Еще в 1939 году на улице со знаковым названием Ткацкая открылось училище, где готовили специалистов для текстильной промышленности. Надо сказать, уровень их подготовки уже в те годы был настолько высок, что сюда приезжали учиться из славного города Иванова, столицы ткацкого дела. С самого начала руководители училища решили: чтобы быть лидерами, нужно идти, опережая время, учить так, чтобы быть на голову выше своих конкурентов. Поэтому те, кто заканчивал ПТУ, фактически имели подготовку выпускников техникума. Этот подход оправдал себя и спустя десятилетия, когда училище стало колледжем, а затем доросло до уровня высшего учебного заведения. Теперь здесь готовят «штучный товар» - мастеров эксклюзива, за которыми в очередь выстраиваются работодатели со всей страны.

- Специальность, которую дают в школе, одна - декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, - рассказывает Энесса ВОРОНЕЦКАЯ, заслуженный учитель РФ, заместитель директора МШХР, - а специализаций много: художественная вышивка, роспись по ткани, металлу и папье-маше, ювелирное искусство... Есть даже такая экзотическая, как изготовление музыкальных инструментов. Надо сказать, что специалистов по художественной вышивке с высшим образованием сейчас у нас не готовит никто. Но даже когда мы еще работали в среднем звене, наших выпускников охотно брали к себе работать ведущие модельеры страны - Зайцев, Юдашкин и многие другие. Вернее, очень хотели взять, но мы старались не отдавать их. Может, это и нескромно, но подготовленные нами профессионалы - птицы более высокого полета. Это не банальные исполнители чьих-то заказов - это творцы, художники-мастера. Их потенциал гораздо выше, чем пошив платьев для супермоделей.

- На самом деле, если уж говорить о спросе на наших выпускников, нужно понимать: творчество далеко не всегда востребовано на рынке, - присоединяется Юлия СОЛТАНОВА, завкафедрой художественной росписи тканей. - На рынке требуются в основном исполнители, ремесленники, пусть даже и высокого уровня. Мы же стараемся готовить специалистов, способных создавать свое, а не копировать чужое. Мои воспитанники могут впоследствии найти себя в чем-то другом, нежели в росписи ткани, но работают ли они в полиграфии, рекламе или расписывают керамику, главное - они остаются художниками с большой буквы.

- А кого среди них больше - мальчиков или девочек?

- Есть распространенное заблуждение, будто девочки - натуры менее творческие, чем мальчики, которым гораздо легче выдать что-нибудь нестандартное, неординарное. Лично я на своем опыте убеждаюсь, что это не так, все зависит от того, насколько мы способны развить в детях природные задатки, поощрить стремление воплотить свои фантазии в деле. У нас творцов много. Но есть некоторые закономерности. Например, росписью по ткани в основном больше занимаются женщины, а мужчинам ближе ювелирное искусство.

- Зато мы на вышивку мальчиков стараемся не принимать, поскольку специфика нашей деятельности особая, - вступает в разговор Татьяна БУРМИСТРОВА, завкафедрой художественной вышивки и дизайна. - Здесь нужна женская усидчивость, кропотливость. Слабый пол изначально более склонен к рукоделию. А для сильного более понятно и интересно ювелирное дело. Это требует как минимум элементарной физической силы, ведь приходится работать на различных станках, производить различные операции от куска металла до готового изделия. Это своего рода синтез микроминиатюры и слесарного дела.

Ювелиры - все-таки лирики, а не физики, в свою очередь считает декан отделения твердых материалов, росписи на папье-маше и ювелирного искусства Надежда СЕВРЮКОВА. Да, педагоги способны развить природное чувство ритма, цвета, гармонии, чувство прекрасного. Но стремление приобщиться к прекрасному должно быть внутренней потребностью. Поэтому также важно, как часто наши дети ходят на выставки станковой живописи, художественного искусства и другие.

При защите дипломов обычно совмещают сразу несколько экзаменов - например, художественную вышивку или роспись по ткани с ювелирным искусством. Ведь очень важно уметь видеть все в гармонии друг с другом (например, какие украшения подойдут к этому платью) и уметь создавать эту гармонию.

Профессиональные ювелиры умеют работать с самыми различными материалами - как с драгоценными металлами и камнями, так и с кожей, пластмассой, деревом, костью. Но это потом. А сначала они «тренируются» с латунью, нейзильбером и мельхиором. Но прежде чем начать создавать что-либо на практике, необходимо пройти курс теории. Для этого им необходимы такие предметы, как мастерство, композиция и, естественно, черчение. Ребята должны научиться использовать цветовую гамму и различные виды орнаментов, уметь составить проект будущего изделия и защитить его. Очень важный предмет - скульптура, ведь в ювелирном искусстве крайне необходимо умение создавать барельефные, объемные изображения.

Сегодня ювелир никак не может работать без целого набора специальных инструментов, особых станков (часто необходимых для совершения одной-единственной операции), измерительных приборов. Но можно не беспокоиться: перед поступлением все это покупать не нужно, на время обучения школа выделяет своим подопечным инструменты для работы в мастерских. А домашние задания по изготовлению ювелирных изделий не предусмотрены. Впрочем, многие из тех, кто избрал профессию ювелира, начинают практиковать задолго до окончания школы, параллельно закупая все необходимое оборудование в специализированных магазинах. Словом, можно быть абсолютно уверенным - без работы они никогда не останутся.

Высшая задача преподавателей, работающих здесь, не только в том, чтобы дать своим воспитанникам навыки мастерства. Главное, чтобы они смогли передать полученные знания и умения другому поколению. Для этого здесь преподают педагогику и методику. Ребята, окончившие Московскую школу художественных ремесел, - это готовые кадры для художественных студий и лабораторий, домов творчества, профильных классов школ и т.д. Кстати, более половины тех, кто сейчас здесь работает, - выпускники МШХР.

- Конечно же, в большинстве своем все, что делают наши ребята, находится в пределах определенной ниши традиционного искусства, - считает Григорий ЦВЕТКОВ, преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства, художественной росписи металла и папье-маше, в прошлом - тоже выпускник школы. - Ведь творчество невозможно без освоения опыта прошлых поколений. Но с каждым разом границы этой ниши раздвигаются. И мы стараемся подвести своих воспитанников к тому, чтобы они смогли выйти за рамки традиций, найти свой путь, открыть новые направления в декоративно-прикладном искусстве. Могу с гордостью сказать: выпускные работы наших студентов - единственные в своем роде. Поэтому мы храним их в нашем музее. Наверное, можно было бы их выгодно продать, но выгода здесь весьма призрачная. Ведь, продавая, мы теряем гораздо больше, чем приобретаем, - уникальный опыт, наработки нескольких лет усиленного труда и творческого поиска.

...Кстати, именно поэтому мне не разрешили фотографировать в музее при Высшей школе прикладного искусства - для этого необходимо письменное разрешение тех, кто создавал эти шедевры. Авторское право здесь уважают, потому что знают, как труден поиск уникального и неповторимого.