Невероятно любознательный мальчик интересовался многим, но особо привлекали его небесные светила. Раздвигались горизонты его увлечений, мир становился для него шире, и ему все сильнее хотелось постичь его тайны.

Астрономия стала самым любимым предметом Дмитрия. Он прочитал много книг. Но самой любимой стала книга Бориса Воронцова-Вельяминова «Очерки о Вселенной», которая перевернула жизнь многих мальчишек. Им временами казалось, что они идут не по земле, а шагают по небу, исследуя созвездия за созвездием.

Звездное небо - одна из излюбленных тем поэзии. Невольно вспоминаются строки Федора Тютчева:

Как письмена, мерцают в тверди синей

Плеяды, Вега, Марс и Орион.

Люблю я их теченье над пустыней

И тайный смысл их царственных имен.

Дмитрий, вдохновленный «небесными» пейзажами, тоже стал писать стихи, а потом сочинять и музыку к ним.

Таким разносторонним, начитанным, много знающим одиннадцатилетним мальчиком появился он во Дворце. Впервые участвовал в новогоднем представлении и в тот же день получил приглашение в кружок астрономии и космонавтики. К тому времени Дмитрий так много знал об астрономии, что скоро и сам начал знакомить мальчишек с ее основами. Однажды его послали руководить астрономическим кружком в пионерский лагерь. Сначала подростки с недоверием отнеслись к нему: «Тоже нам руководитель!» Но после одного-двух занятий ребята признали его, и кружок едва вместил всех желающих изучать звездное небо.

Под руководством Дмитрия они с помощью маленького менискового телескопа наблюдали за Меркурием, Венерой, Сатурном, Юпитером и его спутниками, мечтали о межпланетных экспедициях, чтобы ближе познакомиться с таинственными мирами. Ребята ходили за Дмитрием повсюду, им нравилось общаться с ним. Уже тогда мальчик проявлял свои лидерские качества.

Дмитрий блестяще учился. Окончил математическую школу, а в 1982 году - астрономическое отделение физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Перед ним открывалось много путей. Преподаватели видели в нем будущего ученого и предлагали аспирантуру. Он мог пойти в музыкальное училище и стать профессиональным певцом. В школе и в студенчестве Дмитрий был душой компаний - пел (у него замечательный голос), играл на гитаре. Мог бы избрать филологию, философию и тоже преуспел бы в них. И все у него получалось бы на высоком уровне. Однако неожиданно для всех, но не для себя Дмитрий попросился педагогом - руководителем кружка астрономии в родном для него Дворце пионеров и школьников. Мест, к сожалению, не было, и юноша согласился работать почасовиком. Дети тут же полюбили нового преподавателя: с ним было увлекательно, с ним было легко. И случалось даже так, что ребята шли к нему сначала как к хорошему руководителю, а потом на всю жизнь влюблялись в небо.

Прошло всего несколько лет, и Дмитрий возглавил лабораторию физики космоса. И здесь Дмитрий Львович вносит что-то свое. По его инициативе и с его участием ребята вели разнообразные интересные исследования.

Вот что говорит о нем академик Борис Григорьевич Пшеничнер, знающий его еще со студенческих лет:

- Познакомился с ним, когда Дмитрий был студентом. Он произвел впечатление интеллигентного, доброжелательного, благородного юноши. Таким он и остался. Простым, доступным, демократичным. Он одинаков в общении с любыми людьми, будь то академик, доктор наук или простой сотрудник Дворца, ребенок или житель микрорайона, пришедший к нему на прием как к депутату муниципального собрания.

Дмитрий Львович по-прежнему увлекается художественной самодеятельностью. И здесь находят свое применение его тонкий юмор, умение перевоплощаться, придумывать невероятно интересное, увлекать коллег и детей. Он - автор большинства сценариев. До сих пор многие вспоминают его историческую сценку из жизни Галилео Галилея. Он - автор гимна, написанного им к 70-летию Дворца. Его стихотворения вышли отдельной книгой. Вот одно из них:

Я хочу уйти туда -

К одинокому порогу,

Где по темной кромке льда

Поведет меня дорога,

По пригоркам и лесам,

По разжиженному полю.

Для чего я душу сам

Растревожил поневоле?

Там, на краешке земли,

В паутине зимней сонной

Мне откроется вдали

Одинокий хутор скромный,

Покосившийся забор,

Опрокинутое небо

И заснеженный простор,

Где я долго-долго не был.

Одна из главных черт Дмитрий Львовича - надежность, еще обязательность, можно сказать, еще и почти болезненная ответственность за все, что происходит во Дворце.

Дмитрий Львович приучил себя к самодисциплине, к тому, чтобы все обещанное, намеченное им, даже, казалось бы, самое незначительное, выполнить во что бы то ни стало. Есть у Дмитрия особая тетрадь, в которую он записывает, что должен сделать сегодня, завтра, через неделю, через месяц. И потом он специальными значками отмечает, когда выполнено.

В конце 80-х Дмитрия пригласили директором в Дом научно-технического творчества молодежи, который стал филиалом Московского дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах. 15 лет возглавлял он этот, самый современный центр дополнительного образования школьников. Здание это было выстроено в конце восьмидесятых годов ХIХ века на средства П.М.Третьякова для Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых. И вот почти через сто лет оно было возвращено детям. Как-то во Дворец приехал первый секретарь Московского горкома партии Борис Ельцин, он одобрил то, что делается, и решил вернуть это здание, в котором располагался райком партии и комсомола. По инициативе Ельцина, а также президента Академии наук СССР Георгия Марчука оно стало филиалом Дворца.

Дом творчества - это своего рода маленькое государство в государстве (Дворце). Дмитрий Львович участвовал в его строительстве. Теперь это центр научно-технического творчества детей со всей Москвы. Он сотрудничает с разными научными учреждениями: Институтом физики атмосферы имени А.М.Обухова, Институтом геохимии и аналитической химии имени В.И.Вернадского, МГУ имени М.В.Ломоносова, Департаментом образования, эколого-просветительским центром «Заповедники», национальными парками России и другими учреждениями. В Доме творчества несколько направлений: экономика, ландшафтоведение, экология растений, экология человека, сектор земли и космоса, небесная механика.

Здесь ребята занимаются серьезными научными исследованиями. Они создали проект Школы будущего, совершали экспедиции на Урал, Байкал, Алтай, Карелию, участвовали в международных выставках научно-технического творчества молодежи в Бельгии, Мексике, ЮАР и других странах.

Но в начале 90-х прошлого века не только над Домом творчества, но и над всем Дворцом нависла угроза закрытия. Говорили, что он теперь никому не нужен, что организация досуга детей - вчерашний день. И вот-вот недальновидные чиновники и депутаты захватят его помещения. Пришлось сражаться, отстаивать Дворец. Здесь немало усилий приложил и Дмитрий Львович, тогда заместитель директора Дворца. Помогли Департамент образования, влиятельные родители детей, которые в нем занимались.

Сегодня Дворец помогает методическими материалами, советами, а порой и оборудованием другим регионам страны. Несколько лет назад воспитанник Дома научно-технического творчества Михаил Татаринов решил создать астрономический кружок в городе Железнодорожном. Дмитрий Львович помог ему. Постепенно кружок превратился в обсерваторию, где занимался один из лучших коллективов России, стал Центром космического образования. Михаил Татаринов устраивал с детьми веговские чтения, конкурсы, один из них назывался «Космос в искусстве», для детей Московской области. На пике популярности у Центра возникли проблемы. Местные власти пытались закрыть его. Тогда Михаил обратился к академику Борису Пшеничнеру за поддержкой, а тот - к директору Дворца Дмитрию Львовичу с просьбой подписать официальное письмо. Борис Григорьевич почему-то думал, что Монахов не станет этим заниматься, сославшись на сверхзанятость, это было бы весьма уважительной причиной. Но Дмитрий Львович принял самое активное участие в спасении Центра и действительно спас.

Сегодня, когда во Дворце все отлажено, настроено настолько, что, казалось бы, директору остается только дирижировать давно сыгранным оркестром, хорошо знающим свои партии, Дмитрий Львович не дает себе покоя. Он хорошо чувствует, что детям в настоящее время наиболее интересно, в частности, в астрономии, космонавтике. Так возникла идея участвовать в экспериментах на орбите. Было налажено сотрудничество с МГУ, Ракетно-космической корпорацией «Энергия». Борис Пшеничнер - руководитель этой программы, а Дмитрий Львович - сопредседатель. За последние годы на борте МКС и на спутнике «Фотон» наряду со взрослыми реализовывались и детские проекты.

Коллеги и родители воспитанников Дворца уверены, что такое яркое и многообразное творчество в нем связано с именем его директора. В этом и в самом деле проявились и проявляются его качества, свойственные лучшим современным руководителям. Он отличается способностью мыслить критически и логично, умением ставить себя на место других, создавать благоприятную атмосферу для развития способностей детей и самих преподавателей. Ему присущи предвидение и многовидение.