Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 года №593 утвержден новый раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее - приказ Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. №593; КХ должностей работников образования).

Следует отметить, что Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года №37 (с изменениями и дополнениями), не содержал квалификационных характеристик должностей работников образования, поскольку при определении должностных обязанностей работников образования, требований к их знаниям и квалификации применялись тарифно-квалификационные характеристики (требования), согласованные постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 года №46 (с изменениями и дополнениями от 22 ноября 1995 года).

Указанные тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников образования были официально признаны утратившими силу приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2008 года №665 (пункты 107, 113 приложения 2 к приказу).

Необходимо иметь в виду также, что приказ Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 года №593 на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации не представлялся, поскольку в соответствии с подпунктом «г» пункта 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены приказом Министерства юстиции РФ от 4 мая 2007 года №88) не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т. п.), если они не содержат нормативных предписаний.

Однако, по нашему мнению, такой подход применительно к квалификационным характеристикам должностей работников, которые формируются в соответствующие квалификационные справочники только системно (по разделам с учетом принадлежности к определенным видам экономической деятельности), представляется неверным, поскольку положения, содержащиеся в квалификационных характеристиках должностей, носят по существу нормативный характер, затрагивая трудовые права работников.

Так, они содержат конкретные требования к знаниям и уровню квалификации работников для занятия определенной должности. В случае если уровень квалификации работника, претендующего на должность, не будет соответствовать требованиям, предусмотренным квалификационной характеристикой, работодатель со ссылкой на эти квалификационные требования может отказать претенденту на вакантную должность в заключении трудового договора.

Серьезные правовые последствия для работников возникают и в других случаях применения квалификационных характеристик. В частности, при прохождении аттестации, которая может служить основанием для увольнения работника, признанного не соответствующим занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, по подпункту «б» пункта 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Нормативный характер требований, содержащихся в квалификационных характеристиках, вытекает также из статьи 57 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает, что если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Особенности применения квалификационных характеристик должностей работников образования

Квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 года №593, как и все другие квалификационные характеристики должностей, содержащиеся в ЕКС, применяются в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм и предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений.

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС состоит, в свою очередь, из четырех разделов: I - «Общие положения», II - «Должности руководителей», III - «Должности педагогических работников», IV - «Должности учебно-вспомогательного персонала».

Раздел «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования

Раздел «Общие положения» КХ предусматривает особенности их применения к работникам образования в целях повышения результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, а также наиболее полного использования профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и обеспечения его эффективности.

В частности, в отличие от раздела «Общие положения» Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года №37, данный раздел КХ должностей работников образования содержит основные составляющие компетентности руководителей, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (профессиональная, коммуникативная, инновационная и правовая).

При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.

В разделе «Общие положения» предусматривается также, что:

- квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, определяемых с учетом особенностей организации их труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников;

- при необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями;

- при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.).

Основания для уточнения перечня работ по должностям работников образования

При уточнении перечня работ, свойственных той или иной должности в конкретных организационно-педагогических условиях, руководителям образовательных учреждений следует руководствоваться Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 года №69 (зарегистрирован в Минюсте России 26 июля 2006 года, регистрационный №8110).

Так, например, в соответствии с пунктом 4.2 указанного Положения в каникулярный период (а также в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменения режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям) педагогические работники (за исключением преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования) осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 этого Положения.

При этом учителя, осуществляющие индивидуальное обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, в соответствии с пунктом 4.5 Положения во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.

Работники из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулярный период в пределах продолжительности рабочего времени, установленной по занимаемой должности, могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.

Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно уточняются выполняемые работниками обязанности и график работы.

Уточнение перечня работ допускается также согласно пункту 8.2 указанного Положения у воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы). Так, в целях отработки воспитателями 36-часовой недельной нормы рабочего времени предусматривается либо одновременная ежедневная работа двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя, либо работа по замене каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих по болезни и другим причинам воспитателей, либо выполнение работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными локальными актами.

Основанием для уточнения перечня работ педагогических работников могут также служить положения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (с изменениями и дополнениями). Так, в целях обеспечения для отдельных учителей гарантий выплаты ставки заработной платы в полном размере предусматриваются случаи их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, если учителям не может быть обеспечена полная учебная нагрузка. Об отсутствии возможности обеспечения учителей полной учебной нагрузкой и о догрузке их другой педагогической работой учителя должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

К таким учителям относятся:

- учителя 1-4-х классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

- учителя 1-4-х классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

- учителя русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

- учителя физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителя иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Разделы квалификационных характеристик должностей работников образования «Должности руководителей», «Должности педагогических работников», «Должности учебно-вспомогательного персонала»

Прежде всего следует отметить, что указанные разделы КХ сформированы из квалификационных характеристик должностей руководителей структурных подразделений, должностей педагогических работников и должностей работников учебно-вспомогательного персонала, включенных в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 года №216н (зарегистрирован в Минюсте России 22 мая 2008 года, регистрационный №11731).

Кроме того, раздел «Должности руководителей» предусматривает квалификационные характеристики должностей руководителей образовательных учреждений с наименованиями «директор», «заведующий», «начальник» и их заместителей, которые в профессиональные квалификационные группы не формируются.

Раздел ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» не содержит квалификационные характеристики должностей профессорско-преподавательского состава учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, а также квалификационные характеристики иных должностей работников этих образовательных учреждений, например должности «специалист по учебно-методической работе», поскольку они будут включены в другой раздел ЕКС. Проекты квалификационных характеристик должностей этих работников разработаны и находятся в стадии согласования в соответствующих структурах Минздравсоцразвития России.

Кроме того, раздел ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» не содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в образовательных учреждениях, но относящихся к общеотраслевым должностям служащих и профессиям рабочих, а также к должностям служащих, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.). В связи с этим при разработке должностных инструкций по указанным должностям следует применять квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

Необходимо также учесть, что при разработке нормативных правовых актов регионального и муниципального уровня (в том числе по вопросам оплаты труда работников образовательных учреждений) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе осуществлять регулирование вопросов, относящихся к компетенции федеральных органов исполнительной власти. Например:

- формировать профессиональные квалификационные группы (ПКГ) по своему усмотрению, в том числе по принципу: руководители, специалисты, служащие, рабочие;

- утверждать квалификационные характеристики должностей служащих и профессий рабочих;

- относить должности работников к иной категории служащих, например, относить к категории педагогических работников массажистов, хормейстеров, художественных руководителей, аккомпаниаторов, инструкторов по лечебной физкультуре, спортсменов-инструкторов; к категории руководителей 3-го уровня (руководители структурных подразделений) - должности старших воспитателей, которые являются педагогическими работниками, входящими в ПКГ «педагогические работники»; к категории специалистов или учебно-вспомогательного персонала - шеф-поваров, заведующих хозяйством, заведующих складом, заместителей руководителей (заведующих, директоров) по хозяйственной работе, относящихся в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей служащих к категории руководителей;

- устанавливать иные требования к квалификации по должностям руководителей, специалистов и других служащих по сравнению с требованиями, предусмотренными квалификационными характеристиками должностей работников, утвержденными в установленном порядке;

- использовать ненормативные наименования должностей (например, применять в общеобразовательных учреждениях наименования должностей «педагог-валиолог», «педагог-библиотекарь», а в учреждениях начального или среднего профессионального образования - наименование должности «старший преподаватель»).

Новации при определении должностных обязанностей работников образования, требований к их знаниям и квалификации

Как и в применявшихся ранее тарифно-квалификационных характеристиках, все квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 года №593, имеют три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

Вместе с тем содержание указанных разделов КХ претерпело существенные изменения.

Так, в разделе «Должностные обязанности» конкретизирован и дополнен перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему соответствующую должность.

Например, содержание должностных обязанностей учителя пополнилось функциями, связанными с использованием разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов; разработкой рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ; поддержкой разнообразных видов деятельности обучающихся, развитием их познавательных интересов, способностей, организацией самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской; реализацией проблемного обучения, осуществлением связи обучения по предмету (курсу, программе) с практикой и другими обязанностями.

Вместе с тем, как и прежде, функции, связанные с осуществлением классного руководства, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и некоторыми другими видами работ, в прямые должностные обязанности учителей, а также преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, предусмотренные квалификационными характеристиками, не входят, а являются дополнительными затратами их труда, подлежащими дополнительной оплате.

В структуре заработной платы выплаты за указанные дополнительные трудозатраты относятся к виду выплат компенсационного характера - «выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных» (предусмотрено п.п. 5.2.7 Отраслевого соглашения по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2009-2011 годы, которое зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости 19 июня 2009 года, регистрационный номер №127/09-11).

Следует отметить, что должностные обязанности всех педагогических работников включают функции, связанные с участием в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы; использованием компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности; обеспечением охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса; осуществлением связи с родителями (лицами, их заменяющими); выполнением правил по охране труда и пожарной безопасности.

Дополнены также требования к знаниям работников образования. Так, теперь, помимо прочего, они должны знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т. п.

Уточнены требования к квалификации руководящих и педагогических работников, содержащиеся в разделе «Требования к квалификации» КХ.

Квалификационные характеристики должностей работников образования уже не содержат дифференцированных требований к квалификации, учитываемых при оплате труда, поскольку в отличие от тарифно-квалификационных характеристик их применение не связано с установлением размеров оплаты труда по разрядам ЕТС. Кроме того, в квалификационных характеристиках требования к квалификации работников существенно конкретизированы.

Так, к руководителям образовательных учреждений и их заместителям предъявляются требования о наличии высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стажа работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшего профессионального образования и дополнительной профессиональной подготовки в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стажа работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

К педагогическим работникам (за исключением тьюторов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, методистов, инструкторов-методистов) предъявляются квалификационные требования о наличии высшего или среднего профессионального образования. То есть лица, имеющие среднее профессиональное образование, по-прежнему вправе занимать должности учителей, воспитателей, педагогов-психологов и других педагогических работников, кроме указанных выше.

В то же время квалификационные характеристики большей части должностей педагогических работников содержат теперь требования о профессиональной подготовке по направлению «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо деятельности в образовательном учреждении, что в ранее действовавших ТКХ предусматривалось лишь по должностям учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и концертмейстеров.

Однако необходимо учитывать, что предъявление к квалификации руководящих и педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в том числе по определенному направлению подготовки, не означает, что отсутствие у работников такого образования может стать причиной для их увольнения в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, если это не подтверждено результатами их аттестации.

Что касается приема на работу в образовательные учреждения лиц, у которых отсутствует высшее или среднее профессиональное образование по определенному направлению профессиональной подготовки, то и в этом случае жесткого запрета нет, поскольку пунктом 10 «Общих положений» КХ предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Комментарий подготовлен специалистами аппарата ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ Верой ПОНКРАТОВОЙ, Жанной ОСИПЦОВОЙ

Раздел ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и федеральные нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с его применением, размещены на сайте профсоюза http://ed-union.ru («Социально-трудовые права работников/Кадры и аттестация»).