Статфакт

Деловое администрирование - способность или умение выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Главное в деловом администрировании - научный подход к организации управленческой деятельности. Сегодня мы по вполне объективным причинам говорим об острой необходимости повышения уровня квалификации управленческих кадров. Основа их - вызовы XXI века.

В обыденной жизни категория «деловое администрирование» употребляется достаточно часто. Несмотря на это, смысл и содержание ее размыты, а исчерпывающих официальных дефиниций нет. Традиционно в научных кругах под администрированием понимается бюрократический метод управления посредством командования. То есть в прямом понимании слова «администрирование» - это управление или менеджмент. Но опять же администрирование и менеджмент в России - понятия, которые различаются между собой. Первое применяется у нас, как правило, в отношении властных и государственных структур, а по отношению к частным компаниям применяется слово «менеджмент», которое, безусловно, включает в себя элементы администрирования, но не только.

Нет необходимости подробно характеризовать, как каждый из этих вызовов (будь то угроза глобальной экологической катастрофы, трансформирующее воздействие информатизации на все сферы жизнедеятельности общества или ломающий традиционные представления переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования и обучение в течение всей жизни, требующие в свою очередь инновационных решений) соотносится с возвышением делового администрирования: достаточно лишь отметить, что они тесно увязаны с деятельностью управленческих кадров.

Эти вызовы (иногда их называют угрозами) дают возможность сформулировать и выделить основные направления повышения квалификации управленческих кадров в области образования.

Дискуссии о путях развития нашего образования, видимо, будут продолжаться еще не один год, но нам решать повседневные и перспективные задачи нужно сегодня. И если современный вуз не имеет должным образом проработанной стратегии развития и управления, его перспективы даже на обозримый период весьма туманны.

Не оригинальности, но необходимости ради напомню изречение ныне забытого классика о том, что во всякой школе направленность лекций определяется составом лекторов. Какие бы социальные трансформации ни происходили в обществе, качество нынешнего образования, как и тысячелетия назад, зависит от качества его носителей. Следовательно, как это ни банально звучит, в первую очередь мы должны обращать внимание на тех, кто сеет это разумное, доброе и вечное. Сегодня перед управленцами в сфере образования стоит традиционная задача - научить учителя, но она имеет новые составляющие. Если мы говорим о переходе на двухуровневую систему высшего профессионального образования, то она однозначно влечет за собой реорганизацию учебных планов и программ с пятилетнего на четырехлетний срок обучения и соответствующее сокращение общего количества часов, а значит, и кадров преподавателей. Если мы говорим об информатизации образования, то она предполагает использование новых информационных технологий как в учебном процессе, так и в управлении вуза в целом, а это вполне определенно ставит вопрос об ИКТ-компетенциях и преподавательского состава, и управленческого персонала. И здесь очень остро стоит вопрос о возможной утрате части высококвалифицированных, но не отвечающих требованиям информатизации образования специалистов. Наконец, если мы говорим о едином общеевропейском и - шире - общемировом образовательном пространстве, об отечественном образовании, развивающемся в русле общемировых тенденций, то обязаны обеспечить партнерство с зарубежными вузами, НИЦ и организациями.

Разумеется, природа дает людям разные способности,  какие-то больше подходят для роли управленца, какие-то - меньше. Но, во-первых, это не значит, что такие способности нельзя развить, а во-вторых (и это не менее важно), управленцу кроме общечеловеческих качеств нужно учитывать постоянные изменения внешней и внутренней рыночной ситуации и овладевать новыми знаниями и инструментами для принятия эффективных управленческих решений.

На федеральном уровне система повышения квалификации для среднего звена управленческих кадров вузов включает в себя 7 учебных центров, определенных ФАО в марте этого года. Это Владивостокский, Казанский, Уральский госуниверситеты, Новосибирский гостехуниверситет, Южный федеральный университет, МИСиС и Академия ДПО «Учебный центр подготовки руководителей».

Система повышения квалификации в рамках Департамента образования города Москвы относительно проста. Роль «первой скрипки» принадлежит Московскому институту открытого образования, который делегирует часть своих полномочий в этой области вузам системы столичного образования. Не вторгаясь в полномочия МИОО, остановлюсь на деятельности МГАДА в этом направлении.

В деятельности Академии по повышению квалификации управленческих кадров целесообразно выделить три уровня: внутриакадемический, уровень консорциумов вузов и международный уровень. На первом уровне наибольший интерес представляет деятельность ФПК, так называемые профессорские пятницы, Рождественские чтения, стажировки в других вузах и программа «Два диплома».

Система повышения квалификации и переподготовки кадров стала частью профессионального дополнительного образования, которое предоставляет МГАДА педагогам и руководителям образовательных учреждений начиная с 2002 года. Потребность в дополнительном профессиональном образовании на каждый учебный год определятся координирующей головной организацией Департамента образования города Москвы - Московским институтом открытого образования и учебными округами, прежде всего Зеленоградским округом. Содержание программ курсов было направлено на реализацию городской программы «Столичное образования-5».

В 2008-2009 учебном году повышение квалификации проводилось по 7 образовательным программам в объеме 144 часов:

- «Современные тенденции управления государственными образовательными учреждениями» - удостоверения получили 27 слушателей;

- «Экономика. Экономические проблемы управления» - удостоверения получили 7 педагогов;

- «Научно-методические аспекты преподавания теории вероятностей и математической статистики в общеобразовательной школе» - удостоверения получили 44 педагога;

«Современные методы обучения английскому языку» - удостоверения получили 57 педагогов;

«Современные методы обучения немецкому языку» - удостоверения получили 10 педагогов;

«Экология Москвы и устойчивое развитие» для учителей экологии и естественно-научных дисциплин - удостоверения получили 11 педагогов;

«Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях» - удостоверения выданы 20 специалистам бухгалтерии.

Всего в 2008-2009 учебном году на курсах повышения квалификации обучены 317 слушателей.

В 2009-2010 учебном году планируется повышение квалификации по 9 программам, каждая в объеме 144 часа (за исключением делопроизводства - 72 часа).

Следующее направление - «Профессорские пятницы». Это не профессорские посиделки. Основная их задача - оптимальное использование потенциала научных кадров высшей квалификации в интересах студентов, магистрантов и аспирантов.

«Профессорские пятницы» проводятся в рамках дидактических, деловых, организационно-обучающих, организационно-педагогических, организационно-мыслительных и организационно-деятельностных игр.

Резюмирующий итог «Профессорских пятниц» - формирование инновационных моделей и методик освоения профессиональных знаний студентами, магистрантами, аспирантами, молодыми преподавателями.

Еще одно направление - Рождественские чтения. Они проходят в форме межвузовских видеоконференций по актуальным проблемам совершенствования управления государственными образовательными учреждениями.

В прошлом учебном году большой интерес вызвали проведенные нами в рамках Департамента образования две видеоконференции:

1) «Взаимодействие образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и вузов города Москвы в создании условий для формирования социально ответственной личности» (участники - директора детских домов, школ-интернатов, ученые, преподаватели и студенты вузов ДОгМ);

2) «Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов: опыт и проблемы» (участники - МГПУ, МГППУ, МГПИ, МГАДА, ДОМ).

В этом году в январе в рамках Рождественских чтений мы планируем проведение международной видеоконференции «ИКТ-компетенции в педагогике». Тем более что в системе консорциумов вузов разработаны программы двух уровней по бизнесу и предпринимательству, проблемно ориентированные магистерские программы, концепция Ресурсно-кадрового центра особой экономической зоны.

У МГАДА есть значительный опыт международного сотрудничества в интересах повышения квалификации управленческих работников. Академия с первых лет работы имеет устойчивые связи с университетами, организациями и правительствами других стран. В течение многих лет на базе вуза действовал Центр поддержки бизнеса, спонсируемый Агентством международного развития США. В вузе располагался учебный центр Корпуса мира Соединенных Штатов. Академия участвовала в продвижении проекта Всемирного банка «Деловое развитие предприятий сервиса». Совместно со шведским фондом российско-скандинавского сотрудничества мы разрабатывали проекты создания международной бизнес-школы для подготовки лидеров и топ-менеджеров. В течение многих лет осуществлялось сотрудничество с государственным университетом штата Оклахома по экологическим проектам. Академия выступила соучредителем совместной финско-российской академии дистанционного образования «Телевайз». В настоящее время академия активно сотрудничает с зарубежными университетами по совместным программам обучения Японии (Niigata Sangyo University), Германии (University of Management and Communication), Финляндии (University of Applied Sciences), Великобритании (Cavendish College), США (Tulsa Community College) и другими вузами мира.

В 2004 году академия получила статус присоединившейся организации к программе «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» с основной целью - формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся. Однако сотрудничество оказалось более многогранным, оказав мощную поддержку в языковой подготовке, привлекая студентов к обсуждению актуальных вопросов развития современного общества со своими коллегами из других стран.

Подписанный в начале 2009 года договор о сотрудничестве с компанией StarTravel объединил две организации, занимающие активные лидерские позиции в регионе. Результатом реализованного сотрудничества стали уникальные образовательные программы, действующие во всем мире и членство академии в программе «Work & Travel», дающей возможность прохождения профессиональной практики в США, Германии, Финляндии, Швеции.