Татьяна СОЛОВЬЕВА, председатель Макарьевской районной организации профсоюза образования, депутат районного собрания:

- Конечно, больше всего людей волнует заработная плата. И у кого педагогам узнать о ситуации с зарплатой, как не у профсоюза? К кому им обращаться за помощью, если не к профсоюзу? Вот и задают вопросы на собраниях - почему за прошедшие два года пенсия увеличивалась четыре раза, а работающие бюджетники никакого повышения не видят? Отчего не произошло так ожидаемого всеми роста зарплаты от введения НСОТ? Некоторое повышение, конечно, исключать нельзя. Но по области оно составило от 2 до 12%, а инфляция - 13%. Поэтому люди продолжают говорить о зарплате и надеются на улучшение.

Второе, что настораживает и волнует работников образования, - это распоряжение о сокращении неэффективных расходов. А что такое неэффективные расходы? Например, наш Макарьевский район на 83% дотационный. Считай, что весь неэффективный. С первого сентября еще три школы закрыты. Над остальными малокомплектными школами тоже висит этот дамоклов меч. Учителя волнуются, поскольку нет уверенности в завтрашнем дне. Закрытие школы - это потеря рабочего места. Конечно, профсоюз старается, если не допустить закрытия, так хотя бы добиться того, чтобы при сокращении права работников не пострадали, чтобы сокращение прошло по закону. В Макарьеве пока есть где трудоустроиться, но уже не по специальности, здесь количество рабочих мест ограничено. Сейчас у нас 16 школ, а двадцать лет назад было 42. Если сокращение и дальше пойдет такими темпами, останется всего три школы. Еще один вопрос подняли учителя: поскольку педагоги в основном пенсионного и предпенсионного возраста, людей беспокоят появившиеся слухи о том, что в 2010 году работающим пенсионерам пенсия или часть пенсии выплачиваться не будет. Дали наказ - узнай у профсоюза, что там и как, правда ли это?

Если говорить о том, как сегодня работается профсоюзному лидеру, то здесь без социального партнерства, а порой и вхождения «во власть» не обойтись. Мне, например, очень помогает работа в районном собрании депутатов. И выдвинуть свою кандидатуру меня не амбиции заставили, а нужда. Думаю, все со мной согласятся: если складываются взаимоотношения профсоюзного лидера с руководителями от образования, то работать легче. Но не всегда так бывает. К нам пришел новый, молодой, прагматичный руководитель, и пока наши взаимоотношения партнерскими назвать сложно. А мне надо защищать интересы людей, и не всегда приходится говорить приятные вещи, пошли разногласия. Что делать? А работа в законодательном собрании позволяет при решении вопросов выходить на первых лиц - это плюс. И главное, владеешь финансовой обстановкой в районе. Знаешь, на что можно рассчитывать, и можешь быть доказательным. Благодаря этому нам удалось погасить большой долг по компенсациям за книгоиздательскую продукцию. Депутатский мандат помогает обращаться за содействием. О ком-то слово замолвить, ветеранам помочь, молодым. А мешает в работе то, что, к сожалению, мы пока не до каждого члена профсоюза доходим. Некоторые не видят или не хотят видеть нашу работу, защитную роль профсоюза. Мешают и журналисты, СМИ. Не всегда они объективны в оценке событий.

Мария ЧЕРНОВА, председатель Нерехтской районной организации профсоюза образования:

- Информирование каждого члена профсоюза - задача решаемая, хотя не простая. У нас в районе действуют профсоюзные кружки - хорошая помощь профлидерам. Но для того чтобы вести эту работу, необходимо найти заинтересованных людей, неравнодушных. Не всегда это получается. Наши учителя - люди занятые. И на работе (порой не одной), и дома... Кто-то, приезжая с совещаний, стремится поделиться со всем коллективом полученной информацией, а кто-то оставит ее при себе, на людей не выйдет. Мы стараемся решать эту проблему, понимая, что своевременное информирование работников не только предотвращает обращения, которых можно избежать, но и просвещает людей, вовлекает их в общие дела. А участие в работе, иногда даже незначительное, - это мотивация профсоюзного членства.

Алла ИЛЬЧЕВСКАЯ, председатель профкома преподавателей и сотрудников Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова:

- Вопрос мотивации - вопрос сложный. К профсоюзам с давних времен привыкли обращаться с вопросом - что я с этого буду иметь? Такое потребительское отношение сразу не искоренить, необходима доказательная и системная работа по мотивации, конкретные дела и примеры. Вот, скажем, коллективный договор. Иногда он играет и отрицательную роль. Приходится слышать такие высказывания: заключает договор профсоюз, а распространяется он на всех, так зачем платить профсоюзные взносы? И здесь требуется не только объяснять работникам, что, да, нормативы распространяются на всех, но члены профсоюза имеют преимущества. Надо работать над коллективным договором совместно с администрацией, чтобы приоритет члена профсоюза был очевиден. Или, например, повышение зарплаты. Здесь тоже все очень не однозначно. Однажды приходит ко мне преподаватель, которая получила грант, и говорит, я, наверное, выйду из профсоюза - слишком большие взносы получились, денег жалко. И многие слышат такое: путевки для детей не нужны - выросли давно или еще не родились, на повышение зарплаты не рассчитываю, уже на пенсии, а 1% жаль, тем более что после вашей профсоюзной борьбы за зарплату или начисление досрочной пенсии сумма взноса увеличилась. И стыдно за таких людей, и обидно становится, но и с ними приходится работать. Мы никого не неволим, но стараемся объяснить, что к чему. Конечно, помогают хорошие, конструктивные взаимоотношения с руководством университета. Мне повезло - как пришла вместе с ректором в КГУ 20 лет назад, так с ним рука об руку и работаем. Такие отношения помогают, в том числе и при мотивации, ведь ни одно решение не принимается без обсуждения и согласования с профсоюзной организацией. Авторитет и возможности профсоюза ощущают все. Приведу один пример. На профсоюзном совещании, посвященном введению новой системы оплаты труда, зал, рассчитанный на 250 мест, был полон, хотя приглашенных делегатов от профсоюза было 150 человек. Пришли те, для кого профсоюзные собрания «в диковинку».

Алла СОКОЛОВА, председатель профкома преподавателей и сотрудников Костромского государственного технологического университета (КГТУ):

- Согласна, что конструктивные, товарищеские отношения с руководством не только большое подспорье в работе профсоюзного лидера, но и необходимое условие продуктивного управления любым учреждением. Алле Дмитриевне повезло, а мне приходится каждый срок своей профсоюзный работы начинать с налаживания взаимоотношений с новым ректором. И не всегда сразу все удается решить. Сейчас, например, у нас опять новый ректор, молодой, авторитарный, и работать с ним непросто. Его любимое выражение: «Ректор сказал, и все!» И на ученом совете можно услышать: «Здесь вам не профсоюзное собрание!» Но находить общий язык нужно. Если не работать в связке с ректором, то лучше уходить сразу. Не нагнетать обстановку, потому что проблем у нас хватает.

Федеральный закон и разграничение бюджетных обязательств поставили работников высшей школы в самое невыгодное положение. Возьмем, к примеру, наш университет. Нет ни одной семьи в городе, которая так или иначе не была бы связана с КГТУ. Кто сам учился в вузе, у кого дети учились или учатся, кто-то в нем работает. Наш вуз готовит кадры, которые востребованы в области, - ювелиров, специалистов по деревообработке, машиностроению и редкой специальности по льну. Все в области связано с нами. Но что происходит? Идем мы, например, к губернатору за помощью и слышим в ответ: рад помочь, готов, но финансовая дисциплина! И остаемся мы один на один со своими проблемами. А ведь профессорско-преподавательский состав - самый незащищенный. Почему?

1. Контрактная система. Что это значит? Даже если ты прошел ученый совет, ректор может не заключить контракт, это его право.

2. Учитель, проработав в школе 5-10 лет, может претендовать на более высокую категорию, а в высшей школе этого нет.

3. Если учитель отрабатывает 18 часов и получает за это зарплату, то за дополнительные часы он получает отдельно. Профессорско-преподавательский состав - нет! Я, например, зав. кафедрой английского языка. У меня 360 часов, так сказать, де-юро, а де-факто было 490, и за 130 я ничего не получила.

Мы во власти ректора. И если нет хороших личных отношений с руководителем, что остается - борьба? А это никому не нужно! Вот и объясняешь, что профсоюз работает «в ваши ворота». Например, рейтинговая система. У нас она развивается хорошо. Но и здесь могут возникнуть проблемы. Говоришь работникам: руководитель за два месяца обязан объяснить, как и почему должна измениться зарплата. На ученом совете при оглашении рейтинга все молчат, а после заседания начинаются разговоры: мы посчитали, вы правы, мы же получим меньше! Или начисление поощрений. Здесь единоличие в принятии решений тоже недопустимо. Хотя по закону ректор вправе сам решать, кому сколько, но при согласовании с коллективом. Есть такая небольшая «пометочка» в документах, которую не все хотят замечать. При начислении стимулирующих у людей возникают вопросы - почему мне три тысячи, а коллегам - двадцать тысяч или десять? Людям нужно объяснить, что, зачем и почему. Кто это должен делать? Тот, кто принимал решение. И если на приказе рядом с подписью ректора не стоит «согласовано» и подпись председателя профкома, могут быть неприятности. Стоит одному подать судебный иск, они начнут расти как снежный ком! Кому это нужно? Ректору? Преподавателю? Профсоюзу? Выходит, что никому. Так что многое в нашей профсоюзной работе, в том числе и по мотивации, зависит от выстроенной системы партнерских отношений с руководством. И здесь навстречу должны идти обе стороны.

Наталья КОРЕГИНА, председатель Костромской городской организации профсоюза образования:

- Вот мы все время говорим - мотивация, стопроцентное членство! Да, численность профсоюзных организаций - боль наших председателей и моя боль, особенно когда подходишь к отчетам. Но выскажу свое мнение, возможно, крамольное: а стоит ли так бороться за стопроцентное членство? Я считаю, что многое зависит от качества, а не от количества. Пусть уж лучше 30% коллектива - члены профсоюза, но активные, неравнодушные, заинтересованные... Может, я и не права, готова поспорить со своими коллегами, чтобы прийти к общему мнению. Но пока считаю, что «загонять» людей в профсоюз, добиваясь стопроцентного членства, и строить на этом профработу не надо.

И еще одна боль - профсоюзный лидер. Правильное выражение было: кадры решают все! Можно уговаривать, мотивировать, но пока в коллективе не появится лидер, способный повести за собой людей, толку от разговоров будет мало. Зачастую причиной снижения численности организации становится именно отсутствие лидера. Быть профсоюзным лидером сложно, и очереди из желающих занять такое «вакантное» место у нас нет. Профсоюзный лидер как начинка в пироге - снизу горячо и сверху давят. Не каждый выдержит такое давление. Сегодня государство испытывает кадровый голод и наш профсоюз тоже. Лидеров надо растить, воспитывать. Учебой профактива здесь не обойдешься, нужна система. Нужна идея, способная объединить людей. Ведь получается, что работа в профсоюзе не престижна и потому уходят наши лидеры в другие структуры. Что делать? Не знаю... Работать!

Мы должны быть максимально информированы, чтобы предупреждать события, а не устранять последствия и объяснять людям, почему профсоюз «не досмотрел». Действовать в рамках закона и быть на голову впереди чиновников, не допускать неправомерных действий. Что у нас получилось с введением новой системы оплаты труда? Бардак! Раньше такие важные нормативные акты разрабатывались и обсуждались на федеральном уровне, работали ученые, экономисты, юристы... А сейчас? Я как посмотрю, что мы, практики - заведующие, директора, председатели, «наклепали» в 142 организациях, сколько времени и сил ушло на переделки, правки и добавления, так страшно становится. И так по всей стране! Необходимо единообразие в основе таких документов, нужны единые базовые оклады. За это надо бороться любыми законными способами. Будут базовые оклады - будет легче объяснить людям, почему в одной области зарплата меньше, а в другой больше. Будет легче работать на региональном уровне и, исходя из финансового положения региона, добиваться достойной зарплаты. Но стартовые условия должны быть едины. Добьется этого профсоюз - будет нам козырь при мотивации. Нужно не зацикливаться на членстве, а работать. И конечно, работать в тесном контакте не только с членами профсоюза, но и с нашими социальными партнерами. И, безусловно, искать, воспитывать лидеров. Потому как лидер - лицо организации, чем выше профессиональные качества лидера, тем выше престиж всей организации. И как следствие - выше численность.

Тамара ЗАМУРАЕВА, председатель Шарьинской районной организации профсоюза образования:

- А я в своей работе вопросам мотивации уделяю большое внимание. Считаю, чем выше численность нашей организации, тем выше у нее ресурс. И финансовый, и лидерский. Поэтому при мотивации использую все доступные средства, начиная с личных взаимоотношений. Стараюсь, что бы каждый лидер первичной организации стал мне другом, стараюсь отблагодарить каждого руководителя, который помогает в работе, наградить, например, грамотой обкома или ЦК профсоюза. Да так, чтобы прошло это не за закрытыми дверями, а прилюдно. Доброе слово в адрес социальных партнеров, сказанное вовремя и к месту, помогает устанавливать доверительные отношения. А еще за 21 год работы в профсоюзе я научилась уважать свой труд, гордиться тем, что я в его рядах, и стараюсь это ощущение перенести на своих лидеров. Я не удерживаю людей в профсоюзе, не уговариваю, я создаю условия для того, чтобы каждый понимал: быть членом профсоюза престижно и... выгодно. А еще научилась отказывать людям, как бы это ни было сложно. Часто мы слышим от председателей: неудобно отказать не члену профсоюза в какой-либо помощи, так как знаем его давно, работаем в одном коллективе и так далее. А мне удобно! Я уважаю свой труд, труд своих коллег и считаю: тот, кто вкладывает, тот и получает.

Еще один важный фактор мотивации - знания, профессионализм и авторитет лидера. Профсоюзный лидер должен быть лидером не только в своей организации, но и в районе, городе, области. И, конечно, без своевременного, оперативного и постоянного информирования членов профсоюза мотивация невозможна. Здесь не обойтись без современных средств связи, без Интернета. Решать эти вопросы, несмотря на финансовые и организационные сложности, необходимо. И решать в первую очередь.

Анна СЕМЕНОВА, председатель Галичской районной организации профсоюза образования:

- Профсоюз использует сегодня все возможные способы мотивации - путевки, льготы, оздоровительные кампании, коллективные договоры, поощрения и благодарности тем, кто вносит вклад в общее дело, своевременное информирование и многое другое. Но главным фактором на сегодняшний день, на мой взгляд, становится правовая поддержка членов профсоюза. Вы сами можете убедиться в том, насколько эффективна с точки зрения мотивации судебная защита. Для учителей даже составление искового заявления работа непростая, а услуги специалистов из юридических консультаций обходятся дорого. На помощь приходят юрисконсульты профсоюза, и люди благодарны за эту помощь. Они понимают, куда идут профсоюзные взносы, и тогда исчезает из череды вопросов тот, обидный - а что делает профсоюз? Поэтому профлидеру необходимы юридические знания, чтобы хотя бы на первом этапе помочь членам профсоюза.

Сегодня идут сокращения, оптимизация, и для того чтобы права учителей не были ущемлены, профсоюз должен оказывать серьезную юридическую поддержку. Мы, учителя, хорошо знаем свои обязанности, что же касается прав, а тем более юридических тонкостей - тут у нас необходимых знаний и опыта нет. И хотя ленинские лозунги ушли в историю и давно потеряли свою популярность, «учиться, учиться и учиться» - это про нас. Профлидеру и профактиву сегодня необходимо обладать комплексом знаний - юридических, экономических, современных PR-технологий и так далее, чтобы эффективно выполнять свои уставные обязанности.

Ольга ВЕРХОВИНСКАЯ, председатель Костромской районной организации профсоюза образования:

- Не могу не согласиться с коллегами, что профсоюзным лидером быть сегодня непросто, особенно неосвобожденным, что на профсоюзную работу не рвутся. Но прошедшие отчеты и выборы в нашем районе показывают неравнодушие людей, осознанный выбор председателей первичек, готовность лидеров к работе и готовность коллективов поддерживать своих председателей. Сменяемость руководителей первичных организаций у нас составила всего 15%. В основном люди работают по 10, 15, а порой и более лет в должности председателя профкома. Но разве это плохо? Как пошутили в одной организации, «у нас не отчетно-выборное, а только отчетное собрание. Мы своего лидера менять не хотим!» О чем это говорит? Об авторитете, профессионализме этих председателей, о доверии к ним. А это дорого стоит. Ведь работать с коллективами сегодня непросто. Взять, например, коллективные действия. Первомай. Порой слышишь: ну куда идти? зачем? неэффективно это! И кому тяжелее всего? Председателю первичной организации. Он с людьми работает напрямую. Все мы люди и все понимаем: 1 мая, огороды и дачи зовут... Председатель на переднем фланге - он не только входит в положение членов профсоюза, но и объясняет действенность таких мероприятий, является примером. И если лидеру верят, если он пользуется авторитетом, то люди идут за ним, понимая, что коллективные действия не дань традиции, а эффективный способ показать всем единство и сплоченность нашей организации. Один в поле не воин. И лидеру, для того чтобы быть доказательным в переговорах с властями, не всегда достаточно знаний и личного авторитета. И ему, и его оппонентам необходимо знать, что он не один, что за ним серьезная поддержка - члены профсоюза! А как, если не коллективными действиями, можно это продемонстрировать?

Конечно, зарплата для работников образования - проблема номер один. Но есть и еще одно - общественное признание нашей профессии. И вот здесь учителя обижаются и на власти, и на СМИ. В День учителя федеральные каналы ни слова в адрес учителей не сказали! Как говорили у нас на собраниях, наверное, надо сказать спасибо уже за то, что Малахов и компания «не прополоскали» наш труд, не очернили профессию учителя, воспитателя или преподавателя вуза. Работники образования надеются, что Год учителя, объявленный президентом, не станет чередой формальных мероприятий, а действительно продемонстрирует внимательное отношение к учительству.