Сложнее, если будущее видится весьма туманным, а предпочтения формируются под чутким руководством родителей, друзей, любимых учителей или случайным образом. Тем более сложно, если учащийся не видит никаких перспектив и некому ему помочь в поиске ориентиров.

Молодые педагоги города Москвы, реализуя направление «Сделай будущее своими руками» в рамках добровольческого проекта «Друг для друга», нередко организуют и проводят занятия по ранней профориентации для воспитанников детских домов и школ-интернатов. Все мастер-классы и акции призваны помочь социальной адаптации ребят. С начала нынешнего учебного года в Центральном округе было проведено несколько встреч представителей Совета молодых педагогов и Молодежного ученического совета с воспитанниками специализированных учебных заведений, каждая из которых оказалась непохожей на предыдущую, необычной и интересной.

Восемнадцатого октября более шестидесяти воспитанников детских домов №70, №29 и школы-интерната №4 пришли в Московский Молодежный театр под руководством заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Спесивцева на спектакль «Сказка ложь, а в ней...». Встреча была организована при поддержке Центрального окружного управления образования. Спектакль в театре В.Спесивцева стал не просто представлением, а живым диалогом, который продолжился за сценой. У участников благотворительной акции появилась уникальная возможность не только встретиться с режиссером, но и ближе познакомиться с ним во время чаепития, а также пообщаться с молодыми актерами, игравшими в спектакле главные роли. Эта встреча стала особенной еще и потому, что воспитанники детских домов увидели на сцене среди артистов таких же ребят, как они, совсем маленьких и еще неопытных, но горящих желанием участвовать в постановках наравне со взрослыми.

Ровно через десять дней после театральной акции в Московском государственном университете технологий и управления прошла не менее яркая и запоминающаяся акция «Сделай будущее своими руками», организованная Советом молодых педагогов Центрального округа совместно со студенческим советом МГУТУ при поддержке Центрального окружного управления образования. Эта акция, направленная на раннюю профориентацию воспитанников школы-интерната №4, стала очередным шагом в реализации добровольческого проекта, который предполагает предметное знакомство ребят с миром разнообразных профессий, начиная с профессии дизайнера или парикмахера и заканчивая такими редкими специальностями, как каскадер или телеведущий.

На этот раз мастер-классы, разработанные преподавателями Московского государственного университета технологий и управления вместе с молодыми педагогами, были посвящены кондитерскому ремеслу, любимому всеми без исключения. С одинаковым увлечением и воспитанники школы-интерната, и начинающие специалисты наблюдали за тем, как ловко ведущие мастер-классов работают с тестом, знакомились с хитростями выпечки обычного хлеба (а таких хитростей оказалось немало!), получали ответы на многочисленные вопросы, которые иногда кажутся слишком простыми, но не всегда находят объяснение в повседневной жизни, например, почему в хлебе при выпечке появляются дырочки.

Благодаря преподавателям, сумевшим провести нестандартные и познавательные занятия, участники акции убедились в том, что всем известный каравай веселее и интереснее делать вместе (тогда он, конечно, выйдет особенно вкусным!). А кроме каравая из теста могут получиться удивительные вещи: цветы, кролики, грибы на поляне и все, что только позволяет себе ваша фантазия. Такая «фигурная лепка» из теста, безусловно, выявила новые таланты участников акции. Воспитанники школы-интерната не только проявили мастерство в овладении умениями пекаря, но и раскрыли незаурядные дарования, придумывая необычные хлебобулочные изделия.

Ребятам удалось поучаствовать в изготовлении всеми любимых лакомств - мармелада и конфет, а также посмотреть на все новым взглядом, глазами мастера и профессионала кулинарного дела. Оказалось, что быть пекарем или кондитером не так-то просто. С удивлением участники акции узнали, что на пути к этим профессиям им необходимо овладеть многими умениями и навыками, получить дополнительные знания по физике и химии (а как иначе научиться управлять технологией производства?). Но главное - заниматься можно весело, принося радость и пользу другим. Заслуженной наградой для воспитанников школы-интерната стало чаепитие, оказавшееся возможным благодаря сделанным ими первым профессиональным шагам.

Молодые педагоги, организаторы акций по ранней профориентации воспитанников детских домов и интернатов, надеются, что приобретение практических трудовых навыков в конечном итоге поможет выпускникам перейти на самостоятельное жизнеобеспечение и организовать новое жизненное пространство. Развитие творческих способностей и креативного мышления ребят, повышение их самооценки и ранняя профориентация - вот лишь некоторые из направлений работы Совета молодых педагогов Центрального округа с воспитанниками детских домов. Безусловно, уже сейчас делается очень многое, но с каждым разом все очевиднее становится необходимость расширения деятельности молодых специалистов, их выхода с новыми интересными проектами на такую непростую и благодарную аудиторию, как учащиеся школ-интернатов.

Мария СКОВОРОДКИНА, учитель русского языка и литературы школы №588