организаций, профсоюзного актива.

Спасибо членам профсоюза за понимание того, что интересы профессии можно отстаивать только вместе. Спасибо вам, коллеги, за совместную результативную общественную работу! Веры нам в великую миссию просветителей, нужность нашей любимой профессии, единство, надежность друг друга и справедливость. И тогда у профсоюза, а значит, и у республиканской организации будут новые результаты!