- Светлана Николаевна, с каким настроением вы встречаете начало отчетно-выборной кампании?

- Прошедшие пять лет не были простыми. Начался этот период в пору относительной стабильности, а нынешний финансово-экономический кризис, разумеется, коснулся и работников образования. Эти процессы, конечно, отразились и на результатах работы профсоюзных организаций.

Среди серьезных проблем, которыми занимался профсоюз образования, могу назвать работу над проектом закона об автономных учреждениях. Вы знаете, что сегодня активно предлагается переход образовательных учреждений в форму автономных. Профсоюз внес существенные поправки, расширяющие полномочия и роль трудовых коллективов при изменении организационно-правовой формы учреждений. Кроме того, серьезное внимание уделялось процессу перехода системы образования на новые экономические механизмы, подушевое финансирование и новую систему оплаты труда.

Мы совместно с Министерством образования республики, Министерством финансов, Министерством социального развития очень активно работали в комиссиях по подготовке нормативной базы. Наше участие в определенной мере содействовало тому, что в республике принято, на наш взгляд, неплохое Положение об оплате труда. Другое дело, что заложенные в документах принципы пока не работают в полной мере: бюджет не обеспечивает в полном объеме предусмотренные стимулирующие выплаты. Нас не может не тревожить тот факт, что совпадение во времени перехода на подушевое финансирование и новую систему оплаты труда привело к некоторым издержкам, особенно при оптимизации сети учреждений и штатов. Встречаются случаи нарушения норм трудового законодательства, затрагивающие права и гарантии работников. Поэтому мы совместно с Министерством образования осуществляем еженедельный мониторинг перехода на новую систему оплаты труда, занимаемся всеми обнаруженными нарушениями.

Среди положительных моментов этого периода - восстановление прав сельских учителей на коммунальные льготы в полном объеме. В этом вопросе сработала вся структура профсоюза от первичного звена до рескома и Центрального комитета.

Можно привести очень много примеров, когда мы отстояли интересы конкретных людей при обращении в суд, в досудебном порядке. Собственно, в этом и состоит наша главная задача - не оставлять человека один на один со своими проблемами, а помочь в их решении. Поэтому настрой, с которым профсоюз идет на выборы, можно назвать рабочим.

- И все же раскройте секрет: почему ваш профсоюз является самым массовым и востребованным? Как вам удается добиваться столь высокого уровня профсоюзного членства?

- Спасибо за такую оценку. Во-первых, в силу своей профессиональной принадлежности члены нашего профсоюза достаточно активны, понимают, что объединение дает им возможность коллективной защиты своих интересов. Во-вторых, надеюсь, что реальные результаты наших общих усилий тоже работают на авторитет организации. Ну и, конечно, у нас очень хорошие профсоюзные кадры и актив. Поэтому если можно сказать добрые слова об учительском профсоюзе, то основанием для них будут наши общие дела.

Впрочем, не хотела бы упрощенно говорить на эту тему. Нередко профсоюз отождествляют только с путевками, подарками, иными благами. Раз есть такое понимание профсоюза, значит, нам еще есть над чем работать, значит, сегодняшняя мотивированность недостаточна. Мы много бываем на встречах с членами профсоюза, хотя у нас более 3,5 тысячи первичек. Выслушиваем мнения, спорим, нередко меняем свое видение тех или иных проблем. Словом, организация находится в развитии, и это обнадеживает.

- А какова ситуация с кадрами? Какую-то часть руководителей на местах вы хотели бы заменить?

- Я не могу так ставить вопрос. Если мы начнем диктовать: изберите того, голосуйте за этого, получится фальшь. Выбор остается за людьми. Управлять административными методами легче, но не значит - лучше. Если где-то избрали человека случайного, это выбор членов профсоюза, их ответственность. Наша задача - научить грамотно работать любого, кого избрали люди. Другое дело, что человек может быть компетентным, но равнодушным, неактивным, не осознающим своей роли. Нередко по такому человеку судят и о профсоюзе в целом. Поэтому в профсоюзном активе хотелось бы видеть людей с активной позицией, а не просто функционеров.

- Ваша организация из года в год становится победителем конкурса Федерации профсоюзов Республики Башкортостан по правозащитной работе. У вас сильные юристы или активно работают комиссии по трудовым спорам?

- С учетом специфики отрасли, где в основном небольшие коллективы, комиссии по трудовым спорам у нас не так востребованы. Мы делаем ставку на профессиональных юристов и компетентную правовую службу. В штате рескома профсоюза два юриста, создана внештатная правовая инспекция - 87 человек. Это люди, которые работают в территориальных организациях на общественных началах. Мы очень ценим этот актив, много занимаемся их обучением, информационно-методическим сопровождением их работы. В целом можно сказать, что правовая служба республиканской организации - это слаженная профессиональная команда. Мы не проиграли ни одного дела, защищая интересы работников в судах, а этих дел сотни.

То, что у нас есть внештатная правовая инспекция, позволяет вести правозащитную работу системно. Если возникает какая-либо проблема в учреждениях, она, как правило, типична для всех учреждений и организаций. Поэтому мы подключаем к ее решению правовых инспекторов по всей республике. Например, были проведены республиканские тематические проверки по оформлению трудовых договоров, трудовых книжек работников и другие.

В этих вопросах нет мелочей. Ведь, допустим, от неправильного наименования должности или учреждения в трудовой книжке педагога зависит его завтрашняя пенсия по выслуге лет. Или, например, сегодняшний день связан с процессами оптимизации сети учреждений и штатов. Звучит красиво, а на деле это сокращение людей. Хотя причины этих процессов объективно назрели для отрасли, когда дело касается каждого конкретного человека, это всегда боль, сознание несправедливости, отчаяние. Поэтому нам важно, чтобы все процедуры проводились только с полным соблюдением норм закона.

Добиться этого на практике сложно. Ведь мы не можем сказать, что все профкомы абсолютно правильно умеют выражать мотивированное мнение. Мы учимся и этому. Ну и, конечно, очень важна правовая грамотность самих работников, руководителей учреждений образования. Мы много работаем для правового просвещения учителей, студентов. Этому способствуют и профсоюзные кружки в учреждениях образования. Наши информационные материалы востребованы.

- Светлана Николаевна, изменилось ли что-нибудь к лучшему после введения новой системы оплаты труда работников образования?

- Мы поддержали переход на НСОТ, подписав договоренности о 30-процентном повышении фонда оплаты труда для стимулирующих надбавок. Однако в силу названных причин эти деньги в полном объеме сегодня не выделены. Мы рассчитываем, что в бюджете 2010 года средства будут заложены в полном объеме. В целом же по итогам I квартала зарплата выросла у всех категорий работников, рост составил от 10 до 29 процентов. Есть разница в оплате труда между самими учреждениями образования. Это связано и с численностью детей, и со штатами. Очень многое легло на директоров, на органы управления образованием. Страх не уложиться в выделенные средства нередко порождает желание сэкономить, отсюда нередки нарушения интересов работников. Или неправильное толкование понятия «стимулирующие выплаты». Раз стимулирующие - значит они не обязательны. Так иногда рассуждают неопытные директора и идут на нарушения.

Нередко на обстановку влияют чисто технические моменты. Например, есть районы, где приняты неудобные для работников расчетные листки, в них неясно представлена структура зарплаты. Люди нервничают, выражают недовольство. И они правы. Профсоюзные комитеты должны отстаивать интересы работников. Словом, об окончательных результатах НСОТ говорить еще рано.

- В эти годы реализовывались национальные проекты, в том числе «Образование» и «Жилье». Удалось ли их использовать в интересах учителей?

- Действительно, эти программы работают в отрасли. В первую очередь, конечно, проект «Образование». Реском профсоюза участвует в работе комиссий по реализации ПНПО. Мы также участвовали в разработке республиканской программы «Педагогические кадры» и в установлении принципа распределения санаторных путевок педагогам. Через территориальные соглашения мы добиваемся, чтобы социальные гарантии работников образования соблюдались, например, чтобы молодые специалисты получали предусмотренные программой подъемные.

Гораздо сложнее с решением жилищной проблемы. В программе «Педагогические кадры» деньги на эти цели не заложены. Ипотека для нас недоступна. Социальное жилье тоже не для учительства. Поэтому мы ставим такую задачу: отследить долю участия работников образования в действующих федеральных и республиканских программах и максимально использовать выделяемые бюджетом средства для учителей, включаться в эти программы. Ведь логично, что, скажем, в программе развития села будет представлен и сельский учитель. Мы не можем сказать, что ничего не делается. Например, в прошлом году более 500 человек получили субсидии на строительство жилья. Выделяется жилье учителям в Уфе, Стерлитамаке, Белорецке, Ишимбае. Но 11 тысяч человек нуждаются в жилье, и это требует более системного решения проблемы.

- Вернемся к внутрисоюзным вопросам. Вы проводите массу различных семинаров для обучения актива, кадров. Не лучше ли использовать в этих целях возможности Института повышения квалификации профсоюзных кадров и Института социальных технологий?

- Конечно, мы много внимания уделяем обучению. В территориальных организациях работают постоянно действующие семинары для профсоюзного актива. Мы ежегодно собираем слеты председателей первичек, руководителей профсоюзных кружков. Ежегодно проводим обучение внештатных правовых инспекторов труда, внештатных технических инспекторов. У нас работает Клуб молодых учителей. Боюсь, что созданную нами систему обучения одни сторонние организации не обеспечат теми знаниями и методиками, которые отличают учительский профсоюз, скажем, от профсоюза работников АПК. В каждой отрасли есть особенности применения законодательства. Норма закона одна, а подзаконных актов множество. Наши юристы, профессиональные модераторы учитывают всю специфику отрасли, потребности членов нашего профсоюза. Даже в самой организации, например, действуют секции вузовских работников и работников дошкольных учреждений, потому что специфика их работы разная.

В то же время мы активно взаимодействуем с учебными заведениями республики, страны. В свое время мы сотрудничали с Санкт-Петербургским Гуманитарным университетом профсоюзов, постоянно приглашаем на семинары преподавателей Академии управления при президенте республики. Ряд семинаров проводим с помощью специалистов аппарата Федерации профсоюзов РБ и Института повышения квалификации профсоюзных кадров.

- Светлана Николаевна, если через 5 лет вы снова будете давать интервью, о чем вы хотели бы тогда рассказать?

- Я бы хотела сказать, что Башкирская республиканская организация профсоюза работников образования - стабильная, сильная, результативная организация. Что коллективными усилиями мы сохранили государственную систему образования, стабильные профессиональные кадры, хорошую российскую школу. Что последовательно в активном социальном диалоге с властью, работодателями усиливаем социальную защищенность работников образования. И представить итоги работы.