- Эмма Файзиевна, известно, что реском профсоюза образования очень серьезное внимание уделяет информационной работе.

- Действительно, она была и остается важнейшим, я бы сказала, даже главным направлением профсоюзной работы. Почему главным? Потому что только информированные, знающие свои права, грамотные люди могут отстаивать свои интересы. Такие люди в организации делают саму организацию сильной и действенной. Поэтому наша главная задача - предложить профсоюзную информацию, доступную, понятную, полезную людям.

- Обычно информацией называют сведения о том, чем занимаются профсоюзы. Вы это имеете в виду?

- И это тоже. Потому что если люди не знают, чем занята организация, ее выборные органы, создается мнение о бездеятельности профсоюза. Поэтому регулярное информирование членов профсоюза о работе рескома, райкомов, первичек - это, что называется, классика жанра. Другое дело - очень часто эта информация преподносится скучно, казенно, формально, и от этого она, на мой взгляд, может приносить скорее вред, чем пользу. Форма и содержание материала должны быть адекватны ожиданиям людей. В нашем профсоюзе - учителя, преподаватели вузов, студенты, поэтому мы одни из первых начали использовать современные возможности, электронные СМИ, Интернет как средство коммуникации и информирования.

- А технически это для профсоюза возможно?

- У рескома профсоюза налажена электронная связь со всеми территориальными организациями. Наш сайт работает с 2001 года, за это время мы его несколько раз модернизировали. Могу сказать, что он широко востребован не только среди членов профсоюза образования и не только в республике.

В конце марта в Уфе состоялся очередной слет руководителей профсоюзных кружков. Так все ситуационные задачи, связанные с новой системой оплаты труда, которые мы рассматривали в кружках, были взяты из гостевой книги нашего сайта. К слову сказать, по вопросам НСОТ мы ведем общий раздел в Интернете совместно с Министерством образования РБ. Это удобно и более продуктивно.

Гостевая книга позволяет ускорить получение консультаций от специалистов рескома профсоюза. Вопросы, которые в ней появляются, служат своего рода индикатором проблем в учреждениях образования. Группируя вопросы, мы видим тенденцию и можем своевременно разрешать проблемы. Например, при переходе на НСОТ работникам порой «забывали» установить повышающие коэффициенты. Совместно с Министерством образования РБ мы направили в территории письмо об обязательности этих выплат.

- Вы упомянули профсоюзные кружки. Как они работают?

- Вы знаете, это очень интересная форма работы. Профсоюз образования перенял этот опыт у шведских коллег. Кроме того, мы изучали голландский опыт по использованию активных форм обучения в профсоюзе. Соединили. В итоге получили собственный вариант, который, как нам кажется, позволяет перейти от скучных собраний и нудных докладов к дискуссиям, «круглым столам», мастер-классам, тренингам, деловым и ролевым играм. Кружки базируются на опыте самих участников. Плюсом является также работа в малых группах, подбор целевой аудитории. Ну и, конечно, прикладная направленность приобретаемых знаний.

- А в чем прикладной характер?

- Например, профсоюзные кружки «Рассчитай свою зарплату». Мы проводим их дифференцированно для разных групп - для обслуживающего персонала и педагогических работников. Люди не только просчитывают свою зарплату. Заодно они узнают структуру заработной платы, осознают, как они могут влиять на ее величину, проверяют правильность начисления и, главное, сами, обнаружив нарушения, могут вмешаться в ситуацию.

В частности, занятия в кружках позволили работникам обнаруживать факты недоплаты им за работу во вредных условиях, в ночное время и добиваться их устранения. Это материальная сторона дела. Но, кроме того, у людей формируется способность отстаивать свои права, самостоятельно решать свои проблемы, растет чувство самоуважения.

Мы ежегодно проводим конкурс на лучшую разработку профсоюзного кружка. Учреждены призы. Ежегодно мы видим, как быстро меняющаяся жизнь определяет выбор тем для кружковых занятий. Так что мы ожидаем дальнейшего развития этой формы работы.