Досье «УГ»

Борис ГРЫЗЛОВ, председатель Государственной Думы РФ:

- Модернизация образования входит в число приоритетных задач социально-экономического развития России, ориентированного на инновационный путь. Широкое общественное и экспертное участие в дискуссии позволит нам принимать выверенные решения, которые обеспечат сохранение лучших отечественных традиций и одновременно внедрение новых современных подходов и методик в образовательный процесс. Мы надеемся, что члены ВПС внесут свой вклад в эту работу. Рекомендации, мнение профессионального сообщества будут обязательно востребованы в работе органов государственной власти, в том числе в законотворческой деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Николай БУЛАЕВ, руководитель Федерального агентства по образованию:

- Сегодня ВПС и его региональные отделения принимают самое активное участие в обсуждении Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в совершенствовании государственно-общественных форм управления образованием. Объявление 2010 года Годом учителя - наглядное подтверждение внимания руководства страны к учителю, его проблемам и заботам. Федеральное агентство по образованию поддерживает широкое участие педагогической общественности в деятельности образовательных учреждений, именно поэтому нам представляются важными те конструктивные предложения по дальнейшему совершенствованию отечественной системы образования, которые в дальнейшем будут выработаны ВПС. Год учителя должен стать прорывным в совершенствовании системы российского образования.

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор Московского государственного университета:

- Сегодня уже много сделано для поддержания школы. Но 1990-е годы, когда был нанесен серьезный удар по учительству и школе, не прошли бесследно, школьное образование потеряло довольно много. Задача сегодняшнего времени состоит в том, чтобы, во-первых, наверстать упущенное, во-вторых, не идти в след тому, что нам диктует последовательность событий, а работать на опережение. И главная задача, на мой взгляд, в том, чтобы поднимать уровень подготовки школьников.

Современная наука пошла настолько далеко вперед, что наши эксперты высказывают такое мнение: наше образование отстает на полстолетия или даже на столетие. Недавно в Российской академии наук сделал блестящий доклад один из выдающихся физиков современности, который отметил, что те подходы, которые сейчас существуют, скажем, к преподаванию естествознания, в частности физики, в школе существенно отстают. Казалось бы, что такого? Догоним, напишем новые учебники. Но ведь технологии и экономика не стоят на месте, те страны, которые ставят перед собой задачу занимать передовые рубежи, как раз прорываются на эти новые технологические рубежи. Сделать что-нибудь новое в науке могут только люди, которые подготовлены действительно с азов, со школы к этим современным технологиям, к этой передовой фундаментальной науке.

Из школ сейчас уходит преподавание химии, физики, математики в той или иной мере, все это заменяется новыми, еще не до конца отработанными предметами, например естествознанием. Мне, как математику, понятно, что курсом естествознания химика не приготовишь, так же как не приготовишь и физика. Недавно президент США Обама сделал доклад, который, конечно, популистский, но через слово в этом докладе есть слова о значении математики и естественных наук, потому что Америка, ставя амбициозные задачи по развитию экономики, понимает: многое определяет развитие образования. Школа - это не только обучение, это еще и воспитание, школа - это еще и среда, в которой воспитываются будущие граждане страны.

Не так давно мне выпала честь делать доклад на Совете при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию. Доклад назывался «Наша новая школа». Я рад, что именно на этом заседании после обсуждения вопроса и была принята президентская программа «Наша новая школа». Какие основные тезисы звучали в обсуждениях? Первое - подготовка школьников. Это главное, никогда эта задача не сходила с повестки дня. Второе - это создание комфортной школьной среды для обучения, занятий физкультурой, для отдыха школьников, и к этому нужно стремиться. Это тоже очень важно. Сегодня стоит задача сделать так, чтобы выпускники не только педагогических вузов, но и классических университетов приходили преподавать в российские школы. Тут очень важен вопрос о том, чтобы такая работа была признана госслужбой. До тех пор пока высокой культуры, комфортной среды в школе не будет создано, школа будет страдать. Российский учитель должен быть Учителем. Это было всегда в России, когда считали, что учитель больше чем учитель, что это главный человек на селе, в городе, надо сделать так, чтобы он чувствовал сам себя таким гражданином страны.

Я возглавляю в течение нескольких лет Большое жюри Всероссийского конкурса «Учитель года», считая это для себя честью. Это широкое движение, которое представляет чрезвычайный интерес. Мы видим на конкурсе замечательную учительскую элиту, каждый год я искренне предлагаю лучшим учителям прийти и преподавать в Московском университете имени М.В.Ломоносова, эти люди восхищают меня. Они все могут: образованны, любят школу, любят учеников, создают все что нужно для качественного преподавания. В перерывах между конкурсными испытаниями я всегда разговариваю с этими учителями, и, чего скрывать, многие из них говорят, что в разных регионах их труд оплачивается по-разному. Если в Москве, где правительство многие годы целенаправленно заботится о повышении зарплаты педагогов, сегодня средняя зарплата учителя составляет больше 30 тысяч рублей, то есть регионы, где зарплата учителя составляет около 5 тысяч рублей. Такого разброса, такой разницы в материальном положении учителя не должно быть. Учитель должен быть более защищен. Понятно, что сделать это непросто, понятно, что одно дело - мечтать, другое дело - сделать. Но мы должны идти к этому. Чиновники получают больше учителя, но могу сказать, что работа учителя не менее ответственна, чем у тех, кто принимает решения. Учитель решает, каким будет будущее страны. Разве это менее ответственная работа?

На федеральном уровне сделано для учителя немало, особенно в рамках приоритетного национального проекта, который курировал Дмитрий Анатольевич Медведев. Но это, конечно, только начало, и в рамках реализации идеи «Наша новая школа» все это нужно наращивать. Но о повышении материального обеспечения учителя, конечно, должны прежде всего заботиться местные власти. Москва в этом направлении подает пример многим регионам.

Не могу не сказать, что, к сожалению, у нас в стране наметился существенный разрыв между знаниями школьников и требованиями к абитуриентам, есть вечная проблема поступления после школы в университет. Она была всегда. Отсюда возникло репетиторство, отсюда, кстати, сильно преувеличенная позиция по якобы существующей коррупции, это, конечно, преувеличено для того, чтобы изобрести новые способы поступления. Но тем не менее и сейчас этот разрыв не устранен, и сейчас проблема стоит, и нам всем вместе нужно думать, как сделать, чтобы талантливые ученики попадали туда, куда они стремятся, - в хорошие университеты, достигали вершин. С этой целью я настоятельно просил руководство нашей страны поддержать систему олимпиад. Такая система олимпиад в прошлом году была создана. На первом этапе в 120 олимпиадах участвовали 400 тысяч школьников, почти половина всех выпускников 11-х классов. Победителями стали 21 тысяча, это те, кто поступал с льготами или без экзаменов. Прекрасно, что олимпиады способствуют отбору талантов, это хороший способ заметить таланты. Впрочем, талант могут заметить только учителя, заметить и поддержать, попросить участвовать в олимпиаде, подготовить ученика, держать мониторинг всего того, что происходит. Если мы не будем лелеять таланты, наш уровень будет падать - это известно. Таланты - та вершина, та планка, которая в любой стране поддерживается высшей властью. В этом году олимпиады снова будут работать, их будет 160. Я надеюсь, что множество талантливых школьников будут участвовать в этих олимпиадах.

Не могу не сказать о ЕГЭ. На встрече Президента РФ с пятнадцатью лучшими учителями 2009 года зашел разговор о ЕГЭ по литературе. Но этого просто не может быть! Что ЕГЭ будет определять: читал или не читал выпускник произведения Достоевского?! Я думаю, что итоговая аттестация по литературе должна быть другой, и об этом нужно думать! Конечно, трудно игнорировать тезис о том, что ЕГЭ делает доступным высшее образование для ребят из разных регионов, но всегда нужно думать о том, как сделать лучше, не стоять на том, что решение принято и на этом все закончено.

Очень приятно, что в Москве заботятся о развитии интереса школьников к образованию и науке. На недавний Фестиваль науки в МГУ пришли 200 тысяч московских школьников, которые знакомились с выставкой, слушали лекции, участвовали в различных мероприятиях. Это говорит о том, что наша школа вносит существенный вклад в будущее нашего образования, науки, а в целом - в будущее России.