- Говоря об Общественной палате Москвы по образованию, мы должны понимать, что такие большие, серьезные общественные институты пока еще только формируются и на уровне Российской Федерации, и на уровне Москвы. Конечно, первый срок работы Палаты был для всех сложен, причем даже скажу, что не знаю, для кого он был более сложен - для тех, кто состоял в Палате, или для тех, кто работает в Департаменте образования, потому что впервые была создана такая Палата, и установить правильные взаимоотношения тоже, поверьте, было непросто. После того как я встретилась с советом Палаты, я сказала своим коллегам: «Дорогие друзья, мы недостаточно используем потенциал нашей Общественной палаты по образованию». Считаю, что в этом уже вина не Палаты, а департамента: мы привыкли руководить с помощью других методов - даем поручения, пишем приказы, следим за тем, как все это реализуется, но с общественностью так работать нельзя. Можно с общественностью советоваться, слышать друг друга (это самое главное) и на базе этого уже принимать какие-то решения. Но, на мой взгляд, период становления Палаты прошел довольно спокойно, и сегодня мы понимаем, чем и как нам может помогать такой общественный институт, созданный в городе, как нам дальше развивать взаимодействие. Думаю, что, увидев, как нам нужно быть ближе в решении многих вопросов, новый состав Общественной палаты буквально с первых дней, проанализировав недостатки работы предыдущего состава, поднимет уровень работы с департаментом на новую высоту. Мы открыты к общению, готовы обсуждать любые вопросы, потому что это необходимо для развития столичной системы образования, готовы работать с Общественной палатой еще теснее.

Все члены Палаты работали по-разному в силу разных обстоятельств. Хочу поблагодарить за активное участие в работе Общественной палаты и развитие системы столичного образования членов Палаты первого состава Расима Акчурина, Александра Владимирова, Сергея Атанасяна, Юрия Забродина, Павла Кузьмина, Викторию Молодцову, Игоря Понкина. Я уверена в том, что все хорошее, наработанное членами Общественной палаты первого состава, перейдет в деятельность следующего состава, что мы вместе сделаем новый шаг вперед.

С докладом выступил заместитель ответственного секретаря Палаты, проректор Московского городского педагогического университета Сергей АТАНАСЯН.

- Общественная палата по образованию была создана в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14 марта 2007 года и приступила к работе в октябре 2007 года. 15 членов Общественной палаты были рекомендованы мэром Москвы Юрием Лужковым, 35 членов были избраны на городском собрании родительской общественности.

В октябре мы приступили к работе, и тогда ответственным секретарем Общественной палаты была избрана Ирина Ярчак, но она весной 2009 года по семейным обстоятельствам покинула этот пост, а я, занимавший должность ее заместителя, продолжил работу по руководству Палатой.

Общественная палата по образованию была сформирована для обеспечения взаимодействия москвичей с органами исполнительной власти в целях учета потребностей, интересов жителей столицы при формировании и реализации государственной политики в области образования, а также для осуществления общественного контроля за деятельностью образовательных учреждений системы Департамента образования. После двухлетней работы Палаты москвичам судить, в какой мере мы выполнили свою миссию.

В составе Общественной палаты были 50 членов, которые входили в 7 секций. Первая секция - по этике, регламенту и организации работы, вторая - по проблемам защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса, третья - по вопросам развития институтов гражданского общества и благотворительности в сфере образования, четвертая - по вопросам воспитания, пятая - по вопросам общего и дополнительного образования, шестая - по вопросам профессионального образования, седьмая - по вопросам социально значимой деятельности и трудовой занятости учащихся и молодежи. Все члены Общественной палаты принимали участие в работе секций, некоторые члены Палаты работали даже в нескольких секциях, а вообще надо сказать, что мы работали во взаимодействии не только с Департаментом образования, но и со всеми департаментами и комитетами социального блока Правительства Москвы, было налажено устойчивое взаимодействие с другими общественными советами, созданными органами исполнительной власти столицы.

Какие же проблемы мы обсуждали и какие из этих проблем были для нас наиболее значимыми?

Во-первых, конечно, одной из главных мы считали подготовку кадров. Общественная палата совместно с секцией ректоров вузов городского подчинения Совета ректоров вузов Москвы и Московской области и Центрального федерального округа провела очень важное совместное заседание «Подготовка кадров в условиях двухуровневого высшего профессионального образования». Вообще эта проблема стоит перед нами очень серьезно. Мы все прекрасно знаем, что с 1 сентября 2010 года в соответствии с поправками к закону «Об образовании» все вузы нашей страны должны перейти на двухуровневую систему подготовки кадров (магистратура и бакалавриат), при этом резко меняется вся система высшего образования, резко меняются все подходы к постановке учебно-воспитательного процесса, мы серьезно в высшей школе отходим от тех наработанных нами привычек и форм, и это очень серьезный вопрос. Поэтому это совещание и прошло весьма организованно и с очень большой пользой, потому что все вузы городского подчинения работают по этой проблеме, занимаются разработкой новых основных образовательных программ.

Кроме того, в центре внимания Общественной палаты была организация питания учащихся и воспитанников системы образования. Этот вопрос был вынесен на обсуждение палаты именно Департаментом образования, и мы почувствовали большой интерес этого органа исполнительной власти к нашему новому институту гражданского общества. Были проведены общественные экспертизы приказов Департамента образования о мерах по предупреждению незаконного сбора родительских средств (2007 год), а также экспертиза и обсуждение законопроекта «Об образовании лиц с ограниченными возможностями, мы обсуждали вопросы безопасности обучающихся, защиты прав обучающихся и других участников образовательного процесса, организацию благотворительной деятельности в системе образования Москвы, проблемы организации и проведения ЕГЭ, а также приема в вузы столицы, стратегию развития столичного образования, и в этой связи был проведен анализ состояния столичной системы образования в 2008-2009 году, замечания и предложения были направлены в Правительство Москвы и Департамент образования.

Что касается проблем организации и проведения единого государственного экзамена, то они обсуждались на заседании Общественной палаты, кроме того, работала большая группа наших наблюдателей, которая во время первой волны проведения ЕГЭ была в школах, а точнее в пунктах проведения ЕГЭ. В целом было отмечено, что в Москве ЕГЭ был проведен цивилизованно и никаких существенных отклонений от нормативов по проведению этого экзамена у нас обнаружено не было. Москва в этом плане отличилась еще и тем, что все было сделано организованно и хорошо.

В июне 2009 года было проведено планарное заседание Общественной палаты, на котором мы заслушали годовой отчет о состоянии столичной системы образования, в этом отчете были проанализированы практически все позиции, связанные с работой Департамента образования и в целом всей московской системы образования, были сделаны определенные предложения. Этот отчет в соответствии с регламентом работы Общественной палаты был направлен мэру Москвы Юрию Лужкову, первому заместителю мэра в Правительстве Москвы Людмиле Швецовой, руководителю Департамента образования Ольге Ларионовой и опубликован в «УГ-Москва», а также на сайте Палаты.

Мы рассматривали программу «Столичное образование-5», которая уже действует в Москве, эта программа направлена на улучшение научно-педагогического, научного и материально-технического обеспечения московской системы образования. Мы высказали свои пожелания по этому поводу, все они были переданы разработчикам программы. Рассматривался также проект федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Вообще вопрос государственного образовательного стандарта мы считаем очень серьезным. С 1 сентября 2009 года некоторые школы уже приступили к реализации этого нового стандарта в начальной школе, а с 1 сентября 2010 года все школы России должны перейти на этот новый государственный стандарт. У нас было довольно бурное заседание по этому поводу, были приглашены к разговору разработчики этих стандартов, были высказаны существенные замечания, часть этих замечаний была принята, учтена и реализована разработчиками, считаем, что обсуждение было чрезвычайно полезным. Мы рассматривали проект бюджета Москвы в части образования, но не 2009, а 2008 года. Кроме того, большое внимание Палата уделяла развитию кадетского образования, она провела «круглые столы» по темам «Инновационная стратегия столичного образования», «Проблемы организации благотворительной деятельности в системе образования Москвы», «Пути решения проблем трудоустройства родителей детей-инвалидов и инвалидов - выпускников московских образовательных учреждений». По всем обсуждаемым вопросам Палата направила свои предложения во все органы исполнительной власти.

Мы также принимали участие в работе Гражданского форума, активно сотрудничали с Московским городским советом молодых педагогов.

На сайте Общественной палаты была представлена вся информация о ее работе, все решения и предложения, которые мы вырабатывали. Кстати, на сайте есть страница для тех, кто хочет обратиться в Общественную палату.

Были в нашей работе и недостатки. Я считаю, что потенциал Палаты не был использован в полной мере, думаю, что следующему составу Палаты нужно более активно участвовать в обсуждении актуальных вопросов столичного образования, в работе коллегии и структурных подразделений Департамента образования. Тем более что будущий год - Год учителя.

Надо сказать, что двухлетний период работы Общественной палаты был периодом сложным. Мы все представляем, в какую экономическую яму попала наша страна, и в частности Москва, это, конечно, наложило серьезный отпечаток на всю нашу работу. Например, то, что из Палаты ушла Ирина Ярчак, конечно, связано с тем, что в нынешних экономических условиях человеку уже трудно было совмещать напряженную профессиональную работу с общественной.

К сожалению, не были решены и вопросы технического обеспечения работы Палаты. Да, работал сайт, да, нам выделили хорошее помещение для общественной приемной, но добиться установки в этой приемной действующего телефона мы так и не смогли.

Мы считаем, что необходимо доработать Положение об Общественной палате по образованию, включив в нее, в частности, процедуру исключения фактически неработающих членов и кооптации новых членов. Это достаточно серьезный вопрос, потому что у нас сформировалась определенная активная группа. Мы старались подключить к своей работе и других членов Палаты, но, естественно, не могли серьезно воздействовать на неактивных членов Палаты по той простой причине, что люди очень сильно заняты и им непросто было выделить время на общественную работу.

Отмеченные недостатки в работе Общественной палаты естественны на начальном периоде работы любой организации. Они устранимы, и я уверен, что новый состав Палаты будет способен работать на более высоком уровне.

Мы выражаем искреннюю признательность Людмиле Ивановне Швецовой, которая постоянно курировала нашу деятельность, Ольге Николаевне Ларионовой, без которой деятельность Общественной палаты была бы невозможна, Ларисе Евгеньевне Курнешовой, которая постоянно проявляла внимание и оказывала нам помощь, а также Ирине Александровне Ярчак, которая делала вместе с нами самые трудные шаги по становлению Палаты.

Список кандидатов в состав Общественной палаты по образованию, предложенный мэром Москвы Юрием Лужковым

Марат Аксенов, председатель городского ученического совета по самоуправлению, студент.

Расим Акчурин, член координационного совета по патриотическому воспитанию детей и молодежи Департамента образования, директор Центра военно-патриотического и гражданского воспитания, профессор, генерал-полковник в отставке.

Юрий Баусов, председатель межрегиональной общественной организации «Ассоциация молодежных инвалидных организаций», директор Института гуманитарных технологий Московского городского психолого-педагогического университета.

Олег Беляев, председатель региональной общественной организации «Столичный центр поддержки молодежных инициатив».

Александр Владимиров, председатель Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», профессор, генерал-майор в запасе.

Наталья Владимировская, председатель Благотворительного фонда «Женщины прежде всего».

Зинаида Драгункина, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член Общественного совета Москвы.

Юрий Забродин, вице-президент Федерации психологов образования России, проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета, профессор, доктор психологических наук.

Вера Калгашкина, председатель Совета ветеранов педагогического труда.

Александр Капустин, член правления Ассоциации ученического самоуправления образовательных учреждений, аспирант.

Тамара Карасёва, член Совета по развитию общественного и негосударственного образования, директор негосударственного образовательного учреждения «Школа - детский сад «Юные капитаны».

Любовь Кезина, советник-наставник мэра Москвы, академик Российской академии образования, член президиума Российской академии образования.

Виктория Молодцова, журналист, шеф-редактор московского выпуска «Учительской газеты».

Игорь Понкин, член Общественного консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества», директор Института государственно-конфессиональных отношений и права, доктор юридических наук.

Вячеслав Сивко, президент Фонда Героев, член Общественного совета Москвы, член городского общественного совета при Комитете общественных связей, Герой России, полковник в запасе.

Список кандидатов в новый состав Общественной палаты по образованию, избранных от общественных организаций

Марина Аргунова, директор Центра экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования, кандидат биологических наук.

Сергей Атанасян, председатель Московского отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», проректор Московского городского педагогического университета.

Ирина Васина, сопредседатель городского Совета родительской общественности, председатель Северо-Восточного окружного родительского совета.

Александр Вильсон, президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России (АсНОР), президент образовательного центра «Лицей «Столичный», доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук.

Влада Волохатова, директор санаторного детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №23, кандидат исторических наук.

Алексей Воронцов, заместитель директора школы №1133, директор НОУ «Открытый институт «Развивающее образование», председатель правления международной Ассоциации «Развивающее обучение», кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования.

Альфия Галимова, председатель городского Совета родительской общественности.

Виктор Гаранин, член Совета родителей, имеющих детей-инвалидов, заместитель управляющего делами ОАО «Центр международной торговли», профессор, академик Российской инженерной академии, кандидат технических наук.

Ольга Глазунова, член городского Экспертного совета по проблемам экспериментальной и инновационной деятельности в столичном образовании.

Нина Гусева, председатель городского Совета руководителей государственных дошкольных образовательных учреждений, заведующая детским садом №1781 общеразвивающего вида.

Валентина Дрожжина, председатель Западного окружного родительского совета.

Алжан Жармухамедов, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер РФ по баскетболу, чемпион Олимпийских игр 1972 года, призер Олимпийских игр 1976 года, серебряный призер чемпионата мира 1978 года, чемпион Европы 1967, 1971 и 1979 годов, десятикратный чемпион СССР.

Владимир Извеков, член городского Совета родительской общественности Юго-Западного круга, заместитель председателя городского Совета родительской общественности.

Матильда Комлева, член Совета старейшин Департамента образования.

Елена Королева, член родительского комитета кадетской школы-интерната №7 «Московский казачий кадетский корпус имени М.А.Шолохова».

Сергей Кузин, председатель Московской организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Павел Кузьмин, председатель Совета молодых педагогов при Департаменте образования, заместитель директора Центрального окружного методического центра.

Александр Леонтович, директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского и юношеского творчества, кандидат психологических наук.

Игорь Липский, член Московского бюро социальных педагогов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией социально-педагогических технологий и политики в области воспитания в Государственном НИИ семьи и воспитания Российской академии образования, полковник в отставке.

Андрей Лукутин, президент некоммерческого партнерства «Столичный учитель», победитель Всероссийского и городского конкурсов «Учитель года-2004».

Валентина Мартынова, ученый секретарь НИИ инновационных стратегий развития общего образования, заведующий отделом стратегического развития НИР.

Михаил Мокринский, член Совета директоров государственных образовательных учреждений городского подчинения, директор лицея №1535.

Людмила Мясникова, член Восточного окружного родительского совета.

Нина Овчинникова, директор школы №1411, региональный координатор ПАШ ЮНЕСКО региона «Москва», заслуженный учитель Российской Федерации.

Анатолий Перцев, член Координационного совета Ассоциации организаций негосударственной системы безопасности Москвы, профессор, полковник в отставке.

Константин Петров, председатель Совета директоров государственных образовательных учреждений «Школа здоровья», доктор педагогических наук, профессор.

Дарья Питерская, член городского Совета родительской общественности по дошкольному образованию.

Ольга Роганова, директор Дворца творчества детей и молодежи Восточного округа.

Виктор Рябов, председатель секции ректоров вузов городского подчинения Совета ректоров вузов Москвы, Московской области и Центрального федерального округа, ректор Московского городского педагогического университета, академик Российской академии естественных наук, профессор.

Валентина Сергеева, профессор кафедры педагогики Московского гуманитарного педагогического института, доктор педагогических наук, заслуженный учитель России.

Андрей Савельев, директор педагогического колледжа №1 имени К.Д.Ушинского.

Татьяна Томилина, председатель Северо-Западного окружного родительского совета.

Валерия Тофт, председатель Северного окружного родительского совета.

Яков Турбовской, председатель Академии творческой педагогики, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией «Методологии управляемого образования» Московского центра качества образования.

Людмила Шакирова, член Совета директоров государственных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, директор специальной (коррекционной) школы-интерната №52.

После утверждения состава Общественной палаты по образованию Правительством Москвы и мэром Москвы начнется полноценная работа этого важного органа общественного управления столичной системой образования.