В эти школы направляют на учебу детей, которые долго не посещали школы или отличились отнюдь не благонравным поведением. Можно сказать, что педагоги спецшкол выполняют работу над ошибками своих коллег из массовых школ, которые не смогли или не захотели возиться с этими трудными детьми. Но эти трудные дети, как и их сверстники, имеют право на полноценное образование, имеют и реализуют его при поддержке талантливых и самоотверженных учителей и воспитателей в спецшколах Москвы.

На конференции директора и педагоги этих ОУ обсудили, как наиболее эффективно обучать своих питомцев математике, русскому языку, физике, литературе, как осуществлять компетентностно-деятельностный подход в обучении, управлять системой воспитания, а также реализовывать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в специальной общеобразовательной школе.

Наталья ДОЛГИХ, директор специальной общеобразовательной школы №7:

- В настоящее время государственные образовательные стандарты предполагают формирование предметных информационно-образовательных сред как важнейшего условия на пути к новому качеству образования и воспитания. Но в большинстве школ образовалась мешанина из компьютеров разных поколений и поэтому обладающих разными возможностями. Бурный рост числа электронных образовательных ресурсов, предлагаемых образовательному процессу на дисках и в Интернете, разный уровень технической подготовки учителей, владеющих ИКТ, разный уровень информационно-коммуникационной грамотности учащихся на разных ступенях обучения накладываются на особенности эмоционально-волевой сферы, отношения к труду, мотивации к обучению учащихся с девиантным поведением. В результате вместо реальной помощи учителю и ученику все это усложняет и без того нелегкий процесс обучения.

В нашей школе мы в самом начале диагностируем ученика и выявляем, на что он способен, каковы его возможности, а после этого строим индивидуальные планы работы с ним.

У нас есть несколько кодовых понятий. Одно из них - «созревание», позволяющее определить степень подготовленности учеников к обучению. Созревание бывает разным. Например, два ученика нашей школы - близнецы Саша и Юра Кадышевы - по-разному проявили себя в одинаковых условиях обучения: к началу 9-го класса Саша созрел для работы и учебы, а Юра остался в детстве. Понятно, что все это мы должны учитывать при построении плана индивидуальной работы с братьями.

Светлана Нечаева, руководитель городской экспериментальной площадки, совершенно правильно говорит, что нужна «способность увидеть возможность, а затем превратить ее в реальность!».

Процесс обучения и воспитания сегодня можно определить как целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся в информационно-образовательной среде. Поэтому наша работа в ГЭП по созданию интерактивного учебного пособия, обеспечивающего сопровождение и поддержку ученика при изучении физики, позволяет расширить содержание принципов наглядности, сознательности, трансформируя принцип доступности в принцип соответствия процесса обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

В процессе воспитания и обучения урок приобретает такие формы, как:

- урок, связанный с непосредственным общением учащихся и учителя, где педагог играет доминирующую, направляющую роль при введении школьников в содержание учебного предмета, актуализации их личностного опыта, консультационной (коррекционной) работе в ходе изучения материала, «открытие» знаний и объяснение явлений;

- урок, связанный с непосредственным общением учеников и учителя, где учитель оказывает психолого-педагогическую поддержку познавательной индивидуальной (или групповой) деятельности школьников;

- занятие с виртуальным общением субъектов образовательного процесса, полностью посвященное индивидуальной или групповой самостоятельной познавательной деятельности учеников, предполагающей поиск информации в информационно-образовательном пространстве, изучение письменных источников, выполнение самостоятельных заданий, а также нацеленность на возможность организации деятельности учеников вне класса и даже школы.

Обязательное использование гипертекстов, мультимедиа и медиатеки, энциклопедий помогает нам дополнять традиционные книжные ресурсы, при этом и те и другие входят в информационно-образовательную среду, что позволяет выбирать уровень и глубину изучения материала.

Процесс обучения при этом опирается на интерактивное взаимодействие учащихся и содержания образования, позволяя школьнику осуществлять самоконтроль и самооценку, предотвратить использование учениками малоосмысленной, неосознанной информации и без особого усилия получить ответ на любой вопрос, справиться со слабой способностью к концентрации внимания, недостаточным развитием абстрактных представлений и многим другим. Уже сейчас ясно, что именно воспитание и обучение в информационно-образовательной среде значительно повышают эффективность образования.

Самое главное, что наш эксперимент разрастается. Теперь кроме учителей информатики и физики работают психологи, биологи, учителя математики, социальные педагоги, вовлечены в работу учащиеся разного возраста и даже часть родителей, усиленно ведется работа всех служб над проблемой научения труду, повышения сознания, что необходимо работать, а также выбора учениками профессии, а ведь это очень актуально для внедрения детей в современную микросреду с конвенциональным мышлением и поведением, соответствующим социально-культурным нормам нашего времени.

Анализ результатов работы ГЭП показал, что реализация намеченных мероприятий позволяет достичь таких результатов, как:

- увеличение доли инновационных процессов и числа педагогов-новаторов, улучшающих качество воспитания и обучения;

- обеспечение соответствия уровня профессионализма, современных компетентностей педагогов требованиям социального запроса;

- повышение мотивации труда педагогов;

- создание системы современного методического сопровождения обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся;

- расширение возможности участия общественности в жизни школы.

Мария ЧЕЛНОКОВА, педагог-психолог спецшколы №7:

- В нашей школе обучаются дети со стойким девиантным поведением. В чем проявляется такое поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и как результат - в нарушениях поведения, вместе с тем это неотъемлемая часть развития. Л.Шнейдер утверждает, что на практике мы часто встречаемся не с девиантным поведением, а с поведением детей, которое отвергается взрослыми. Особенно часто это встречается в педагогической практике, в семейном кругу, когда взрослые в отчаянии могут сказать: «Ты что, ненормальный?!»

Ученик зачастую связан с недостаточной успешностью, что ведет к падению мотивации, интереса к учебному предмету в частности и к школе в целом. Такая ситуация создает соответствующую почву для эмоциональных реакций, чувств, переживаний ребенка. Эмоциональный дискомфорт, огорчение, разочарование - вот тот неполный перечень переживаний, с которыми неизбежно сталкивается учащийся с проблемами социализации в школьной жизни. Это в свою очередь может способствовать становлению низкой самооценки, неуверенности в себе, а впоследствии к деформации личности, страдающей конфликтностью, агрессивностью, акцентуализациями характера, девиантным поведением. Возникает вопрос: как научить ребенка преодолевать трудности учения, как развить эмоциональную устойчивость, произвольные познавательные функции, можно ли включить в процесс обучения психологические тренинги внимания, воли, ответственности, самостоятельности, уверенности в себе, инициативы, оптимизма?

На мой взгляд, со всеми задачами успешно справляются интерактивные методы обучения. В переводе с английского интерактивные методы - методы, позволяющие учиться, взаимодействовать между собой, а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог - субъекты процесса обучения, лидеры группы, создатели условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному, новое знание, умение формируются на основе такого опыта.

Доказано, что способность к самостоятельности, самоорганизации, самоактуализации не развивается без мотивационно-смысловой сферы личности учащегося. Здесь в центре внимания ребенка остается способность к порождению новых целей и перестройке мотивов взаимодействия. Мотив как осознанное желание, побуждение к действию, взаимодействию основан на эмоциональном переживании ситуации прошлого, настоящего и будущего; реального и прогнозируемого будущего, построение которого можно и важно развивать в совместной деятельности. Условия совместной деятельности и определяют формирование механизмов саморегуляции, самоопределения и, в конечном счете, самоорганизации. Совместная продуктивная деятельность - наиболее эффективный способ целостного развития личности учащегося с проблемами поведения.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом, соучастником обучающего процесса. Используя эту форму работы, мы учитывали все индивидуальные особенности учащихся:

- личностные качества;

- социальное окружение;

- значимые другие (сверстники);

- тип ситуации;

- самосознание;

- самооценка;

- уверенность в себе;

- установки на позитивное поведение;

- отношение к здоровому образу жизни как к ценностной категории сознания личности на том или ином отрезке жизненного времени (СОВЖ), что предполагает смысловое планирование целей, задач взаимодействия, текущий контроль, обеспечивающий порядок решения поставленных задач; прогнозирование временной перспективы с выделением первостепенных и второстепенных задач; внесение коррекции в ход и результат выполнения поставленных задач, последующее планирование.

Я поддерживаю идею ученых о том, что смысловое планирование и вероятностное прогнозирование - ведущие способы инновационных психолого-педагогических технологий управления смыслами и целями поведения подростка. Особенно важно то, что костяком интерактивных подходов становятся интерактивные упражнения и задания, которые выполняют учащиеся. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Известно, что при обучении человек усваивает 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 90% того, что он сделал сам. На основании этого мы можем сделать вывод, что наша работа была продуктивна.