Итак, кто же такие скауты?

Это движение в России зародилось в 1908-1909 годах как патриотическая реакция на поражение в русско-японской войне и было ориентировано правительством на массовую допризывную подготовку сельской (крестьянской) молодежи. Правильность такой ориентации воспитания молодежи подтвердили две мировые войны ХХ века. Но совершенно неожиданно и для царского правительства, и советской власти до 1922 года скаутинг нашел благодатную почву в среде интеллигентной молодежи крупных городов, породил обратную тягу «на природу», трансформировался в четкую внешкольную систему педагогики и вызвал головную боль у властей предержащих, по окончании гражданской войны не знавших, что делать с детской беспризорностью. В поисках выхода было наломано достаточно дров. Казалось бы, начисто разгромленный скаутинг очень четко выявил себя в системе А. Макаренко («Педагогическая поэма») и тимуровцах А. Гайдара (причем оба эти движения идеологическими структурами скорее осуждались, чем приветствовались). И от тимуровцев, ходивших по домам погибших в финскую войну красноармейцев, до «Молодой гвардии» г. Краснодона - один шаг.

После Октябрьской революции понятие «патриотизм» стало бранным словом, его заменили интернационализмом. Скаутские дружины, формировавшиеся на чистом энтузиазме, разогнали, лидеров отправили на Соловки и в Сибирь, а методику использовали в находившихся на государственном субсидировании пионерско-комсомольских структурах, выдав это за большевистское изобретение и растоптав память зачинателей скаутского движения. Но архивные материалы говорят, что еще в 1934 году до 40% пионервожатых первоначальную «закваску» получили в скаутских дружинах.

После 1922 года книги о скаутах не издавались. Поэтому «крупным» источником сведений о них была книга А. Рыбакова «Кортик», вышедшая одновременно с романом «Молодая гвардия», где на трех страницах давалась негативная характеристика скаутов московской школы в Кривоарбатском переулке. И хотя в 1990 году российских скаутов возродили, без государственной поддержки движение не разгорается, а тлеет. До сих пор оно считается каким-то неполноценным, идут разговоры о возрождении пионерско-комсомольских структур. С выходом книги «Скауты России» документально прослежен путь становления и разгрома Петроградско-Ленинградской, Московской и Нижегородской дружин, существовавших в 1909-1926 годах, заимствование пионерами скаутских методик, хроника возрожденного скаутинга за 1990-2001 годы, приведены досье реабилитированных ветеранов.

Готовится еще одно скаутское издание - о российских скаутах-эмигрантах 1920-2000 годов, которое свидетельствует о том, что патриотизм у русских детей воспитывался не только в России, но и за рубежом. И в том национально-православном духе, который мы с трудом пытаемся возродить у себя.