Несмотря на то что в 1971 году Татьяна Николаевна окончила свою 838-ю школу на «отлично» по многим дисциплинам, перспективе стать учителем-предметником она предпочла начальную школу. И вот уже молоденькая выпускница МГПИ им. Ленина с волнением и радостью приняла своих первых учеников.

- Кажется, что это было вчера, - вспоминает Татьяна Николаевна. - Выбор был сделан не зря, ведь все начинается с начальной школы. Важно с первых дней привить ребенку интерес к знаниям, и тогда его дальнейшее путешествие по миру школьных наук будет захватывающим и полезным.

Моя профессия мне дает энергию, силы, задор, - продолжает учительница. - Я получаю удовлетворение в работе от воплощения собственных идей и замыслов.

...После звонка с последнего урока ее уютный светлый класс пустеет. Теперь Татьяна Николаевна в другой ипостаси - завуч, тактично наставляющая начинающего учителя. В начальной школе, которую Кулакова возглавляет, много молодых специалистов. И она щедро делится с ними своими знаниями и опытом.

Учителя, не отказавшегося ради должности от руководства классом и от полноценной, активной работы с детьми, ценят ученики, родители, коллеги.

- Татьяна Николаевна - заслуженный учитель РФ, член аттестационной комиссии Южного округа, - рассказывает о своем заместителе директор школы Наталья Михарева. - Она глубоко знает свой предмет и прекрасно владеет методикой. Дети тянутся к ней. Надо сказать, что у нас очень сильные учителя начальных классов, поэтому не случайно в этом году наша школа стала экспериментальной площадкой для новых стандартов образования в начальной школе.

Таких педагогов, как Татьяна Николаевна, называют завучем у учительского стола.

- Мне интересно делать открытия, - бережно перекладывая ученические тетрадки, говорит она. - Порой планируешь урок провести по одной схеме, но возникает с детьми доверительный диалог - и начинаешь импровизировать. Конечно, такое получается не сразу, только к концу первого, второго класса. В четвертом классе все мои задумки уже в них. Мы понимаем друг друга. Это и есть педагогика сотрудничества.

Татьяна Николаевна говорит, что в 574-й школе нет учителей, которые бы после звонка спешили домой. Они продолжают общаться со своими учениками, стараются помочь им не путем назидания, а совместно находя решение возникших проблем, организуется помощь между детьми.

Мы говорим с ней о важности воспитания в детях доброты и сострадания. К сожалению, сегодня из-за стремления родителей к финансовому благополучию в некоторых семьях мало уделяется внимания детям, констатирует педагог. Образовавшуюся нишу, увы, заполняет телевидение. Поэтому если проблемы взаимоотношений в ученическом коллективе раньше возникали в 6-7-х классах, теперь они остро стоят уже в начальной школе.

Как они решаются в ее 4-м «Б»?

- Мне повезло с родителями учеников. У нас очень активный и неравнодушный родительский комитет во главе с моей главной помощницей - Ольгой Чепелюк, - рассказывает учительница. - С первого класса мы с родителями поставили перед собой задачу: школа и семья - одно целое, а помощь пап и мам нам должна быть не только материальная (через фонд «Просвещение»), но и моральная. Таким образом, у нас сформировался не только дружный ученический коллектив, но и родительский. А способствовали этому, главным образом, досуговые мероприятия. С первого класса мы ввели традиционные праздники, например День именинника. Родители сами пишут сценарии, готовят костюмы, пекут торты. Ни один праздник еще не был похож на другой. Путешествие в сказку или «расследование» Шерлока Холмса с интереснейшими заданиями. В таких мероприятиях с радостью участвуют все дети, даже те ребята, у которых трудности в воспитании, не остаются в стороне. Они участвуют в соревнованиях, учатся работать в команде, уступать и договариваться друг с другом. Это своеобразная психотерапия. Большую помощь родители нам оказывают и в организации экскурсий. Мы бываем в интереснейших уголках Москвы.

Пользуясь случаем, я попросила свою собеседницу, как завуча начальной школы, рассказать о новых стандартах образования, у истоков которых выпала честь стоять 574-й. Известно, что с 1 сентября включились в этот эксперимент 120 школ столицы, 17 из них - в Южном округе. В этой работе задействован также и 1-й «Б» класс (Ирины Каплуновой) из 574-й.

Как пояснила Татьяна Николаевна, стандарты так называемого второго поколения - это новые подходы к обучению детей. Здесь на первое место выходят предметные компетентности (универсальные действия), социальный опыт, личностные результаты учащихся. Каждое занятие должно стать площадкой деятельности каждого ученика. В школьном расписании наряду с классическими учебными предметами важное место займет физическое, трудовое и эстетическое воспитание. Учитель новой формации обязан научить детей думать, мыслить, рассуждать, доказывать, обосновывать свою точку зрения, искать истину и не бояться делать ошибки.

Конечно, новые стандарты школьного образования прежде всего потребуют изменения сознания самого учителя и технологии работы. Учителя экспериментальных школ Южного округа, пройдя специальную подготовку, к этому готовы. В свою очередь начальник Управления образования ЮАО Нина Минько пообещала поставить в школы-экспериментаторы округа мобильные компьютерные классы.

Татьяна Николаевна Кулакова уверена, что ее маленькие ученики вырастут всесторонне развитыми и гармоничными личностями. И она со своими коллегами, как всегда, готова принять в этом самое горячее и искреннее участие.