- Сегодня в нашем регионе многие профсоюзные организации успешно сотрудничают с работодателями. А развитие социального партнерства в сфере образования Городовиковского района Калмыкии, которое я возглавляла до недавнего времени, берет начало с принятия отраслевого соглашения между управлением образования и райкомом профсоюза в 1991 году.

В 23 учреждениях образования были заключены коллективные договоры между руководством и первичными профсоюзными организациями. Надо отметить, что тексты соглашений и коллективных договоров прошли правовую экспертизу и уведомительную регистрацию в отраслевом рескоме профсоюза и местном управлении труда и занятости населения. Принципы социального партнерства, закрепленные законодательными актами, неукоснительно соблюдаются и сегодня.

К этим принципам в первую очередь относятся равноправие в договорных отношениях, соблюдение сторонами законов и иных нормативных актов, полномочность представителей сторон, свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, взаимная ответственность за невыполнение коллективного договора и соглашения, социальная справедливость, согласованность интересов.

Под моим руководством Управление образования Городовиковского района взяло на себя следующие обязательства: проводить учет и анализ травматизма работающих и воспитанников системы образования; техническую экспертизу длительно эксплуатирующихся зданий и сооружений, обучение работников по вопросам охраны труда с последующей проверкой знаний; создавать комитеты по охране труда в образовательных учреждениях; обеспечивать беспрепятственный допуск технической инспекции профсоюза, уполномоченных по охране труда к посещению образовательных учреждений, рабочих мест без предварительного уведомления; предусматривать ежегодно в смете затрат расходы на финансирование мероприятий по охране труда, включенные в соглашения, в размере не менее 1,5 процента ФОТ, и другие.

Итоги выполнения отраслевого соглашения с тех пор стали заслушиваться в декабре на совместном заседании управления образования и пленума районного комитета профсоюза. Итоги выполнения коллективных договоров в течение нескольких лет рассматриваются на собраниях в трудовых коллективах.

Благодаря успешному социальному партнерству, я думаю, выиграла в целом система образования района. В июле прошлого года я представила республику на Всероссийском форуме-конкурсе «Опыт реализации национальных проектов в малых городах и районах России» в Санкт-Петербурге, где выступила с докладом «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Городовиковском районе РК: проблемы и позитивный опыт» и была отмечена дипломом второй степени.

Конкурсы в рамках ПНПО приобрели в Калмыкии массовый характер, рамки нацпроекта существенно расширились за счет увеличения объемов финансирования отрасли на уровне региона и муниципалитетов. Так, с 2006 года по указу главы республики присуждаются премии лучшим учителям и школам Калмыкии, лидерам в образовании, лучшим профсоюзным лидерам, методистам, школьникам, детским садам. В результате активизировалась инновационная деятельность школ, педагогические коллективы стали более сплоченными. А одним из наиболее важных социальных эффектов конкурсов стал рост доверия к мерам государства, направленным на поддержку и развитие общего образования.