Исходя из многолетнего опыта организации и проведения окружного этапа городского фестиваля «Юные Таланты Московии» мы убедились, что, по сути, он стал конкурсом с жесткой системой отбора сценических постановок профессионального уровня. В нем отсутствует градация по уровню исполнительского мастерства, условиям, опыту и целям работы объединения, что оставляет за бортом конкурса множество коллективов школьных кружков, студий, возглавляемых предметниками-энтузиастами, пока еще слабо разбирающимися в законах театрального искусства и не имеющими даже элементарной театральной материально-технической базы. Мнение М.Вишницкой, много лет руководящей театральным коллективом школы №167: «...пусть в конкурсе побеждает сильнейший. И все же главное для нас - участие, общение, обмен мнениями, постоянные выступления на разных сценических площадках. Ведь каждая постановка - огромный труд детей и их руководителей, а показываем мы свои работы очень мало, потому что негде».

В то же время окружное театрально-образовательное пространство представляет собой целую палитру самобытных коллективов, которые на протяжении многих лет представляют свои творческие работы: постановки, направленные на сплочение коллектива, в которых принимает участие весь класс; спектакли, театрализованные представления, литературно-музыкальные монтажи. Все это работы, в которых каждый раз участвует новый состав детей, скорее драматизации и потому не могут быть конкурентоспособными в условиях фестиваля. Однако именно эти формы работы, охватывают максимальное количество детей и наиболее успешно реализуют на практике воспитательную и развивающую задачи обучения. Контингент детей в них также очень разнообразен. Существуют кружки, базирующиеся на учениках, посещающих ГПД, учениках отдельно взятой школьной ступени (начальная школа); общешкольные театры, где театральная педагогика используется как средство освоения материала гуманитарных предметов на факультативных занятиях; театры-студии и театральные школы с преподаванием ряда специальных дисциплин и репертуарной программой.

Все это множество разноуровневых коллективов формирует художественный вкус населения нашего округа и заслуживает как внимания, так и действенной поддержки. Часть педагогов, ставя перед собой не образовательные задачи в сфере театрально-исполнительского искусства, а просветительско-воспитательные, отказываются участвовать в конкурсе, понимая, что согласно критериям фестиваля их коллективы никогда не смогут стать лауреатами. Возникла потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной педагогики в целях доступности широкому кругу педагогов, особенно начинающих свою педагогическую деятельность, работающих на эффективное гармоничное развитие личности каждого ребенка.

Временные рамки, предлагаемые сегодня, - это еще одна непреодолимая преграда на пути участников, преодолеть ее может только репертуарный спектакль. Самодеятельные коллективы ежегодно теряют часть детей - уходят выпускники и одиннадцатиклассники, не успевающие совмещать учебу, подготовку к вступительным экзаменам и творческий досуг, требующий больших временных затрат. В результате ежегодно в коллективе происходит движение, труппа обновляется, меняется ее половозрастная структура, что требует от руководителя выбора нового драматургического материала. Таким образом, чаще всего создание спектакля происходит за один учебный год, причем в сентябре налаживается график занятий, уточняется состав труппы, происходит поиск и обсуждение литературного материала. Реально работа по подготовке спектакля начинается в октябре, поэтому премьера может состояться не ранее, чем в конце третьей четверти, то есть в конце марта. А если учесть массовые эпидемии зимнего периода, то выпуск спектакля может быть задержан и до апреля. Педагог Нина Калинина, которая 23 года отдала именно театральной педагогике, убеждена, что «конец учебного года - финал фестиваля» и это самое разумное и необходимое требование школьных театров, поскольку они наиболее зависимы от работы школы, на базе которой работают. Именно постановка спектаклей - наиболее востребованное направление работы с детьми и юношеством, таково мнение по результатам опроса, проведенного нами среди школьников - участников фестиваля этого года и их руководителей. «Эта работа имеет завершение, и дети видят результат», - убежден Е.Богатых (школа №643 и ЦО №1409).

Поэтому мы выступаем с инициативой учреждения окружным управлением образования фестиваля «Открытый театр» как самостоятельного направления в рамках «Северных созвездий». Это позволит расширить сферу работы Управления образования САО, объединит все формы образовательных и вневедомственных учреждений округа, будет способствовать консолидации муниципальных районов.

В случае присвоения ему общегородского статуса в нем смогут принять участие все желающие коллективы Москвы, что обогатит творческую палитру фестиваля САО и позволит его участникам более полно ознакомиться с современными направлениями работы детского театрального творчества. В названии «Открытый театр» мы подчеркиваем его демократичность, поскольку основную его задачу видим в выявлении, поддержке и помощи в развитии любого творческого коллектива (как нового, так и давно существующего) независимо от его статуса и типа ОУ, на базе которого он существует. Фестиваль станет также средством сплочения семей, поскольку предлагает содержательный досуг и формирует его организованную социальную активность.

В рамках фестиваля возможен внутренний конкурс, в том числе и отбор на фестиваль «Юные таланты Московии», мы предполагаем увеличение методической работы с педагогами - руководителями коллективов, в том числе семинары и конференции с привлечением специалистов.

Приоритетные направления фестивальной работы:

формирование эстетических ценностей и толерантности у детей и юношества САО;

создание единой художественно-творческой среды, позволяющей раскрывать и поддерживать талантливых детей и педагогов;

просветительская работа, в том числе методическая помощь педагогам, обмен опытом, поддержка молодых специалистов;

тесное сотрудничество с профессиональными театрами, консультации, посещение репетиций, выступление на профессиональной сцене, участие одаренных детей в спектаклях.

Так в чем нуждается сегодня театр, где играют дети? На этот вопрос Елена Васильевна Коломенская, педагог школы №236, десять лет возглавляющая работу школьного театрального коллектива, отвечает так: «Необходимы многоплановая поддержка администрации школы, окружного управления образования и других властных структур; своевременное поощрение и награждение детских работ; продуманная, четкая организация показательных выступлений».

Школьный театр уже около 500 лет привлекает в свои ряды все новых последователей - как детей, так и педагогов. Так почему же сегодня он так остро нуждается в помощи? Россия - преемница СССР, - видимо, недостаточно хорошо освоила богатейший опыт, накопленный в советский период, когда самодеятельность, в том числе и театральная, не только была востребована, но и инициировалась государственной политикой (проводились всероссийские смотры, организовывались гастроли для их победителей). «Финансирование и создание дополнительных ставок» - вот единственный путь для сохранения и развития «Школьного театра» в целом, утверждает педагог высшей категории, режиссер с 26-летним стажем работы Ольга Мороз.

Д.Бабаянц, О.Крамаренко

От редакции

А что по этому поводу думаете вы, наши читатели? Выскажите свое мнение! Ждем откликов!