Среди разделов экспозиции: создание дивизии в Томске, Сталинградская битва, освобождение Украины и Польши, штурм Берлина. Российский фонд мира присудил диплом музею школы № 816 как лауреату Всероссийского конкурса «А мы идем искать ровесников следы». Жюри отметило: «Музей способствует воспитанию нравственности учащихся, патриотизма, чувства ответственности».

История создания музея такова. В беседах с военруком Ф. Зверковым молодой учитель истории Геннадий Хоботов узнал о многих интересных событиях Великой Отечественной войны, услышал имена многих героев. Позже при чтении романа П.Шебунина «Мамаев курган» учитель понял, что имена его героев созвучны с именами, названными Зверковым. Например, Зайцев - Зарцев, Медведев - Медвежанников, Батюк - Братюк. Когда удалось разыскать писателя, тот ответил: «Этот роман написан как дань героизму дивизии!» и сообщил при этом, какие герои и под какими фамилиями выведены. Начались поиски ветеранов: через архив МО СССР удалось получить копии наградных листов, узнать некоторые адреса, началась переписка, в которой приняли участие старшеклассники, найти Героев Советского Союза С. Пшенного и А. Семикова. Большое письмо с документами, стихами прислал пулеметчик Герой Советского Союза гвардии рядовой П. Мостовой, в письме В.Пайгусова был адрес разведчика В. Графчикова, который стал большим другом школы. В 1977 году открылся скромный музей - уголок с первыми экспонатами. На открытии присутствовали 65 ветеранов со всей страны. Опытом работы поделились следопыты из города Славяногорска Донецкой области, прибывшие на праздник и ставшие хорошими друзьями для московских школьников.

Работу в музее ведет штаб «Юный патриот». Существует корреспондентская, поисковая, переписки с ветеранами, оформительская группы, группа экскурсоводов. В штабе 53 человека (каждый восьмой ученик школы), примерно столько же ребят активно помогают работе, более 1000 очаковцев прошли через музей за годы его существования, а он не прекращал деятельности и в трудные 90-е годы, когда закрылись многие музеи. В разные годы штаб возглавляли Татьяна Андросова, Борис Левин, Лариса Ковылина, Ирина Филимонова, Татьяна Маслова, Сергей Павлов, Сергей Горбачев, Настя Николашина, последние 4 года его председатель - Наташа Горюнова. Члены штаба поддерживают связь со школами-побратимами.

Следопыты прошли весь боевой путь 79-й (284) гвардейской дивизии на всей территории СНГ. В Москве в разные годы музей принимал учащихся из Волгограда, Томска, Запорожья, Славяногорска, Касторного, Перми, Одессы, Новой Одессы.

В традициях музея - уроки Мужества, встречи с ветеранами-москвичами. Ежегодно 9 Мая агитбригада школы поздравляет ветеранов стихами, песнями и цветами на Тверской улице, на месте их традиционной встречи, а накануне праздника разлетаются письма с поздравительными открытками в 56 городов. В школьном музее проходят экскурсии, где рассказывают об интересных судьбах многих бойцов. Всего за эти годы проведено 320 экскурсий, на которых побывали около 6000 человек, а экскурсоводы - учащиеся школы (всего подготовлено было 62 человека). Школьный музей поддерживает связь с государственными музеями: «Обороны Москвы», музеем-панорамой «Сталинградская битва», Музеем ВОВ на Поклонной горе. Деятельность ребят отражена в двух книгах «Штаб «ЮП» действует».

Начиная работу на экспериментальной площадке «Социальная инфраструктура детства - воспитательное пространство округа», в школе особое внимание уделяют работе с очевидцами ВОВ - ветеранами, вдовами, детьми. Важной частью экспериментальной площадки стала поисковая деятельность. Ребята ищут очевидцев ВОВ через управу, Совет ветеранов, соседей, добрались до Дома ветеранов кино и уже успели собрать 160 воспоминаний.

В рамках патриотической акции Маршруты памяти «Волжские рубежи» 20 учащихся школы на специальном поезде «Москва - Волгоград - Москва» посетили город-герой в год 65-летия Сталинградской битвы. Ребята увидели в музее-панораме командный пункт В.Чуйкова, фото снайперов дивизии В.Зайцева и В.Медведева, возложили цветы к мемориальным плитам Н.Батюка и И.Шуклина, к братской могиле на Мамаевом кургане, где похоронены более 2000 воинов дивизии.

С гордостью прошли ребята, наследники славы отцов и дедов, по улице комдива Батюка. 79-я (284-я) гвардейская дивизия формировалась в Сибири, и, посетив Томск в 2004 году, ребята ощутили сибирское гостеприимство. С немолодыми уже ветеранами обошли все места расквартирования томской дивизии, побывали в знаменитых кедровниках, добрались до Байкала, видели всю красоту и многообразие нашей Родины.

Ежегодно члены штаба «ЮП» идут в далекие и близкие туристические походы, ребята хорошо подготовлены к походам, вместе с учителем истории П.Головеем они четырежды участвовали в первенстве Москвы, где были одержаны победы в соревнованиях по технике туризма и контрольно-комбинированному маршруту. Более 200 походов совершили ребята из штаба «ЮП», из них 17 многодневных. Походы закаляют характер, походная романтика дает отличные результаты там, где бессильна обычная педагогика. Сколько трудных ребят совсем по-другому раскрылись в походе, заставили уважать себя за свои человеческие, а не только ученические качества.

Активно осуществляется работа в микрорайоне. В 1997 году ребята из штаба провели огромную поисковую работу по истории Очакова в музеях, библиотеках, архивах Москвы, встречались с ветеранами района и под руководством директора музея, заслуженного учителя РФ Геннадия Хоботова, подготовили к выпуску исторический очерк «Очаково», который был выпущен управой «Очаково-Матвеевское» и многократно переиздан. В 2007 году издательский центр «Гранд» выпустил в свет солидную книгу «Версты московские», где в составе авторского коллектива значится и руководитель музея, знающий краевед.

Музей осуществляет тесную связь с ветеранами войны и труда, регулярно приглашая их на традиционные встречи с молодежью 5-6 декабря, 23 Февраля и 9 Мая. Сейчас в школьном музее ученики делают альбом «Чтобы помнили». На стендах - фотографии молодых безусых солдат военного времени, многие не вернулись с войны, но память о них живет в поколениях.

Музей регулярно участвует в конкурсах-смотрах школьных музеев, постоянно побеждая в районе Очаково-Матвеевское и занимая призовые места в Западном округе. Здесь господствует свободное творчество, настоящий демократизм, гуманизм взрослого и ребенка. В условиях поддержки и заботы ребенок поднимается на большую высоту взаимодействия и сотрудничества со взрослыми. Постепенно формируется жизненная позиция, отношение к Родине, обществу, людям, природе, к самому себе, ребенок занимает свое место в системе ценностных отношений к миру.

Окружающие люди очень влияют на формирование человека, и когда дети встречаются с ветеранами - героями войны, это оказывает на них огромное воздействие. Ребята по письмам и по музейным стендам познакомились с людьми, с которых можно делать жизнь. Это автоматчик рядовой А.Шиманский из Санкт-Петербурга, военный врач С.Чуканцева из Иркутска, командир взвода Ф.Горовенко из Белой Церкви (Украина), И.Мучкин из Челябинска и И.Байбаков из Томска, семьи которых получили похоронки, а солдаты выжили. Похороненный заживо, но выбравшийся из могилы Г.Сосновский из Минска (Белоруссия), кавалер трех орденов Славы А.Когутенко из г. Королева, москвичи-«сталинградцы» В.Графчиков, В.Горюнов, И.Игнатов - о каждом из них написаны рефераты и очерки, а можно написать и книгу, только издать не на что (кстати, уже три года лежит без движения рукопись «Касторное в огне» - 199 страниц о боях дивизии на Курской земле). Великолепен пример жизни «сталинградца», пулеметчика из Перми, Аркадия Шаньгина, который потерял зрение в 1942 году, но не потерял интереса к жизни - стал учителем истории, руководителем туристической станции, совершил с ребятами более 600 туристических походов (в том числе и совместные с 816-й) в 1977, 1982, 1992, 1999 годах. Встречи с героями оказали, без сомнения, огромное влияние на молодые души «штабистов».

Многие дети, работая в музее, предстают с совершенно другой стороны: с трудом отвечающий урок ученик живо и увлекательно ведет экскурсию, подготовленную самостоятельно. Школа №816, ведя работу по военно-патриотическому воспитанию, часто проводит встречи для ветеранов, торжественно отмечает памятные исторические даты. Ребята в эти дни преображаются: украшают зал, музей, готовят литературно-музыкальные композиции, заботятся о праздничном столе для ветеранов, строго следят за своим поведением и внешним видом. Как радостно учителям школы видеть своих ребят подтянутыми, волнующимися, в костюмах, отглаженных белоснежных рубашках и сопереживающих рассказам ветеранов. Одна такая встреча прошла в очередную годовщину Сталинградской битвы. Весь 9-й «Б» класс принял участие в подготовке концерта для ветеранов. Виктор Березкин, в обычной школьной жизни доставляющий немало хлопот, играл на гитаре, пел песни военных лет, читал стихи, да так, что после каждого его выступления ветераны живо аплодировали. Ученики 9-го «А» класса Марина Лёвина и 9-го «В» Олег Иляшенко, не входящие в штаб, сами попросили разрешения принять участие в выступлении. И это вызвало радость педагогов, ведь эта искренность - маленький шаг к взрослению, возможность отличиться в хороших делах.