Наша встреча с ними началась весело - со спектакля «Колобок», в котором участвовали все (кроме младенцев, конечно) дети из семейных детских садов. Спектакль яркий, веселый, интересный. Сразу возник вопрос: кто и когда поставил этот музыкальный спектакль, неужели с этим справились родители? Однако нам объяснили: детей из семейных детских садов родители-воспитатели приводят на музыкальные, спортивные, игровые и развивающие занятия в базовый детский сад: в штатном расписании предусмотрены дополнительные единицы. Детскому саду хорошо и семьям тоже хорошо: дети привыкают жить в коллективе, развивают свои способности, растут общительными, смелыми. Кстати, в штатном расписании предусмотрены ставки педагога-психолога, социального педагога, старшей медицинской сестры. А ставку воспитателя в каждом семейном детском саду занимает, конечно, мама, хотя в Центральном округе есть и другие прецеденты, когда воспитателем может быть и папа.

У воспитателя семейного детского сада дел хватает, но он не одинок, ему помогают с информацией по содержанию занятий и организации работы, оказывают информационно-методическую поддержку, вот и получается, что в семейном детском саду идет воспитательно-образовательный процесс при помощи личностно ориентированного подхода с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это только кажется, что в семье все дети одинаковы, каждый - личность, имеющая свои особенности, и для полноценного развития воспитатель должен это учитывать.

Базовый детский сад оказывает детям систематическую психолого-педагогическую помощь, решает вместе с семьей задачи языкового и коммуникативного развития (помогая личностному развитию и социализации ребенка, формированию и коррекции внутрисемейных отношений, социализации и интеграции родителей-воспитателей с педагогическим коллективом ДОУ), развития основных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, театральной). Родители могут рассчитывать на то, что с их детьми будет работать логопедическая служба, что социально-психологическая служба будет вести с детьми диагностическую, прогностическую, коррекционно-реабилитационную деятельность, проводить развивающие игры и занятия, медицинская служба - оздоравливать их, а педагоги - специалисты ДОУ - готовить детей к школе.

Но полностью перекладывать заботы о детях на плечи базового ДОУ, конечно, семьи не могут, так как их самостоятельность в воспитании - одно из условий существования семейного детского сада. Другое дело, что базовый детский сад обеспечивает такое просвещение семей, которое помогает родителям быть грамотными: для них ДОУ проводит тематические беседы, конференции, консультации, «круглые столы», родительские вечера по методикам преподавания дисциплин и вопросам семейного воспитания. В результате такой прицельной и серьезной работы воспитатель семейного детского сада - один из родителей - может вести дома со своими детьми такие занятия, как математика, развитие речи, рисование, аппликация, конструирование, лепка, знакомство с окружающим миром, художественная литература, заниматься с ними подвижными играми на прогулке.

Конечно, быть воспитателем семейного детского сада непросто еще и потому, что ему нужно отчитываться не только о своей работе, но и о расходовании бюджетных средств, которые ему дают на воспитание детей. Поначалу с финансовыми отчетами дела шли туго, но недавно Департамент образования существенно облегчил задачу по предоставлению отчетности: уменьшил ее объем. Сегодня семейные детские сады для отчетов используют электронную почту, электронные носители.

Журналистам в детском саду № 2634 предложили беспрецедентную возможность посетить на дому семейные детские сады. Самая большая группа отправилась к Анне Червовой - председателю родительского комитета всех семейных детских садов этого базового ДОУ. У Анны и ее мужа Максима четверо детей - две пары двойняшек. Одна пара - сыновья Игорь и Марк, вторая - дочки Кира и Майя. В этой большой квартире все размещаются с удобствами. Самая большая комната отдана детям, кровати тут стоят в два яруса, но зато большую часть комнаты занимают игровые зоны, здесь же стоит детская мебель, которую семья получила от детского сада - кресла и диванчики. Основное богатство квартиры - огромные фотографии, на которых запечатлена вся семья. Мы ходили по квартире, а Анна Сергеевна рассказывала нам о том, почему решила открыть семейный детский сад: «Тому есть несколько причин. Во-первых, в нашей семье всегда большое внимание уделялось здоровью детей и их всестороннему развитию. Нам с мужем по 30 лет, и мы до сих пор с радостью учимся, искренне полагая, что человек с детства должен иметь стремления к познанию («познавая мир, человек познает себя») и цели в жизни, чтобы не делать ошибок в выборе профессии, а сразу выбирать любимое дело без давления родителей, уметь принимать решения и нести за них ответственность, иметь собственное мнение и отстаивать его, быть способным мыслить креативно и развиваться как личность. Мы пробовали отдавать детей и в общеобразовательный сад, и в частные детские сады, в каждом случае страдало здоровье наших детей, как физическое, так и психологическое, так и их образовательная составляющая. Сколько бы об этом ни говорили, в наших дошкольных учреждениях приоритет отдается не сохранению индивидуальности детей с предоставлением им свободы действий и решений, а развитию послушания и навыков коллективизма. Во-вторых, я занималась с детьми с

8-месячного возраста по методикам раннего развития, однако понимала, что все равно не смогу дать им тот уровень дошкольного образования, который доступен профессиональным педагогам-дошкольникам, да и детям все равно необходимо общаться с детьми своего возраста. Форма же дошкольного образования «Семейный детский сад» позволила мне решить проблему общения с другими детьми, равно как и систематизировать имеющиеся у меня материалы и знания, расширить их в процессе получения педагогического образования, а также привести в соответствие с государственными стандартами образования, о возможности чего я даже не подозревала, то есть мое домашнее образование в настоящий момент имеет определенную базу. В-третьих, после неудовлетворительных результатов посещения детских садов дети (с трехлетнего возраста) стали посещать студию раннего развития «Искра» на базе муниципального досугового центра района «Замоскворечье» - одну из лучших, по мнению школьных педагогов ЦАО в плане подготовки к школе. Помимо всего перечисленного наши дети посещают бассейн (с 1,5 лет) два раза в неделю, а мальчики также - секцию карате. Кроме того, мы - активные члены фонда поддержки многодетных, приемных и неполных семей «Дети - наше будущее», в рамках которого мы посещаем огромное количество мероприятий (различные праздничные программы в парках Москвы, аквапарк, теплоходные прогулки и так далее). Естественно, что поскольку все эти акции проводятся в рамках благотворительной деятельности, они, как правило, происходят в будние дни. И мы имеем возможность посещать секции, дополнительные занятия и мероприятия, интересные детям, в силу непривязанности к режиму детского сада. В-четвертых, это же прекрасно: если мама может учиться и работать без отрыва от «производства» - своих детей и ради них, а также заниматься любимым делом своей жизни - детьми, без отрыва от работы и учебы да еще и получать за это вознаграждение».

Нас провожала большая семья Червовых, в которой есть еще две кошки и собачка, и мы откровенно завидовали им, их интересной и насыщенной жизни, их дружбе, их доброжелательности и открытости. До чего же это все-таки хорошо - семейный детский сад!

Говорят мамы - воспитатели семейных детских садов

Олеся Захарова (трое детей - Диана, Ника и Инга):

- Моим детям, так же как и мне, очень понравилась идея, когда воспитанием и обучением по программе, утвержденной Министерством образования и науки РФ, занимается преимущественно их родная мать, а не чужие люди, пусть даже профессиональные преподаватели. По программе «Семейный детский сад» многодетные матери посещают вместе с детьми занятия по физкультуре, рисованию и музыке, остальные занятия проводят самостоятельно. Получают зарплату воспитателя детского сада, компенсацию на питание детей, а также имеют возможность повышать свою педагогическую компетентность, получая второе высшее педагогическое образование.

Лилия Васильева (четверо детей - Лиля, Сережа, Даша, Леша):

- Нашей семье удобна форма семейного детского сада по многим причинам. Во-первых, наш старший сын изначально посещал прогимназию, где не было группы для младшего сына, таким образом, после рождения четвертого ребенка мне было бы очень сложно водить детей в разные детские сады. Во-вторых, дети ходили в садик со слезами и часто болели (а если заболевает один - заболевают все). В-третьих, было нарушено не только физическое, но и психологическое состояние детей. В частности, последней каплей стала история, когда старший сын, посещавший прогимназию, в то время еще плохо разговаривавший, проплакал более двух часов, потому что воспитатели не понимали, что он хочет, а маме они не позвонили, так как «у них не было времени всем звонить», после чего мой мальчик слег и долго болел, тогда же на фоне психологической травмы у него проявилась бронхиальная астма. В-четвертых, в свое время, чтобы дети не страдали от отсутствия летнего оздоровительного сезона с учетом заболевания старшего сына, мне пришлось уйти с работы и за последние 9 лет я не получала ни декретных, ни отпускных. Сейчас же мы можем посещать общеобразовательные занятия, не разделяя детей, сохранны их здоровье и психика, в семье царит комфортная обстановка. И дети дружны, и деньги, которые я зарабатываю как мама-воспитатель, мы имеем возможность потратить на дополнительное образование своих детей (они занимаются фигурным катанием), приобретение развивающего дидактического материала (игр, пособий и многого другого) без ущерба для семейного бюджета. Кроме этого, у нас много свободного времени, мы имеем возможность посещать театры, музеи, акции для многодетных семей и чувствовать себя никому не обязанными. Не страдают интересы детей, потому что мама не может себе этого позволить в силу занятости на работе, а детей не нужно отпрашивать из детского сада. Мы считаем, что семейные сады - это рука помощи тем, кто имеет детей с проблемами здоровья и отважился родить еще одного ребенка.

Татьяна Фетисова (трое детей - Андрей, Семен, Лиза):

- В современном мире на детей обрушивается огромное количество информации. Их окружают многочисленные примеры жестокости, насилия, и очень важно, чтобы хотя бы в семье была создана комфортная, психологически приятная атмосфера, способствующая здоровому развитию ребенка. На наш взгляд, именно такая форма образования, как семейный детский сад, очень помогает этому. С одной стороны, маленьких детей не отрывают от мам, у них не происходит психологической травмы, что самые близкие люди - родители - «бросают» их. С другой стороны, мамы чувствуют себя спокойнее, они более уравновешены; во-первых, дети с ними, они не беспокоятся, что их плохо оденут на улицу, что дети не будут есть и так далее; во-вторых, мамам не надо разрываться между работой, где зачастую приходится оставаться сверхурочно, и ребенком, нуждающимся во внимании, попечении и ласке; в-третьих, если дети заболевают, можно спокойно лечиться дома столько, сколько необходимо, и не умолять педиатра выписать полубольного ребенка, так как маму могут уволить из-за частых «больничных». Помимо этого, у семьи есть больше возможностей для совместных прогулок, посещения театров, музеев, так как в ее распоряжении не только выходные, в которые, как правило, нужно успеть постирать, приготовить и убрать в квартире на всю следующую неделю, но и будни, когда в этих местах не так многолюдно. Дети могут посещать разнообразные секции, кружки, поскольку они не связаны режимом детского сада. Опять же на лето мама с детьми может выехать на дачу, взяв с собой необходимые пособия для проведения занятий: и дети - на воздухе, и мама не переживает из-за необходимости решать вопрос совмещения детского летнего отдыха с работой (имеется в виду, что либо страдает финансовая составляющая - работающая мама берет отпуск за свой счет, либо продолжительность детского оздоровительного сезона сокращается в разы). Кроме того, для нашей семьи очень существенно то, что данная форма дошкольного образования дает возможность воспитывать детей в соответствии с христианскими ценностями, принятыми в семье.