Но стоит только взглянуть в иллюминатор, как все мучения забываются: Дальний Восток встречает безумно красивым рассветом, какого не увидишь нигде.

Нигде не увидишь и такой могучей и красивой реки, как Амур. В общемировом рейтинге рек она занимает девятое место по протяженности: «голубая змея» длиной 4444 километра протекает на Дальнем Востоке, в Китае и Монголии. Одна из главных достопримечательностей региона также связана с Амуром. Это 4-километровый железнодорожный мост через реку. Недавно над ним построили автомобильный мост. Теперь каждый может любоваться Амуром в любое время года.

Хабаровский край вообще связан с водой.

Его берега омывают Охотское и Японское моря. Так что жителям не приходится ломать голову, где провести очередной летний отпуск: река и море у них под боком.

Еще одна особенность региона - его протяженность. С севера на юг край простирается почти на 1800 километров. До некоторых территорий есть только один путь - по воздуху. Так, чтобы из Хабаровска добраться до Охотска придется несколько часов трястись в «кукурузнике». А под тобой плещется Охотское море. Да и в самом городе экстрима не меньше. Методисты Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров рассказывали, что зимой там столько снега, что местные жители выкапывают траншеи. Не город, а лабиринт.

Таких поездок - не для слабонервных - у сотрудников краевого Министерства образования и института переподготовки и повышения квалификации в год бывает не меньше десятка. И хотя каждый раз они зарекаются садиться в дребезжащий «кукурузник», по первому зову все равно пускаются в путь. Потому что образование в крае - самая важная социальная сфера.

Территория - 788,6 тыс. кв. км, что составляет 4,5% территории России и 12,7% - Дальневосточного экономического района.

В крае проживает 1425,7 тыс. человек, из них 80,6% - городское население.

В среднем на одном квадратном километре территории проживает 1,8 человека.

Средний возраст жителей края 36,08 лет.

Административный центр - город Хабаровск, население 579,5 тыс. человек.

Система среднего образования - 528 школ:

55 начальных;

65 основных;

339 средних полных;

31 специальная коррекционная;

29 вечерних;

9 негосударственных;

38 детских домов.

Сельские школы составляют 46,2%.

Всего в школах края обучаются 182205 школьников.

Система дошкольного образования - 367:

В детских садах края воспитываются 35522 ребенка.

Система дополнительного образования - 81:

В учреждениях дополнительного образования занимаются 71229 детей.

Количество педагогических кадров, занятых в системе общего образования, составляет около 25 тысяч человек.

Система среднего профессионального образования - 39 ссузов:

студентов - 32526 человек;

преподавателей - 2285;

количество обучающихся на коммерческой основе по сравнению с 1998 годом выросло в 3 раза и составляет 116747 человек;

выпуск специалистов увеличился на 1,5 % и в 2003 году составил 7967 человек.

Система высшего профессионального образования - 30 вузов:

17 государственных высших учебных заведений: 6 университетов, 3 академии, 3 института и 5 филиалов;

13 негосударственных вузов: 7 самостоятельных учебных заведений и 6 филиалов.

обучение осуществляется по 150 специальностям, в том числе по 11 - в негосударственных;

в 2003 году в высшие учебные заведения края по всем формам обучения зачислено 23,7 тысячи человек, что в 2,3 раза больше по сравнению с 1990 годом;

количество студентов, поступивших в вузы на базе среднего профессионального образования, увеличилось в 2,3 раза, на базе начального профессионального образования - на 12,5 %;

по результатам ЕГЭ в 8 вузов края зачислено 3739 человек;

численность студентов вузов всех форм обучения составляет 81,4 тысячи человек;

в 2003 году выпуск специалистов составил 13,5 тысячи человек (в 2002 году - 11,5 тыс. человек, в 2001 году - 10,6, в 2000 году - 8,7, в 1999 году - 7,5 тысячи);

из 91 выпускника, состоящего на 01.01.2003 года на учете в службе занятости населения, 37 получили экономическую или юридическую специальность, что подтверждает имеющееся в крае несоответствие структуры подготовки кадров и потребностей рынка труда. Особенно в крае не хватает специалистов по «Химической биотехнологии», «Морской технике», «Воспроизводству и переработке лесных ресурсов», «Геодезии и землеустройству», «Металлургии, машиностроению и материалообработке», «Культуре и искусству», «Геологии, разведке и разработке полезных ископаемых», «Энергетике, энергетическому машиностроению и электротехнике», «Сфере обслуживания»;

по сравнению с 1990 годом численность профессорско-преподавательского состава увеличилась в 1,2 раза и составляет 4056 штатных преподавателей.