- Реалии сегодняшнего дня требуют рассматривать преемственность в работе детского сада и школы в новом контексте. Ведь цель работы у нас одна - разностороннее развитие детей, которым необходима профессиональная психолого-педагогическая помощь в период адаптации. Начальная школа - тот переходный этап для ребенка, когда, казалось бы, он уже взрослый и имеет достаточную базу для усвоения знаний, но социально он еще не адаптирован. И помочь ему в этом должны прежде всего мы, психологи и педагоги.

Кто-то скажет, что преемственность начинается с посещения дошкольниками курсов для подготовки к школе, когда дошколята сидят за партой 45 минут, учатся читать и писать. Кто-то думает, что достаточно отразить преемственность в посещении дошколятами уроков начальной школы для ознакомления или пригласить на общее родительское собрание в детском саду учителей школы для знакомства с общеобразовательными программами.

Мы много говорим об учебной готовности ребенка к школе, а должны говорить о формировании прочной психологической базы у ребенка дошкольного возраста. Прежде всего о формировании учебной мотивации, развитии эмоционально-волевой сферы, психических функций (внимания, памяти, логического мышления, восприятия, а также зрительно-моторной координации). В дошкольных образовательных учреждениях этим развитием успешно занимаются педагоги-психологи. Задача состоит в том, чтобы не только передать в школу психологически подготовленного ребенка, но и отследить его развитие в освоении учебной деятельности на начальном этапе школьной жизни - в начальной школе, совместно с учителями разработать программу для детей с трудностями в обучении. Педагоги детского сада и учителя начальной школы должны быть соратниками в выстраивании работы с детьми. Вот тут как связующее звено в работе педагогов и психологов детского сада и начальной школы и нужна «Карта развития ребенка-дошкольника».

Эта карта становится документом при приеме ребенка в школу. До нынешнего учебного года мы пользовались картой, разработанной Центром дошкольного детства им. А.В.Запорожца. Анализ этой карты был одним из первичных этапов знакомства учителя с ребенком. Она отражала направления развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении: физическое, социальное, познавательное, художественно-эстетическое и развитие речи. Карта Центра на протяжении десяти лет действовала в дошкольных образовательных учреждениях. Работа с картой представляла уже хорошо организованную систему. Диагностика по этой карте проводилась в детском саду в два этапа. Результатом проведенной диагностики была разработка коррекционной программы для детей с низкими показателями развития. На выходе из детского сада ребенок получал карту развития второго, заключительного, этапа диагностики.

Сегодня мы провели модернизацию «Карты развития ребенка- дошкольника». Потребность в ее изменениях была продиктована пожеланиями учителей школы иметь более информационные первичные данные о ребенке, связанные с учебной деятельностью. Это и есть данные о сформированности психологической базы. Для разработки новой «Карты развития» была создана рабочая группа, куда вошли завучи школ, педагоги-психологи школ и детских садов, методисты-психологи ОМЦ СЗАО, специалисты Управления образования, руководители ПМС центров. Обсуждения по созданию новой психологической «Карты развития ребенка дошкольного возраста» регулярно проводились в структурном подразделении социальной и психологической поддержки ОМЦ СЗАО (руководитель Т.Лопанова). В моделировании системы диагностических процедур карты активное участие приняли методисты-психологи, работающие со школьными образовательными учреждениями. Новая карта психологизирована, в ней максимально учтены запросы педагогов школы.