Досье «УГ»

Еще в XVIII веке в Охотске появилась школа мореходов. В 1889 году в Хабаровске отрылось 3-классное училище, где готовили по профессиям: конторский служащий, продавец, портной. В 1910 году при Хабаровском оружейном арсенале было открыто артиллерийское ремесленное училище.

Статфакт

Ежегодная потребность Хабаровского края в рабочих профессиях на 2002-2005 годы более 9 тысяч человек. Наиболее востребованы рабочие кадры в промышленности - 36 процентов от общей потребности, в строительстве - 18, 8 процента, в пищевой промышленности, торговле и бытовом обслуживании - 15,5 процента, в сельском хозяйстве - 6 процентов, в лесной промышленности - 6 процентов.

Сегодня система НПО состоит из 50 образовательных учреждений различных типов. В 44 дневных учебных заведениях НПО (36 ПУ и 8 профессиональных лицеев) Хабаровского края обучаются свыше 18 тысяч человек по 183 профессиям. 5 профучилищ открыты при исправительных учреждениях МВД России, есть 1 спецучилище. В крае работают 10 филиалов ПУ. Общий контингент учащихся НПО - 26 тысяч человек.

... Мое знакомство с Департаментом НПО началось с его руководителя - доктора педагогических наук, первого заместителя министра, члена-корреспондента Академии профессионального образования Федора Евдокимовича Довжко. Убеленный сединами, высокий статный мужчина с громовым властным голосом произвел на меня сильное впечатление. И в который раз заставил признать истину: все зависит от конкретной личности руководителя - может он или нет взвалить на себя ответственность. Федор Евдокимович ответственности не побоялся. Впрочем, и опыта ему не занимать, на Станкостроительном заводе прошел путь от мастера цеха до главного технолога, был директором «Дальреммаша». Департамент НПО возглавляет уже 17 лет. Производство знает досконально и уверен: без достаточного количества квалифицированных рабочих кадров России не стать экономически мощной державой.

- Опытные рабочие в 90-е годы вынуждены были уйти с производства, они либо переквалифицировались, либо пошли торговать на рынок. Те, кто остался, просто постарели, ведь в течение последних 20 лет молодежь почти не приходила на производство, престиж рабочей профессии упал практически до нуля. У нас никто не пропагандирует профессию рабочего. Раньше в школах проводилась профориентация, ученики ходили на предприятия. Сейчас этого нет и в помине. Возрождение профориентации в школах, на мой взгляд, должно начаться с учителей, преподающих технологию, которым необходимо поддерживать тесную связь с профессиональными училищами, используя их производственную базу. Весь мир всерьез занимается профориентацией молодых, у нас же без учета потребностей рынка и школа, и родители считают своей главной задачей подготовку ребенка к вузу. Вот, к примеру, в Англии по школьной успеваемости две трети ребят направляют в профтех и только одну треть - в вузы. В Германии из 800 тысяч выпускников в вузы идут лишь 200 тысяч. У нас же в результате непродуманной образовательной политики, по данным Минтруда, всего 5 процентов квалифицированных рабочих кадров - в промышленности, тогда как в Германии - 56 процентов, в США - 43! И потом, за границей в основном подготовку рабочих берут на себя крупные фирмы. Ни американцы, ни японцы не учат изготавливать промышленную продукцию в учебных мастерских. Ну не может учебное заведение с таким масштабом, как училище, нормально организовать весь цикл производства продукции, в котором сейчас нуждается промышленность. Наш департамент тесно работает с работодателем. Они обеспечивают изучение нового оборудования и новых материалов, на их базе идет повышение квалификации мастеров, там проходят практику наши учащиеся. Кроме того, все программы обучения, сроки проведения практики мы корректируем с учетом мнения работодателей.

- Федор Евдокимович, а как вы относитесь к переходу НПО на региональный уровень?

- Сегодня большинство регионов России нищие, ведь 70 процентов средств у субъектов РФ забирает Москва. Даже наш далеко не бедный край имеет дефицит до полутора миллиардов рублей, представьте, если еще НПО начнет просить денег. Хотелось бы учиться на чужих ошибках, а не на своих собственных. Далеко за отрицательным опытом не надо ходить, рядом Якутия с ее алмазами. Предполагалось, что система НПО Саха (Якутии) сможет безбедно существовать на региональном бюджете: а в результате получилось, что в условиях Крайнего Севера на одного учащегося ПУ приходится лишь 16 тысяч рублей в год, в то время как у нас 38 тысяч рублей. И все равно нам даже этих денег мало. Ведь нужно покупать новую технику для учебных мастерских, материалы. Все это приходится просить у работодателя. В Саха (Якутии) региональных денег хватает лишь на стипендию и зарплату преподавателям, а ведь это богатейшая республика, которая имеет доход на душу населения в три раза больший, чем Хабаровский край. Такой же печальный опыт есть у Челябинской и Томской областей, так что мое мнение - регионам можно отдавать НПО лишь тогда, когда на законодательном уровне система профтеха будет защищена. Иначе регион незаметно заберет причитающиеся начальному профтехобразованию деньги на другие нужды, а Федерация скажет - мы вам ничего не должны, сами разбирайтесь со своими властями. Обо всех этих нюансах, связанных с передачей НПО на региональный уровень, мы не раз говорили бывшему министру образования Владимиру Филиппову.

Хорошо, что губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев - бывший заводчанин, прекрасно знает производство, потому-то он и помогает всегда и во всем системе НПО. Еще одна проблема - это неподготовленность российского работодателя. Он хочет получить сразу готового квалифицированного рабочего, ничего при этом не вкладывая в его подготовку. В подготовку рабочего нужно вкладывать финансовых средств ровно столько, сколько нужно, чтобы он был квалифицированным. Необходимо понимать, что именно промышленность дает стране большую часть налогов. Поэтому нужно выработать такую законодательную базу, чтобы работодателю было выгодно участвовать в социальном партнерстве.

- В каких рабочих профессиях наиболее остро нуждается сегодня Хабаровск, да и весь край?

- Наш край в основном машиностроительный. Кроме того, у нас развита лесная промышленность, рыбная отрасль, металлообработка, мы третий регион России по добыче золота. Нужны рабочие на транспорте - в авиации, на железной дороге, судоходстве, ведь мы центр амурского судоходства. Если же говорить конкретно о профессиях, то промышленность прежде всего нуждается в сварщиках, электромонтерах, монтажниках технологического оборудования, помощниках машиниста локомотива; сфера услуг - в поварах-кондитерах, портных, продавцах.

- Федор Евдокимович, скажите, а как обстоят дела с учебными заведениями НПО у вас в крае?

- Учитывая большую территорию и рассредоточенность населения на ней, мы за последние 10 лет не только не закрыли ни одного профессионального училища, но и умудрились открыть шесть новых училищ и еще 7 филиалов. Конечно, нам пришлось в какой-то степени перепрофилироваться, открыть новые специальности, как это произошло в судостроительном лицее в Комсомольске-на-Амуре. Там появились страховые агенты, коммерсант в промышленности (попросту человек, занимающийся сбытом продукции). Кроме того, все наши училища многопрофильные. Так, в Николаевске-на-Амуре обучаем не только профессиям судостроителей и сборщиков корпусов, но и поваров и строителей. Сейчас особым спросом пользуются такие профессии, как мастер ЖКХ, автомеханик, электрик. Стараемся открывать училища или их филиалы в районах, чтобы ребята не уезжали из родных мест. Особое внимание мы уделяем повышению квалификации преподавателей и мастеров, руководителей профучилищ. Поэтому в структуре нашего департамента особая роль отводится краевому Научно-методическому центру НПО. Его возглавляет Наталья Юрьевна Бурая. За год здесь повышают свою квалификацию более 1100 педработников профессиональных училищ и лицеев Хабаровского края. В нашем научно-методическом центре работают несколько лабораторий. К примеру, лаборатория психологической службы занимается методическим сопровождением социальной и профессиональной адаптации ребят, психолого-педагогическим просвещением преподавателей. Деятельность этой лаборатории очень важна, так как в каждом училище края есть педагог-психолог. Лаборатория научно-методического обеспечения пропагандирует инновационные технологии, активные формы обучения, здесь идет создание банка данных о современных производственных и педагогических технологиях. Кроме того, в центре работают лаборатории образовательных программ, педагогических технологий, гуманитарного и естественно-научного циклов. Одна из самых серьезных проблем нашей системы - кадровая. По сути, преподавателей и мастеров для системы НПО готовят только Нижегородский и Екатеринбургский инженерно-педагогические университеты. Сами понимаете - от нас это очень и очень далеко. Где же нам брать квалифицированные кадры? Кроме того, из-за низкой зарплаты происходит феминизация педколлективов, даже на токарей, фрезеровщиков учат женщины. Почему бы не открыть, предположим, в нашем техническом университете факультеты для подготовки преподавателей ПУ? Еще одна проблема: пока что управление СПО Минобразования России всячески препятствует расширению сети профессиональных лицеев, где ребята могут получать не только начальное, но и среднее техническое образование. Ступенчатая подготовка, рейтинговая система перевода с одного уровня на другой - такой положительный опыт накоплен во многих регионах. Есть он и у нас.

- Федор Евдокимович, не всякая региональная система НПО может похвастать своим Домом техники. Расскажите немного о его работе.

- В этом году Дому техники будет 25 лет. Среди его основных видов деятельности - оказание организационно-методической помощи ПУ в работе по техническому творчеству, организация кружков технического и прикладного искусства, творческих объединений, клубов, проведение краевых конкурсов профессионального мастерства среди учащихся и ИПР, а также территориальных выставок-ярмарок, организация работы краевой постоянно действующей выставки, выездных и персональных выставок. Еще одна задача нашего Дома техники - повышение профессионального мастерства педагогов профучилищ, особенно тех, которые ведут в своих училищах кружки. В Доме техники постоянно проходят краевые конкурсы профессионального мастерства, проводятся выставки-ярмарки сделанной руками ребят продукции, открытые внеклассные мероприятия, выставки, факультативы. В Доме техники идет и профориентационная работа - школьники приходят сюда в кружки, и многие потом выбирают себе рабочую профессию. Так что наш Дом техники - опорное учреждение дополнительного образования всего Дальневосточного округа. Скажем, это все традиционные формы его работы, но вот уже более 5 лет наш ДТ является координатором внедрения в учебный процесс не только информации о новых производственных технологиях в промышленности края, но и организует стажировки мастеров на фирмы для изучения этих технологий, осуществляет мониторинг их внедрения в учебный процесс. А возглавляет Дом техники уже на протяжении многих лет Алла Афанасьевна Калачева, проработавшая в системе НПО более 36 лет.

...После общения с Федором Довжко мне удалось побывать на конкурсе профессионального мастерства в одном из старейших училищ края - хабаровском электротехническом лицее № 7. Ребята из разных городов края - Амурска, Комсомольска-на-Амуре, Бикина - съехались состязаться за звание «Лучший электромонтер». Мальчишки приехали не одни, а со своими мастерами, переживавшими за своих воспитанников во время состязания и морально поддерживавшими своих парней. Лучшим оказался Виталий Рубцов из авиационного лицея Комсомольска-на Амуре.

- Я не жалею, что пошел в профлицей, наоборот, горжусь рабочей профессией. Да и матери, которая воспитывает меня одна, могу помочь уже сейчас - на практике в авиационном объединении платят приличные деньги, - сказал мне парень. - Закончу лицей, пойду туда работать, там, кстати, и коллектив очень хороший, новое оборудование... А потом поступлю в технический университет на заочное отделение, - поделился Виталий своими планами на будущее. А оно у него должно быть хорошим, потому что из тех, кто начинал свой путь в профтехе, вырастают настоящие руководители, знающие производство и ценящие труд рабочего.