Статфакт

Отраслевые территориальные соглашения действуют во всех городах и районах республики, коллективные договоры заключены в 98,6% учреждений.

В общей сложности в коллективных договорах и территориальных соглашениях предусмотрено более 70 дополнительных льгот и гарантий для работников образования, в коллективных договорах вузов их более 80.

По настоянию профсоюзов МРОТ в республике увеличен с 1 июля 2008 года до 3500 рублей, в то время как по федеральному законодательству он составлял 2300 рублей.

По вопросам соблюдения законодательства по оплате труда за последние три года проведены проверки в 182 учреждениях образования 23 районов и городов Башкортостана. Результативность проверок составила около 10 миллионов рублей.

По вопросам перехода на НСОТ в 28 районах республики проведены семинары с руководителями учреждений образования и профсоюзных организаций (более 5 тысяч участников).

- Одна из главных уставных задач профсоюза - повышение уровня жизни работников образования. Пути решения этой задачи разнообразны: увеличение размера оплаты труда, расширение социальных гарантий работников через различные государственные программы, социальное партнерство на всех уровнях. В Башкортостане социальное партнерство в системе образования включает республиканское отраслевое соглашение, территориальные соглашения в городах и районах, коллективные договоры в учреждениях.

В конце марта вопрос о выполнении республиканского отраслевого соглашения на 2006-2008 годы рассматривался на совместном заседании коллегии Министерства образования РБ и президиума рескома профсоюза. Как показало обсуждение, колдоговорное регулирование социально-трудовых отношений способствует безусловному выполнению предусмотренных законодательством гарантий работников, а также расширению этих гарантий.

Очень важно, что в республике своевременно, в размерах не ниже чем в федеральных учреждениях, производилось повышение оплаты труда. К 2008 году зарплата в образовании по сравнению с 2004 годом увеличилась в 2,4 раза. Этому способствовало и то, что реском профсоюза последовательно добивался формирования 25-процентного надтарифного фонда в полном объеме, своевременной индексации зарплаты (только в 2008 году она проводилась дважды), сохранения всех действовавших до вступления в силу 122-го федерального закона доплат и надбавок.

Так, проектом бюджета на 2005 год не предусматривались ассигнования на выплату повышенных на 25% ставок (окладов) специалистам сельской местности. Только благодаря настойчивости рескома профсоюза, который провел большую работу с Правительством РБ и Минфином РБ, в бюджете республики на 2005 год удалось сохранить повышенные ставки и оклады сельских специалистов. Это положение закреплено в законе Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года №238-з «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках».

Реском профсоюза добился включения вознаграждения за классное руководство в состав заработной платы учителя, в том числе оно учитывается при расчете отпускных. Удалось также добиться распространения 14-процентной индексации не только на ставку зарплаты, что было предусмотрено нормативными документами, а на весь фонд оплаты труда. От этого изменения работники образования лишь за один месяц получили в сумме около 100 миллионов рублей дополнительно.

При решении социальных вопросов реском профсоюза активно взаимодействовал не только с Министерством образования РБ, но и с Министерством финансов РБ, Министерством труда и социальной защиты населения РБ, обращался с письмами к главам администраций городов и районов, проводил мониторинг изменений условий оплаты труда работников, настаивая на исполнении норм закона. Мы оказывали влияние на эти вопросы при участии в подготовке нормативных актов, их экспертизе, внесении предложений профсоюзной стороны.

Наиболее интенсивная, напряженная и значимая работа, конечно, связана с переходом на новую систему оплаты труда. В результате конструктивного диалога с нашими социальными партнерами удалось уйти от многих негативных моментов, которые были в первоначальном варианте предложенной модели НСОТ и ущемляли интересы работников образования.

Все замечания и предложения рескома профсоюза были учтены. В частности, сохранены все ранее действующие выплаты: за специфику работы, работу во вредных условиях труда в размере 15%, в ночное время - в размере 50%, сохранены доплаты за работу, не входящую в должностные обязанности работников. Не менее важно, что утверждены базовые ставки и оклады, единые для образовательных учреждений всей республики. Установлен повышающий коэффициент к ставкам молодых специалистов, сама базовая единица увеличена с 1550 до 2000 рублей.

Специалистами рескома профсоюза разработаны и направлены в учреждения образования образцы локальных нормативных актов: положения об оплате труда, о порядке установления стимулирующих выплат и премировании, оказании материальной помощи, материалы для профсоюзных кружков по теме «Заработная плата. Как она формируется при новой системе оплаты труда и как ее рассчитать» (для педагогических работников и отдельно - для обслуживающего персонала).

Так совпало, что с сентября 2008 года школы республики перешли на подушевое финансирование, с января 2009 года в учреждениях введена НСОТ, и в это же время изменился минимальный размер оплаты труда (4330 рублей). С учетом экономической ситуации в стране внедрение этих новшеств усложнилось. Поэтому сейчас мы совместно с Министерством образования РБ проводим комплексный мониторинг. Процесс перехода на НСОТ не завершен, поэтому рано говорить об окончательных результатах.

Хотя в целом оплата труда выросла на 20%, уровень средней зарплаты работников образования все еще остается низким, поэтому работа по ее повышению, расширению прав и гарантий работников по-прежнему остается главной задачей профсоюза.